Милицейская нерешительность...

Областная милиция в очередной раз показала, что не зря ест свой хлеб. Правоохранители переловили тех, кто незаконно добывал уголь из недр кузбасских. Всех ли или кто еще остался - неизвестно. Как заверил начальник УБЭП ГУВД Кемеровской области Алексей Иванов, операция "Уголь" будет продолжаться и далее. Пока же возбуждено 13 уголовных дел.
Казалось бы, совсем недавно, два месяца назад, губернатор Кузбасса высказал обеспокоенность в связи с угольными кражами - добычей черного золота без соответствующей лицензии, как тут же, словно грибы после дождя, стали появляться уголовные дела на незаконных добытчиков. Что, в общем-то, хорошо и правильно - воровать нельзя!
Удивляет другое - а что, раньше такой проблемы вроде и не существовало вовсе? Конечно, нет. Как заверил на недавней пресс-конференции Алексей Иванов, работа против расхитителей недр Кузбасса его сотрудниками велась и прежде. Даже пример привел. Мол, в феврале этого года было возбуждено уголовное дело по подобному факту. И все. Большего начальник управления по борьбе с экономическими преступления ГУВД не припомнил.
Получается, за весь год одно дело, а тут - в сентябре-октябре - сразу тринадцать, да еще и по семнадцати преступлениям. Закрыто 13 незаконных разрезов, с которых изъята 41 единица различной техники на общую сумму 12 миллионов рублей. Выяснилось, что выявленный общий экономический ущерб от деятельности подпольных шахтеров составил 677 миллионов рублей. Такая результативность милиционеров весьма приятна, но, согласитесь, по меньшей мере, удивительна.
Невольно складывается впечатление, что милиционеры в области и на местах "все знали, но как-то не решались". Причем "места" эти имеют конкретную географическую привязку: Новокузнецкий, Прокопьевский и Киселевский районы. Именно они отрабатывались в ходе оперативных мероприятий. Что причиной еще такой недавней нерешительности - остается только гадать.
Возможно, робкие милиционеры побаивались. Оно и немудрено, ведь копать уголь в обход закона какой-нибудь "дядя Вася" не станет. Этим занимаются люди серьезные, организованные в различные сообщества, иногда даже преступные. А еще такие люди могут иметь самое высокое покровительство. Почему? Да потому что щедро делятся незаконно заработанными денежками с теми, кто может помешать эти денежки зарабатывать.
Как-то не очень верится, что милиционеры с их развитой агентурной сетью не знали о существовании подпольных разрезов. Тем более что скрыть от постороннего взгляда работу "старателей" - именно так многие жители юга Кузбасса называют нелегальных угольщиков - едва ли возможно. Представьте только, что где-то вдруг появились огромные карьерные грузовики, не менее заметные экскаваторы и прочая крупногабаритная техника.
Если учесть, что незаконная добыча велась чаще всего по соседству с официальными угольными предприятиями, то и вовсе понятно, что "компетентные органы" вряд ли об этом не догадывались.
Что же получается? И милиция, и местные власти, и природоохранная прокуратура не могли не видеть столь наглого разворовывания недр и никак на это не реагировали прежде. А тут вдруг прозрели, и нате вам - сразу тринадцать уголовных дел.
Журналисты не могли не поинтересоваться: а кто же выступает в качестве фигурантов в этих делах и сколько этих людей? На что господин Иванов ответил, что в каждом уголовном производстве участвуют так или иначе 20-30 человек. "Иначе" - видимо, те, кто проходит по делу в качестве свидетелей, то бишь "видел, но ни к чему такому не причастен". Главный экономический милиционер области отказался назвать кого-либо из фигурантов персонально. Оно и понятно: следствие только началось, а кто или что дойдет до суда и дойдет ли вообще - тот еще вопрос. Однако из скупых слов милицейского начальника стало понятно, что пока о привлечении к возбужденным делам персон с громкими именами речь не идет.
Почему? Как пояснил Алексей Иванов, для того чтобы выявить всю преступную цепочку по каждому факту незаконной добычи угля, включая ее организаторов, необходимо было заранее, как минимум за полгода до начала уголовного дела, начать оперативные мероприятия.
Тогда почему это не было сделано? Опять-таки непонятно. Можно предположить, что, после того как Аман Тулеев лично высказался по ситуации с кражами угля, у милиционеров не было времени на раскачку - нужен был результат. Который они и показали. Шутка ли - облет территорий на вертолете, обнаружение злоумышленников, прекращение их деятельности. Прямо гордость берет, какие молодцы - пресекли нарушения законности.
Качество поиска злоумышленников-организаторов, а не рядовых исполнителей-"стрелочников", видимо, дело второе. Ведь если было бы нужно найти руководителей преступных проектов, то милиционеры легко смогли бы сделать это. Ведь они знают, как нужно строить оперативную работу. Напоминаю - за полгода до возбуждения уголовного дела (читай выше).
Хотя одно дело знать, как нужно работать, а другое - работать так, как нужно.
Комментарии читателей Оставить комментарий