Доверяй, но поверяй!

Установив в квартирах водомеры, многие жильцы очень скоро начинают ощущать существенную экономию. Платить за холодную воду теперь нужно в 2,5 - 3 раза меньше, чем прежде, а за горячую - и вовсе в 6-8.
Единственное неудобство - необходимость периодически их снимать и относить на поверку. Эта процедура сопряжена с материальными (в среднем 150 рублей), физическими (стояние в очереди от 1 до 5 часов) затратами.
Как раз сейчас в Ростове и ряде городов области идет очередная поверочная волна. В счет-квитанциях владельцам водомеров напоминают о необходимости пройти эту не очень приятную процедуру.
Некоторые задаются вопросом: «А как часто должны проводиться поверки и кто эту периодичность устанавливает?». Найти ответ на вполне резонный вопрос непросто даже журналистам, не говоря уже о рядовых потребителях жилищно-коммунальных услуг.
Из ростовского «Водоканала» получили ответ, до этого уже успевший растиражироваться в ряде СМИ: «Раз в два года, согласно законодательству, счетчик следует относить на поверку...». Какого именно законодательства? Как называется этот документ и кем подписан?
В Ростовском центре стандартизации, метрологии и сертификации, специалистам которого Закон РФ №4871-1 от 1993 года «Об обеспечении единства измерений» дает право корректировать межповерочные интервалы, сразу сказали: «Эту тему сложно объяснить простыми словами...»
Еще бы! Ведь, как выяснилось, законодательства, в котором четко написано, что водомеры следует поверять раз в два года, вообще не существует.
Межповерочный период Центр стандартизации, метрологии и сертификации устанавливает и корректирует, опираясь на реальные условия эксплуатации и рекомендации многочисленных институтов Ростехрегулирования (прежнее название - Госстандарт).
- Например, Всероссийский НИИ расходометрии рекомендует межповерочный интервал для счетчиков жидкостей 1 год. Но мы с таким интервалом не согласились и увеличили его до двух лет, - говорит начальник отдела поверки средств измерений, расхода и давления Виталий Алексеевич Гребенщиков.
Столь короткие межповерочные периоды имеют сразу несколько объяснений. Во-первых, очень жесткая вода и неудовлетворительное состояние водопроводов способствуют сужению внутренних диаметров водосчетчиков. Во-вторых, многие водомеры уже изначально не соответствуют эталону.
Раньше перед тем, как отправить прибор в торговую сеть, производитель должен был провести поверку каждого экземпляра. Потом появились другие нормативные документы, в которых записано, что «первичной поверке подвергается, как правило, каждый экземпляр».
Специалисты недоумевают: «Почему в документах, всегда отличающихся точностью и конкретностью, появилось не свойственное им словосочетание «как правило»?
Ведь оно дало производителям повод для вольностей. Поверять водомеры они стали выборочно, например, каждый десятый.
Последствия - самые печальные, в первую очередь, для поставщиков коммунальных услуг, а также коммерсантов, занимающихся реализацией этих средств измерений.
Так, вполне приличная ростовская фирма закупила партию водомеров и совершила удачную сделку: практически полностью поставила эти приборы учета в одну из станиц Краснодарского края. Время спустя кубанские соседи звонят и возмущаются: «Что вы нам подсунули? Водомеры вообще не крутятся...».
Фирма вынуждена была привезти их обратно. Действительно, часть водомеров оказалась вообще не подлежащей реанимации, часть пришлось «приводить в чувство» - промывать - за свой счет. К заводу-изготовителю никакие претензии не предъявишь. Большинство предприятий в техпаспорте указывает, что прибор рассчитан на воду ГОСТ - 2874. А такой идеальной воды в наших трубах просто нет! То есть заводы заранее снимают с себя всякую ответственность за произведенные ими приборы.
- У 54 организаций, занимающихся монтажом водомеров, мы запросили информацию о том, как ведут себя приборы в ходе эксплуатации. Оказалось, многие из них выходят из строя, не отработав и половины межповерочного интервала, указанного в техпаспорте, - говорит Виталий Алексеевич. – В частности, донецкий «Водоканал» представил данные о 17 случаях за четыре месяца, азовский – 20 случаев за 6 месяцев, новошахтинский – 21 за полгода. Причем это только очевидные случаи поломок. А сколько еще водомеров работает с отклонениями от нормативной погрешности!
Импортные счетчики воды вообще не рекомендуется устанавливать. Прекрасный, по мнению Виталия Алексеевича, испанский водомер «Iberkonta», установленный в 90-е годы «Водоканалом» в новостройках, и тот очень быстро не выдержал нашей воды.
По сути мы оказались между ножницами. В рамках европейских соглашений должны подобно другим странам увеличивать межповерочный интервал, но в силу нашей специфики сделать этого не можем. Поэтому пока он составляет два года. Правда, буквально на днях принято решение, что межповерочный период будет утверждать Ростехрегулирование (бывший Госстандарт). Центры стандартизации, метрологии и сертификации должны направлять в Москву лишь обоснованные предложения. Какие последствия это будет иметь – увидим позднее.
Любовь Позднякова
Комментарии читателей Оставить комментарий