Ирина БОГУШЕВСКАЯ: “ТОЛЬКО МУЗЫКА ДЕЛАЕТ МЕНЯ СЧАСТЛИВОЙ!..”

Приезда Ирины Богушевской в Волгоград ждали с большим нетерпением, без сомнения, ее истинные поклонники. Их, к сожалению, в нашем городе не так уж много (судя по тому, что многие, пришедшие на концерт, не очень-то представляли себе ее творчество). “К сожалению” — потому что это та музыка, те слова и такое их сочетание, которое, как говорится, “и уму, и сердцу”. И это может подтвердить практически каждый, кто сталкивается с этим впервые. Захватывает, “цепляет” и заставляет возвращаться к этому вновь и вновь.
Ирина Богушевская — уникальное явление в отечественной музыке. Ее музыкальные эксперименты лежат на грани шансона, рок-музыки и авторской песни, но говорить о жесткой стилевой принадлежности ее творчества бессмысленно. Возможно, родись Ирина во Франции, она могла бы считаться обычной певицей, но она живет и работает в России. Хотя, по ее признанию, жесточайший кризис, который был достаточно продолжительным и лишил ее поклонников возможности слышать и видеть певицу на концертных площадках, был связан именно с тем, что она не могла понять, почему ее творчество не нужно родной стране. И одна из самых известных за последние годы песен Ирины — “Улетаю!” — была посвящена этому.
На мой вопрос о том, что же помогло ей справиться с этим кризисом, Ирина ответила очень просто:
— Появление в моей жизни ангела по имени Даниил (второй сын Ирины от брака с Леонидом Головановым. — Прим. авт.).
Ну и музыка, конечно. Об этом Ирина говорила со сцены. Равно как и о том, что только это — занятие музыкой — делает ее счастливой. Хотя она много лет с удовольствием занималась философией, и ей небезосновательно прочили карьеру известного профессора философии. Однако докторскую она так и не защитила: сдала кандидатский минимум, и все, этим просто некогда было заниматься.
— Не жалеете об этом?
— Иногда жалею. Особенно, когда что-то не так складывается. Думаю: “Лучше бы я философией занималась!”
— Занятия философией сказались каким-то образом на вашем творчестве?
— Да, наверное... Понимаете, когда я поступала на философский факультет МГУ, то изначально хотела получить широкое гуманитарное образование. А когда ты много лет подряд читаешь и изучаешь все это, то впитываешь, впитываешь... Так что, несомненно, это сказалось и на моем творчестве...
— Ирина, скажите, где вы берете сюжеты для ваших песен?
— Отовсюду...
Отвечая на этот вопрос, она развела руками так, словно стремилась охватить весь мир. Вообще жесты певицы на сцене — тема особого разговора. У Ирины они очень естественны. Если где-то и кажутся чуть театральными, то это скорее от волнения, нежели от стремления к вычурности.
— Ваши песни автобиографичны?
— Да, их можно даже назвать таким своеобразным “лирическим дневником”. С 14 лет, когда я начала писать песни, это было вообще сплошное описание того, что со мной происходит. Затем, конечно, все это несколько менялось и трансформировалось, но каждая песня по-прежнему остается моим личным переживанием и моей личной судьбой.
Программа Ирины Богушевской, с которой она гастролирует, называется так же, как новый альбом певицы — “Нежные вещи”, хотя и построена с дополнением нескольких старых песен и композиций. Так же, как и альбом, вся программа — это акустический сплав самых разных музыкальных жанров, от блюза до босса-новы, объединенных авторской лирической поэзией и основанных на звучании четырех основных акустических инструментов: контрабаса, рояля, гитары и ударных. Этот квартет звучал весь концерт, за исключением босса-новы “Здесь и вместе”, которую Ирина исполнила под одну гитару. Стилевой диапазон концерта получился широким: от медленных фокстротов “Вечер и ночь” и “У нас в раю” до танцевальных треков “Устами младенца”, “Луч”, “Улетаю!” или “Не из твоего ребра”, навеянных латиноамериканскими ритмами.
Танцевальными ритмами, кстати, не преминули воспользоваться юные зрители из зала, выделывая танцевальные “па” в проходах между креслами. Чем несказанно порадовали певицу.
— Дети — это самые благодарные и самые безыскусные слушатели. Если им нравится, значит, все нормально, значит, мы играем правильную музыку, — сказала она.
Впрочем, как призналась после концерта Ирина, ей очень понравились волгоградские зрители. Так же, как и сам город:
— У вас просто удивительный, потрясающий город. Вы, наверное, привыкли к тому, что вы живете в таком городе, а меня многие вещи просто откровенно потрясли! Конечно, самое сильное впечатление от посещения Зала Памяти на Мамаевом кургане. Мы вышли оттуда притихшими и... И даже, наверное, несколько потерянными... Особенно меня поразила там одна надпись. Я не помню сейчас фамилию, но девушке, погибшей здесь, на этой высоте, было всего 18 лет. Представляете, 18! И самое удивительное: люди погибали здесь, под Сталинградом и в Сталинграде, когда никто не мог сказать, будет ли вообще Победа...
В память о тех, кто погиб здесь и принимал участие в этой великой войне, Ирина Богушевская исполнила свою самую пронзительную песню, услышав которую редко кто не прослезится! “Рио-Рита”... Песня, ставшая своеобразной одой целому поколению, довоенному и послевоенному, хотя написана на несколько десятков лет позже. Но удивительная способность этой женщины состоит в том, что она настолько глубоко “вживается” в то, о чем пишет свои песни, что по-иному просто и быть не может...
А еще Ирина очень благодарный человек. И это было видно как по отношению ее к залу: от “пробного” и даже немного застенчивого до благодарно-восторженного, так и по отношению к своим музыкантам, состав которых весьма интернационален: пианистка Светлана Мочалина, кубинский контрабасист Абелардо Альфонсо Лопес, гитарист Иван Жук, барабанщик Антон Дашкин и саксофонист Николай Семенов. Это не могло не отразиться и на самом концерте: горячие танцевальные ритмы, импровизационная легкость, экзотический привкус и неповторимое сольное выступление Абелардо. “Это просто безумное счастье, — говорит сама певица, — работать с ними! Я долго искала людей, которые были бы не только профессионалами, но и родственными душами. И, наконец, мне повезло”.
Музыка Ирины Богушевской неразрывно связана с ее стихами, глубокими и понятными на уровне сознания, сердца и мурашек, бегущих по телу. Каждая песня имеет конкретного адресата из реальной жизни, за каждой строчкой стоит реальный человек, однако песни универсальны. О любви. “О чем еще может петь женщина? Не о подъеме же сельского хозяйства!” — совершенно справедливо говорит эта удивительная женщина.
Программа получилась внушительной, из двух отделений, не считая общения Ирины с публикой, чтения “записочек” из зала и выходов на бис, но пролетела она совершенно незаметно — на одном дыхании. Как для Ирины, так и для зала...
Комментарии читателей Оставить комментарий