Пока не выпал снег - не грянет гром?

Статистика последних двух лет показывает, что обрушение кровли Басманного рынка в феврале 2006 год, где погибли около 50 человек, - пятая по счету трагедия в Европе такого рода. В феврале 2004 года рухнул “Трансвааль-парк”; в мае 2004 года - фрагмент крыши аэропорта «Шарль де Голль» в Париже; в январе 2006 года в Германии обрушилась крыша катка, под которой погибли 11 человек; спустя три недели, в конце января 2006 года, 65 человек погибли под обрушившейся кровлей ярмарки в польском городе Катовице... Все рухнувшие крыши - большепролетные. В Ростове зданий такого рода хватает: это Дворец спорта, бассейн “Динамо”, междугородный автовокзал, выставочный зал “Югмебель”, Центральный рынок - в них всегда многолюдно, и построены они не вчера. Если учесть, что большая часть обрушений произошла под грузом выпавшего снега, то невольно задаешься вопросом: как поведут себя кровли этих строений в ближайшие зимы?
Речь идет о проблеме снеговых перегрузок. В минувшие годы именно этот фактор риска оказался решающим. Если учесть, что обильные снегопады - это, предположительно, следствия климатических сдвигов, о которых много говорят в последние годы, то явления эти мало предсказуемы. С учетом этого в 2003 году в нашей стране были введены новые нормы снеговых нагрузок объектов. А как быть с теми сооружениями, что уже построены по старым нормативам и находятся в эксплуатации не один десяток лет? Московские эксперты считают, что такие конструкции нужно осматривать минимум раз в два года с момента строительства. “Вероятность отказов несущих конструкций в зданиях, построенных по ранее действующим нормам, резко возрастает в условиях снежных зим”, - подтверждает мнение московских коллег инженер-проектировщик, кандидат технических наук Борис Пушкин. Вот уже 40 лет он занимается проектированием, изготовлением и введением в эксплуатацию зданий с большепролетными покрытиями площадью до нескольких тысяч квадратных метров, как, например строение “Мега-центр” в комплексе “Горизонт” в Ростове.
Именно это здание вызывает большие опасения проектировщика: при его строительстве были допущены многочисленные нарушения и отклонения, которые могут значительно снизить несущую способность покрытия. Случись обильный снегопад - как поведет себя остекленная крыша здания, под которой - залы для проведения массовых мероприятий, а на первом этаже - многочисленные бутики, где всегда есть посетители? Парадокс, но это уже обжитое здание, привычно посещаемое ростовчанами и гостями южной столицы, до сих пор... не сдано в эксплуатацию. Б. Пушкин свою подпись на документе не ставит. «И не поставлю до тех пор, пока покрытие здания не будет оснащено системой мониторинга по ГОСТР 22.1.12 2005. Дело в том, что покрытие усиливали под новые нормативы снеговых нагрузок, но «запасов» прочности на случай сверхнормативных перегрузок там нет», - обозначил свою позицию проектировщик.
Этой зимой владельцы “Мегацентра” едва ли не ежедневно очищали остекленную кровлю от снега, опасаясь худшего. Они готовы понести расходы на создание системы мониторинга, но это невозможно, поскольку нет «детальных нормативных предписаний, определяющих процедуру мониторинга за состоянием большепролетных несущих конструкций» в крупных торговых центрах, спортивных и зрелищных залах.
В Москве, кстати, это обстоятельство учли и разработали соответствующие документы не только строящихся, но и эксплуатируемых зданий. Необходимость и техническую структуру мониторинга определяет экспертная комиссия, оценивающая надежность конструкций и их техническое состояние. Речь, разумеется, идет о конструкциях большепролетных, высотных и других уникальных зданий. Все эти проблемы в Москве решаются на уровне столичного правительства, которое привлекает к работе городской Комитет по архитектуре и градостроительству, департамент градостроительной политики, центр новых строительных технологий. Специалисты этих ведомств разрабатывают нормативные документы и комплексы мер, которые позволят значительно снизить риск эксплуатации большепролетных строений. Но все это - в Москве, где уже столкнулись с обрушениями, человеческими жертвами, с заведенными уголовными делами на тех, кто проектировал, строил и эксплуатировал ...
В Ростове и области к этой проблеме пока не приступали - повода, слава Богу, не было. Но большепролетных общественных зданий, которые эксплуатируются не один год, в области хватает. А мониторинга таких строений - нет. И не будет - пока не будет нормативно-правовой базы, без которой невозможно принять организационные и технические решения по защите и самих зданий, и людей, которые посещают бассейны, вокзалы, выставки и рынки...
Пока снег не выпал и гром не грянул, эта проблема мало занимает власти. Только конструктор Б. Пушкин, беспокоящийся о своем детище, покрытии “Мегацентра”, ходит по инстанциям, требуя исполнения упомянутого ГОСТа. Система защиты от снеговых перегрузок должна быть аналогична системе противопожарной защиты и выполнять три основные задачи: оповещение людей, находящихся в здании, о грозящей опасности; обеспечение быстрого удаления людей из опасной зоны; устранение источника опасности - от ручной уборки снега с крыш до автоматических систем горячего орошения кровли. По мнению проектировщика Б. Пушкина и академика Южно-российского отделения Российской академии архитектуры и строительных наук Э. Полянского, надо начинать действовать на региональном уровне самостоятельно - по примеру Москвы, а столичные документы принять за основу и соответствующим образом адаптировать к условиям юга.
Насколько прочными окажутся снежной зимой конструкции здания, которое так и не сдано в эсплуатацию?
Но одной концепции мало. Кто должен быть инициатором разработки необходимой документации? Какова здесь роль городских властей и МЧС? Какие специалисты должны принять участие в разработке такой нормативной базы на региональном уровне? Пока это вопросы без ответов. До зимы еще есть время и грех его не использовать, чтобы ростовские объекты не попали в печальный список рухнувших зданий.
Елена СЛЕПЦОВА
Комментарии читателей Оставить комментарий