ПЕЙЗАЖ — ДЛЯ ДУШИ. ДА ВИНЧИ — ДЛЯ ГОСТИНОЙ

Как оценить полотно Гогена, Делакруа или Пикассо? Знатоки высокого искусства над подобными проблемами голову и не ломают. Чем “прописаться” в Лувре или Эрмитаже, дабы наслаждаться четкостью линий или сочностью тонов полотен прошлых веков, проще “прописать” копию шедевра в собственной квартире. Нет ничего невозможного для истинного ценителя.
Об этой и прочих особенностях покупательского спроса нам весьма живописно и остросюжетно рассказали служители красок и холста с Аллеи Героев.
КУСОЧЕК ШИШКИНА И НЕМНОГО ПОЛЕНОВА
Сегодня на волгоградском Монмартре можно купить или просто полюбоваться картинами 83 художников. Весной ожидается прибавление в лице еще 15 тружеников мольберта. Стандарт качества здесь, по признанию мастеров, блюдется на совесть. Никакой тебе компьютерной графики. Новые технологии в творческом процессе не задействованы. Только союз художественного воображения и палитры цвета.
— Эти наши работы авторские. Нет такого, чтобы тут — кусочек Шишкина, здесь — немного Поленова... Это единая композиция, составленная художником по собственному замыслу, — словно гид ведет меня по Аллее Героев художница Татьяна Бочкарева. Сама она больше 10 лет продает здесь пейзажи, хотя в душе Татьяна — закоренелый флорист. Дай волю, рисовала бы только цветы. Но в силу специфики покупательского спроса больше приходится работать над пейзажами. Они — самый ходовой товар.
— Часто пишем портреты заказчика в костюмах любой исторической эпохи, — поясняет художница.
Сиротливо вот уже который месяц, если не год, смотрит на прогуливающуюся по Аллее публику Ален Делон. Никто не заказывает мадам Помпадур для своего будуара, не просит изобразить Суворова, чтобы повесить полководца в гостиной, а гордый профиль Владимира Владимировича не востребован покупателем для украшения рабочего кабинета на зависть коллегам по бизнесу. Запросы граждан далее собственного изображения в средневековых одеждах не идут. Правда, бывают и новаторские заказы. Чем плох, скажем, портрет отца семейства в тюремной робе? А что, на нашем Монмартре бывало и такое.
СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ ПО ВОСТОЧНОМУ КАЛЕНДАРЮ
— Просьба клиента для нас закон, — рассказывает Татьяна Бочкарева. — А просят клиенты о разном. Однажды заказали картину, на которой были бы изображены рядом тигр, удав и кабан. Странный заказ покупатель объяснил просто: члены его семьи родились под знаками Тигра, Кабана и Змеи. Эти животные на одном полотне просто несовместимы по причине того, что они обитают в разных географических зонах.
В этом и заключалась главная сложность предстоящей работы, а вовсе не в отсутствии “натурщиков”. Но художница-таки переселила обитателей прерий, субтропических лесов и прочих климатических зон на одно полотно. В таком составе они и перекочевали в собственность клиента, чтобы радовать его любимых домочадцев.
УХОДЯЩИЕ С ПЛЕНЭРА
Это у Эмиля Золя его персонаж Клод Лантье, протопипом которого считают родоначальника французского импрессионизма Эдуарда Мане, любил рисовать на пленэре, или, иначе говоря, на местности. Если ваял герой романа рассвет на Сене, то, будьте уверены, с первыми лучами солнца он уже был у причала с мольбертом и красками.
Сегодня пленэр уходит в прошлое. Волгоградские потомки чаще обращаются к фотографиям, их компиляциям, нежели к картинам живой природы.
Это упущение, по словам художников, компенсируется лучшим качеством исполнения. На пленэре тонко не пропишешь. Хотя Левитан поспорил бы...
Кстати, о великих... Копии шедевров живописи — не выдумка автора какого-нибудь остросюжетного детектива. Картины действительно можно подделывать, максимально приблизив и манеру писания и цветовую гамму к оригиналу. Как нам объяснили волгоградские художники, это не проблема. Единственная загвоздка — хорошая репродукция, ведь мастер в Эрмитаж или Лувр не отправится за вдохновением и натурой.
Художник Александр Чуканов сталкивался с подобными заказами. Он рисовал копии шедевров Щербакова, Шишкина, Саврасова. А вот повторять импрессионистические мазки ему приходилось не часто. Маловато будет в Волгограде клиентов со столь высоким художественным вкусом.
