“МЕТАЛЛОЛОМКА”: ПОСТИНДУСТРИАЛЬНЫЙ СИНДРОМ

С этим злом в нашей стране за последние полтора-два десятилетия столкнулся едва ли не каждый ее житель. Если не прямо, то опосредованно.
Речь идет о краже металла. И если сначала тащили только то, что можно было сдать как “цветмет” (и аббревиатуру ведь выучили — цветмет, чермет), то потом стали тащить все подряд: начиная от ложек и поварешек на дачах до станков на заводах и труб с оросительных участков в бывших колхозах и совхозах. О проводах с линий электропередачи и говорить не приходится!.. И даже участившиеся случаи такого “промысла” со смертельным исходом никого не останавливают!.. А чего только стоит самый настоящий вандализм на кладбищах, когда оттуда уносят кресты и памятники, или погнутая миска для собаки во дворе у какой-нибудь бабушки!..
В кого мы превратились? И главное — ради чего? Раньше это объяснялось хотя бы на обывательском уровне тем, что в стране с переходной экономикой высок уровень безработицы, и люди пытаются таким образом хоть как-то прокормить семью... Сейчас же ситуация в экономике несколько стабилизировалась, уровень безработицы значительно снизился, а вот уровень преступности в сфере оборота лома черных и цветных металлов если и снизился, то совсем незначительно.
Так в чем же дело? Почему никто не может навести порядок в этой сфере?
На эти и многие другие вопросы мы и попытались найти ответы в сегодняшних материалах.
ЗАКОНА НЕТ. ДАЕШЬ ЗАКОН!
Вопросом о том, как бороться с хищением лома черных и цветных металлов, озабочены на сегодняшний день все — от Президента и депутатов Госдумы до предпринимателей и бабушек на скамейке у подъезда. Просто потому, что проблема эта на сегодняшний день из просто острой переросла едва ли не в масштабы национального бедствия.
Правда, если верить статистике, то в последние два-три года уровень преступлений в этой сфере стал заметно ниже. Произошло это по нескольким причинам: с одной стороны, потому что свое имущество многие предприятия стали охранять лучше (это же касается и дачных массивов), несколько жестче требования к пунктам приема металла, наработан определенный опыт по борьбе с этим злом, а с другой стороны, как горько шутят многие жители, “все, что можно было утащить и сдать, уже утащили и сдали”...
Насчет того, что “больше сдавать нечего”, это, конечно, преувеличение: запасов лома цветных и особенно черных металлов у нас еще достаточно. Уже хотя бы потому, что наша страна была крупнейшим производителем и поставщиком станков и металлоемкого оборудования едва ли не во все страны мира. Как говорит все та же статистика, 4-я часть всего металлолома находится на территории бывшего СССР. Именно поэтому к ее преемникам сегодня во многом приковано внимание иностранных фирм и компаний, занимающихся переработкой лома черных и цветных металлов. Ведь в большинстве своем все это идет за границу. По некоторым данным, вывоз лома цветных металлов из страны за десятилетие вырос в 130 раз.
Рассказывать далее о том, насколько это кричащая проблема, вряд ли стоит. Равно как и о том, что решать ее надо в первую очередь законодательно.
Проблемы с оборотом черного и цветного лома стали проявляться ощутимо еще в 90-х годах. Причем на всех уровнях. И первыми отреагировали регионы. Почти в каждом субъекте Федерации были приняты местные законы, пытающиеся хоть как-то урегулировать этот вопрос. Однако в конце 2000 года, когда региональные законодательные нормы стали приводиться в соответствие с федеральными, большинство этих местных законов были признаны утратившими силу. И вряд ли можно не соотнести это с тем, что именно в это время количество краж черных и цветных металлов, зарегистрированных органами внутренних дел, резко возросло.
В том же 2000 году Госдума приняла закон, запрещающий до 2005 года вывоз металлолома из России. Совет Федерации одобрил, однако Президент РФ его не подписал. Вето Президента Госдума преодолела, но закон был отклонен Советом Федераций. Далее начинается очередная чехарда с принятием каких-либо законодательных актов в этой сфере.
В 2001 году Калининградская областная Дума внесла в Госдуму соответствующую законодательную инициативу, которая пролежала там 3 года и в апреле 2004 года была отклонена.
