Самолет кемеровской сборки

На одном из таких "номерных" заводов (вначале у него был №6, а потом №493) во время войны трудился кемеровчанин Леонид Филимонович Шемаров. Завод располагался в здании, где теперь находится химический техникум, рядом с "Коксом". Леонид Шемаров пятнадцатилетним мальчишкой пришел работать на завод. Правда, до первого рабочего дня в цехе произошло немало другого.
...Из-за сложной обстановки в стране он не смог учиться в школе. Получилось окончить только шесть классов в школе №1, но потом здание школы забрали под госпиталь. Учеников же перевели в другую школу. "Я помогал перевозить некоторые вещи - глобусы, экспонаты, - вспоминает Леонид Филимонович. - В новой школе было сложно учиться, потому что классы были переполнены. Мне пришлось оставить учебу, так как до школы было очень тяжело добираться". Когда Леонид ушел из школы, ему было четырнадцать лет, а на завод брали с шестнадцати. "Дома был совет по решению моей судьбы. Мне предоставили выбор: пойти работать сапожником или парикмахером. Мама была категорически против того, чтобы я работал сапожником, она считала, что все сапожники непременно спиваются, так меня отдали в парикмахеры". Парикмахерская, где работал юный кемеровчанин, находилась в районе крытого рынка. Два года он работал по этой специальности. У молодого парикмахера появились постоянные клиенты, но такая работа была ему не по душе, Леонид Шемаров хотел принести пользу Отечеству. На завод мальчика еще не брали, а из парикмахерской не отпускали из-за нехватки рабочей силы.
...На завод Леонид Филимонович все-таки попал. Молодого парикмахера отправили на сельхозработы в деревню в районе Ленинска-Кузнецкого, там он работал прицепщиком на тракторе. Но парень заболел и был отправлен назад в Кемерово. А подлечившись, прямиком отправился на завод. И упросил начальство взять его на работу. Так пятнадцатилетний Леонид Шемаров стал токарем в механическом цехе. Этот завод был засекреченным и находился в двухэтажном здании, которое "маскировалось" под обычный жилой дом. На первом этаже трудились токари. А на втором этаже была группа, которая называлась ЭКГ, членам этой группы даже удалось собрать самолет (!). Работа над сборкой самолета была строго засекречена. На второй этаж не пускали никого, даже сотрудников завода, опасаясь диверсии. "Мы с ребятами только иногда подсматривали в замочную скважину", - вспоминает Леонид Филимонович. Когда самолет был собран, его отправили на крупнейший авиационный завод в город Омск. Туда же забрали всех 15 сотрудников, кто работал над сборкой. Так что о том, что в Кузбассе был собран самолет, теперь почти никто не вспомнит.
Сам завод выпускал разнообразную продукцию: подъемники для самолета, горелки для сварки, трансформаторы и прочее.
Несмотря на то, что трудиться на заводе приходилось до двенадцати часов в день, свою работу Леонид Филимонович вспоминает с улыбкой на лице, ведь здесь он приобрел настоящих друзей, с которыми поддерживает связь до сих пор: бригадир Каширин, Константин Гурин, Леонид Иванов, Наталья Медвечкина, Андрей Уздемаев...
Коллектив на заводе был сплоченным, да и как можно было иначе прожить в непростые военные времена. "Мы плохо питались, - вспоминает бывший токарь. - За все время войны мы не знали, что такое сливочное масло и мясо, эти продукты нам заменяла селедка. С утра до ночи мы работали, а отпуск был запрещен..."
На заводе Леонида Филимоновича ценили: в 1944 году награжден Почетной грамотой. Вместе с товарищами завоевал 3-е место в социалистическом соревновании комсомольско-молодежных бригад по заводу. В газете "Кузбасс" в апреле 1944-го писали: "Фрезеровка одной детали не клеилась. Мастер Александр Кочурков и токарь Алеша Шемаров сделали приспособление. Набор фрез перенесли на токарный станок... Раньше деталь обрабатывалась три минуты, теперь - несколько секунд. За смену Алеша отфрезеровал столько деталей, что их хватит заводу на два месяца..."
Перевыполняя рабочую норму, Шемаров возглавил движение тысячников и был награжден премией. "Мне дали литр водки, которую невозможно было пить из-за ядовитого цвета и запаха, и еще я получил 6 метров ткани. Водка так и осталась невостребованной, а из ткани мне сшили красивую рубашку-косоворотку".
После войны Леонид Шемаров продолжил образование, окончил техникум и КузПИ. Работал на заводе, был завучем технического училища. Позже стал начальником цеха оборонного предприятия, где проработал 20 лет. За эти годы получил две государственные награды - медаль и орден Почета, четыре министерские награды.
Сейчас Леонид Филимонович хорошо выглядит, с удовольствием общается с друзьями, бывшими сотрудниками завода. Остается пожелать ему здоровья и долголетия, как и всем труженикам тыла.
Комментарии читателей Оставить комментарий