Сколько будет стоить копия, например, “Моны Лизы”, художники ответить затруднились (по неофициальным сведениям, гораздо ниже стоимости оригинала, хотя все равно окажется по карману не всякому покупателю), но пообещали сделать все в лучшем виде. Так, что сам Леонардо да Винчи не отличил бы.
НА ПЕСКЕ РИСУЮТ НЕ ТОЛЬКО РОМАНТИКИ
Рисуя акрилом и гуашью на мешковине или материи, волгоградский поклонник творчества Микалоюса Чюрленеса по имени Владислав старается не входить в рамки какого-то одного стиля. Говорит, что любит различные техники и смелый эксперимент.
Рисует Владислав уже 36 лет. Свою первую картинку, выполненную в реалистичном стиле, он помнит до сих пор. На ней, будучи еще в 4-летнем возрасте, будущий художник изобразил белочку с шишками.
Сегодня белочек с работ Владислава вытеснили коты.
— Этих загадочных животных нельзя приручить. Они сами выбирают себе хозяина. Потому заслуживают всяческого уважения.
На картинах художника они выбрали в качестве своего хозяина шарманщика, одинокого саксофониста, бредущую под дождем женщину.
За вдохновением в отличие от многих своих коллег Владислав ездит далеко. В Чехию, Египет, Швецию, Турцию, Финляндию... Сюжеты, например, двух городских пейзажей, выполненных на... песке (новый эксперимент), навеяны посещением Праги. Полюбоваться ими может любой прохожий. Но, как оказалось, не любой прохожий их может приобрести. Расценки от 200 рублей до 2,5 тысячи могут прийтись кому-то по карману, но не в любые руки автор отдаст свое творение. А на вопрос, до какого пота можно торговаться за каждую кошку на картинке, он ответил:
— Все зависит от человека. Если не понравится его поведение, могу вообще не продать. А понравится — и половину суммы уступлю.
ШТРИХ ОТ ЛАО-ЦЗЫ
Однажды к Владиславу подошел человек, который хотел заказать свой портрет. Но не обычный, статический.
— Он попросил меня нарисовать его таким, как я его вижу. И я выполнил портрет в своем традиционном стиле, на темном фоне... Я руководствуюсь в работе некоторыми критериями. Например, только во тьме виден свет, только в молчании слышен слог. Я сделал моего заказчика “светом”.
А критерий оказался древним изречением китайского мудреца Лао-цзы. Так что живопись может пересекаться не только с рыночными отношениями, но и с философией.
“НЕ ЛЮБЛЮ РОЗОВЫХ СЛОНОВ”
Прикладник художнику не конкурент, а коллега и эстетическое дополнение, считают расположившиеся рядом с живописцами рукодельницы. Однако продажа их товара — пасхальных яиц, картин из бисера — тоже подчиняется определенным законам потребительского рынка.
— Я свои картинки не делаю для публики. И человек порой проходит мимо них, хотя я считаю, что они выполнены хорошо. Такое отношение подстегивает сделать какую-нибудь ерунду, — рассказывает прикладник Ольга Викторовна Костолева. — Я леплю из керамики фигурки. Так вот, не нравятся мне розовые слоны и свиньи. А людям нравятся, что меня всегда удивляет. Вот и ответ на вопрос. Да, бывает, что мы делаем на публику. Но все-таки 60 процентов моих работ мне нравится.
Активно несет культуру в народные массы еще один прикладник, Галина Ивановна Малышева, создающая экологически чистые панно из всевозможных натуральных материалов — пробки, сухого лотоса, кокоса. По ее мнению, за последние 15—20 лет культурный уровень волгоградцев заметно снизился. Магазины наводнил ярко-пестрый ширпотреб из Китая и Турции. А народное творчество оказалось забыто. Однако этот факт женщину не расстраивает.
— Я вот пока еще ничего не продала. Да это и не важно. За часы, которые я простояла тут, померзла, несколько человек заинтересовались моими работами. Это тоже стимул. Тем более что некоторые прохожие даже идеи оригинальные подкидывают для будущих работ. Персональные выставки возможности провести нет, да, может, и не нужны они вовсе. Так что наш “Монмартр” не базар, не рынок. Я считаю его музеем под открытым небом.
Комментарии читателей Оставить комментарий