В июне 2002 года Саратовская областная Дума поддержала обращение Волгоградской областной Думы к Правительству РФ и Государственной Думе о введении государственной монополии на сбор, утилизацию и реализацию лома, отходов цветных и черных металлов и их сплавов, однако реакции на эти действия не последовало.
С 30 марта 2004 года “пылится” в Госдуме принятый к рассмотрению проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон “Об отходах производства и потребления”, предусматривающий ужесточение порядка заготовки лома металлов. Наконец, в июле прошлого года после долгих мытарств закон об этом Государственной Думой был принят в первом чтении, но Президент его отклонил, указав на нечеткость формулировок и несоответствие требованиям и нормам, предъявляемым к приему, переработке и реализации лома черных и цветных металлов на сегодняшний день.
На сегодняшний день на рассмотрении депутатов Госдумы находится более десяти законопроектов, связанных с регулированием рынков черного и цветного металлолома. В совокупности они призваны решить три основные проблемы: составить раздельные юридические базы для работы с цветным и черным ломом, сократить количество игроков на этих рынках и ужесточить ответственность за хищения лома цветных металлов.
Впрочем, отклонив законопроект, Президент страны дал строгие и четкие указания по его доработке. Как сказал начальник отдела металлургического комплекса Федерального агентства по промышленности В. М. Некрасов, присутствующий не так давно на одном из последних заседаний областной межведомственной комиссии по регулированию оборота лома отходов черных и цветных металлов и их сплавов, Президент дал поручение создать специальную комиссию по доработке закона, курировать которую от правительства поручено Минпромэнерго.
И одной из главных задач, с которой прибыл в регион Виталий Михайлович, заключается в том, чтобы собрать предложения местных промышленников и специалистов в области регулирования лома черных и цветных металлов по доработке этого законопроекта. Выступая на заседании комиссии, В. М. Некрасов в то же время заметил, что как бы там ни было, а слишком уж кардинальных мер по борьбе с этим злом в законе все равно не предусмотришь, поскольку без металлолома сегодня никак: он обеспечивает более 10 процентов потребностей металлургии в сырье, и при этом его применение экономичнее и более экологично. Не менее 50 процентов лома черных металлов идет на экспорт. Если же говорить о госмонополии на оборот лома, то у государства вряд ли найдутся средства для вложения их в заготовку этого вида сырья, поскольку величина финансовых потоков здесь равна примерно бюджету всей страны.
По тому, что и как нужно изменить в законе, предложения получены уже из 73 регионов. И, как ни парадоксально, заметил Виталий Михайлович, “предложения эти взаимно исключают друг друга: одни предлагают ужесточить госконтроль за оборотом, другие — разрешить заготовку всем и каждому”. Кроме того, нельзя не сказать и о том, что на разработку этого закона сильно влияют лоббистские группировки. Из-за них сроки подготовки законопроекта к передаче в Думу все время сдвигаются. Последним сроком пока еще является апрель этого года, однако, судя по всему, он снова будет смещен.
Но тем не менее уже одно то, что чиновники от Правительства едут в регионы для того, чтобы получить предложения от местных властей, говорит о том, что проблемой этой они озабочены всерьез. Господин Некрасов высказал надежду на то, что именно из регионов придут наиболее значимые поправки, поскольку “сидя в Москве, всех реалий не учтешь”. Свои предложения в этой области высказали и специалисты нашей области, занимающиеся этим вопросом. Заключаются они в следующем: лицензировать оптовую торговлю ломом, под видом которой зачастую ведется его незаконная заготовка, увеличить число проверок хотя бы до двух в год, увеличить мизерные сборы за выдачу лицензий и главное — закрепить право лицензирования за регионами.
На сегодняшний день в Волгоградской области работают 72 организации, осуществляющие сбор, переработку и реализацию лома черных металлов, и 20 — лома цветных изделий. В регионе действуют 220 приемных пунктов.
По словам начальника управления науки, промышленности и природных ресурсов областной администрации А. А. Невструева, в каждом районе области созданы комиссии по незаконному обороту металлолома, подобные областной. Количество легальных заготовительных предприятий растет, что, по его мнению, свидетельствует о том, что участники рынка чувствуют определенный прессинг и решают выйти из тени, чтобы вести цивилизованный бизнес. В 2005 году управлением проверены все приемные пункты, легально действующие на территории региона, 12 организациям выписаны представления о нарушениях, деятельность 8 приостановлена, а у 4 за различные нарушения лицензии были аннулированы.
По распоряжению губернатора области в апреле 2006 года будет проведен традиционный месячник по борьбе с незаконным оборотом лома. Это хороший способ провести проверки пунктов приема металлолома, которые по федеральному законодательству можно проводить только один раз в год, провести их общими усилиями заинтересованных ведомств. И толку от этого будет, соответственно, больше...
В начале марта сотрудниками ДПС Красноармейского РУВД для банальнейшей проверки документов была остановлена маршрутка. Каково же было удивление инспекторов, когда вместо пассажиров они в салоне обнаружили... крышки канализационных люков общим весом в полтонны. Объяснить, откуда взялось столько крышек, водитель не смог. А посему был препровожден в райотдел для дальнейшего разбирательства. Хотя и так все, увы, предельно ясно.
Светлана ДУДКОВА.
КАК СКВОЗЬ ЗЕМЛЮ ПРОВАЛИЛИСЬ
за год в Волгограде пропадает до 300 люков
Мама с детства учила меня не наступать на крышки канализационных люков. Говорила, что плохая примета (только этот довод цеплял мое воображение, заставляя делать шаг шире). Сейчас понимаю, всю ценность привитой привычки. Смотреть под ноги весьма полезно для здоровья, особенно в эпоху рыночных отношений.
И вы, господа, смотрите под ноги. Иначе споткнетесь о человеческую хозяйственность (выраженную, главным образом, в присвоении всего похожего на бесхозное) или провалитесь в пропасть, собственноручно разверзнутую собирателями металла. Прииски волгоградские “металлисты” основывают везде где душа пожелает: и в воздухе (срезают километры проводов), и на земле. Не оставляют без внимания они даже обычные, ничем на первый взгляд не примечательные канализационные люки.
Сколько в Волгограде люков, не знает никто. Некоторые из них лежат себе живые и невредимые лет эдак сорок-пятьдесят, а то и все сто, привлекая иногда взгляд прохожего выбитым на крышке знакомым географическим названием. В дело латания наших коммунальных подземных владений внес лепту не один город. В 1970-х Волгоград снабжал люками Воронеж. Приходили они из Ржева и Курска. Нашли мы после долгих прогулок на свежем воздухе и необычные люки. Например, выпущенный на Макеевском заводе на Украине. Теперь бы этот люк считался импортом.
Когда впервые была положена металлическая “крышка” на царицынскую землю, ознаменовав собой технический рывок российской провинции, сказать сложно. Если первому канализационному проекту нашего города уже 93 года, то и первому люку — ненамного меньше. Кстати, мы отыскали этого долгожителя, выпущенного чугунолитейным заводом Царицына. Чуть помладше будет сталинградский люк, тоже много повидавший на своем веку.
Пережили наши многострадальные люки военные бомбежки, цокали по ним дамские каблучки, знали они колеса телег и шипованные шины “Мерседесов”, их полоскали дожди и раскаляло солнце. Среди всех этих стихий самой разрушительной оказались демократы, которые со временем тоже добрались до люков. Этого натиска продукт отечественной металлургической промышленности не выдержал. И постепенно стал исчезать в направлении близлежащих металлоприемников при помощи и непосредственном участии местного населения.
— В год по 300 люков у нас в городе “улетает”, — рассказывает руководитель управления благоустройства департамента городского хозяйства Николай Васильевич Гребанов. — Чугунные воруют активнее, чем стальные. Их разбивают и сдают по частям. Вот на 51-й Гвардейской недавно исчезло шесть люков. Как сквозь землю провалились. И никто не понимает простой вещи — сами у себя воруют...
Дырки в асфальте дорожники ограждают, бдительные граждане прикрывают их покрышками, палками, иногда даже затыкают новогодними елками. Но безопаснее от этого на улицах не становится. А новые люки — удовольствие не из дешевых.
Валентин Федорович Петров, заведующий технической частью чугунолитейного цеха Волгоградского тракторного завода, признается, что уж три-четыре года, как они приостановили выпуск этого стратегически важного товара. Нет заказчиков.
— Вообще, выпускаем мы чугунные люки трех разновидностей. Легкие — наиболее распространенные. Они используются на пешеходных путях, везде, где нагрузка на асфальт слабая. Средние люки выдерживают нагрузку и более солидную. Ну и самые выносливые тяжелые — обитатели магистралей и автотрасс.
Когда Валентин Федорович оценил вес люка в цифрах, мне осталось только проникнуться сочувствием к ворам. Вес “кругляшки” — 40—50 килограммов (плюс-минус полтора-два кило). Корпус, который остается в земле, весит еще столько же.
Выпустить люк, который бы невозможно было украсть несознательным гражданам, на заводе не пробовали.
— Мы в производстве строго ориентируемся на ГОСТы. А по ГОСТам мы не имеем право ставить фиксаторы, изменять диаметр изделия и т.д.
Если бы можно было обойти стороной ГОСТ, обычные волгоградцы за это многое бы отдали. Например, жительница Красноармейского района Наталья Васильевна, которая недавно позвонила нам в редакцию и рассказала, что ее сын едва не разбился, угодив в открытый люк:
— Бабушка подхватила, а так и не знаю, что было бы.
Этот случай произошел в районе детского сада № 374. А сколько разворовано люков в других районах, возле школ, детсадов, во дворах? Если присовокупить к нашей врожденной безалаберности особенности уличного освещения, то жизненных взлетов и падений нам просто не избежать.
Так что смотрите под ноги, господа...
Дарья ДОБРИНА.
К МЕТАЛЛУ ВНИМАНИЕ ОСОБОЕ
По информации, предоставленной Управлением по борьбе с экономическими преступлениями, на территории Волгоградской области зарегистрировано 92 организации, имеющих лицензию на заготовку, переработку и реализацию лома цветных и черных металлов. Из них 20 организаций обладают лицензией на работу с ломом цветных металлов и 72 — на лом черных металлов. Всего же в области находится 246 производственных площадок по заготовке и переработке лома металлов.
Вместе с тем, несмотря на кажущееся благополучие в этой сфере, работа для милиционеров находится. В частности, в соответствии с указанием начальника ГУВД Волгоградской области Михаила Цукрука на территории области с 6 марта по 6 апреля проходит месячник по контролю за деятельностью предприятий, занимающихся заготовкой, переработкой и реализацией лома черных и цветных металлов. Кроме этого одной из основных задач месячника является выявление нелегальных цехов.
Надо сказать, что месячник уже дал весьма и весьма любопытные результаты. Так, в результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий было выявлено 24 нелегальных пункта приема цветных металлов. В основном в районах Волгоградской области. Большинство из выявленных пунктов были расположены в гаражных кооперативах или промышленных зонах. В сельской местности нелегальные приемные пункты обнаруживались, в основном, в частных домах.
За три недели было проведено 211 проверок, по результатам которых составлено 54 административных протокола и возбуждено 15 уголовных дел. Общая сумма наложенных штрафов составила 32000 рублей. Также изъято более 157 тонн лома черных металлов и около 5 тонн лома цветных металлов.
К примеру, в ходе оперативно розыскных мероприятий, направленных на выявление фактов незаконной утилизации лома цветных металлов, в Михайловке для проверки документов была остановлена грузовая “Газель”, в кузове которой было две тонны лома цветных металлов.
Напряженной остается и ситуация с кражами проводов с линий электропередачи. Особенно активны воришки в Среднеахтубинском, Быковском, Николаевском и Урюпинском районах. Именно поэтому эти районы находятся под пристальным наблюдением оперативников УБЭПа.
Зачастую раскрытие подобных преступлений осложняется тем, что владельцы проводов обращаются в милицию спустя длительное время, когда преступников уже и след простыл. Поэтому на днях сотрудники УБЭП совместно с представителями ОАО “Волгоградэнерго” провели совещание, основной целью которого была координация совместных усилий по профилактике этого вида преступлений.
Зачастую преступники, чтобы избежать наказания, идут на различные ухищрения. К примеру, не так давно в Среднеахтубинской прокуратуре возбудили два уголовных дела по факту дачи взятки должностному лицу. В качестве этих самых должностных лиц выступали сотрудники БЭП, которые с интервалом в несколько часов задержали два “КамАЗа”, до верху груженных железом. Документов на груз ни в том, ни в другом случае не оказалось. Зато были многочисленные попытки договориться и за определенную сумму отпустить задержанных. Но, как легко можно было бы догадаться, милиционеры оказались неподкупными...
Комментарии читателей Оставить комментарий