]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

НИ ОДИН УСПЕХ ПРОСТО ТАК НЕ ДАЕТСЯ

10:41 6.10.2006

Вы когда-нибудь встречали литератора, который по ночам решает задачки по математике? Лично мне не приходилось. А математика, с интересом читающего литературную критику и все

Вы когда-нибудь встречали литератора, который по ночам решает задачки по математике? Лично мне не приходилось. А математика, с интересом читающего литературную критику и все книжные новинки? Тоже нет? Тогда знакомьтесь — учитель математики Юрий Васильевич Лепехин. Он способен увлечь любого школьника не только алгеброй, геометрией, информатикой, но и чтением современной литературы. После общения с ним даже отъявленный гуманитарий проникнется любовью к синусам и косинусам, а прирожденный математик возьмется на досуге почитать классику. На своих уроках Юрий Васильевич порой читает вслух Шекспира, и это ничуть не мешает ученикам усваивать квадратные уравнения или логарифмы. Наоборот, ребята делают такие успехи в математике, что об этом потом говорит весь город. Они занимают первые места на областных олимпиадах, получают за единый экзамен самый высокий балл, с легкостью поступают в самые престижные вузы.

И БОЛДИНО, И ХЛЕБ

— Юрий Васильевич, у вас, я знаю, своя методика преподавания математики в тесной связи с информатикой. Расскажите, как вы подружили эти два предмета?

— Двадцать лет назад директор школы вызвал меня и сообщил, что со следующего года вводят новый предмет — информатику и вести ее придется мне. Я было возразил, но получил категоричный ответ: “Других специалистов в школе нет. Пойдете на курсы, вас там подучат”.

— Тогда компьютеры были настоящей экзотикой...

— У меня дома был только программируемый калькулятор. Я на нем учил работать сына. Кстати, на первое занятие по информатике он уговорил меня взять его с собой. И в аудитории, полной взрослыми людьми — математиками и физиками, он один задавал вполне адекватные вопросы лектору. И получал на них исчерпывающие ответы. Я тоже тогда увлекся информатикой, и теперь она мое хобби и боль, “Болдино” и “хлеб”. Самое главное, что мне удалось сделать — это соединить информатику с математикой. В преподавании первая помогает последней, и наоборот. У нас бывают такие уроки, когда мы, к примеру, график квадратного трехчлена чертим на доске в кабинете математики, а потом эти же чертежи делаем на компьютере. У меня написано 3 книжки по информатике, одна из них — “45 минут с компьютером”. Эти учебные пособия используют в ВолГУ и “политехе” при работе со студентами.

— Сегодня учитель-мужчина в школе настоящая редкость...

— Трагедия даже не в этом. За последние 15 лет в школах практически не обновлялись кадры. Большинство педагогов имеют стаж более 15 лет. И если раньше директор говорил: “Вот бы мне найти хорошего учителя”, то сейчас умоляет: “Где учитель, дайте любого”.

— А вас что держит в школе?

— Привязанность к ученикам, глубокая любовь к детям и своему делу. Мы пережили тяжелые годы, когда нам почти ничего не платили...

— Не возникало тогда желания бросить школу?

— Нет, наверное, это мое. Говорят же: “Человек на своем месте”. Так это про меня.

НА АРЕНЕ БОРЬБЫ

— Ученики вам, наверное, задают такой вопрос: “Зачем мне, гуманитарию по складу ума, математика?” Что вы им отвечаете?

— Мое глубочайшее убеждение заключается в том, что нельзя разделять детей на тех, кому нужна математика в школе, а кому нет. Сейчас мы стремимся хорошо жить, для этого в стране должна быть не сырьевая экономика, а наукоемкая. Потому нужно всячески двигать науку. А синоним слову “наука” — “математика”. Почему мы сейчас ругаем историю? Да потому что с политикой тесно связана. Сегодня у них Иван Грозный хороший, завтра деспот, через день снова “красное солнышко”. А ведь любой факт нужно научно обосновать, обсчитать. Вот поэтому и историку, и биологу, и химику позарез нужна математика. К примеру, в МГУ уже давно решили, что критерием отбора для поступления на биологию, химию, физику, психологию является именно математика. Раз так, то в школе на этот предмет должно отводиться не три часа в неделю, а шесть, как это было раньше. Что это за наука, если ученик, занимаясь 3 часа в неделю математикой, не вправе сдавать ЕГЭ? Как можно идти на преподавание предмета, зная, что на выходе получится суррогат знаний?

— Но все-таки, зачем нужны в повседневной жизни интегралы и логарифмы?

— Наша практическая жизнь становится более наукоемкой, у нас все меньше остается профессий, про которые говорят: “Бери лопату больше, кидай дальше”. Мой ученик Леша Арьков — выпускник МГУ, а ныне доктор биологических наук, занимается проблемой генома человека. Так это ж математика чистой воды: сочетания “а”, “в”, “с”-хромосом в разных видах и разных формах.

— Хорошо, убедили. Юрий Васильевич, сегодня много спорят о том, чему и как учить. Какого мнения придерживаетесь вы?

— Школа стала настоящей ареной борьбы, все процессы, которые происходят в обществе, напрямую касаются школы. Но для меня бесспорным является доступность образования, бесплатность и качество.

— А что вы отвергаете в нынешней реформе образования?

— Всякие попытки дифференцировать детей по возможностям получения образования. Мы не должны ставить образованность человека в зависимость от толщины кошелька его родителей.

ПО ЗАКОНАМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛОГИКИ

— Юрий Васильевич, ваш ученик в прошлом году написал экзамен на 100 баллов. Поделитесь, вы разгадали секрет ЕГЭ?

— Я очень радуюсь тому классу, который выпустили в прошлом году. Мы показали изумительный результат на едином экзамене по математике. Тешу себя мыслью, что это один из лучших результатов по области. У нас практически все набрали более 80 баллов. Во многих школах наивысший балл был 70. Наш Сережа Жданов написал на 100. Но даже не в нем одном дело. Была целая группа сильных учеников, которые тоже могли бы написать так же при другом стечении обстоятельств. Конечно, за этим стоит напряженнейший труд, продуманная система работы, методика обучения, связанная напрямую с компьютером, и увлеченная позиция самого учителя. Мы неустанно ходим на все конкурсы и турниры, учимся в заочной математической школе при МГУ, участвуем в Международной олимпиаде “Кенгуру”. Заработать в ней 100 баллов из 120 возможных невероятно трудно, а у нас трое ребят достигли 120 баллов. Они оказались победителями по России. На областной олимпиаде по математике наши ученики обычно занимают весь пьедестал. В прошлом году мы участвовали в математическом турнире со студентами ВолГУ. Школьники победили.

— А математика всем дана?

— Думаю, что бесталанных людей практически нет, поскольку математика созвучна глубинным устройствам человеческой логики. Я не встречал за свою жизнь человека, который был бы не способен в математике. Есть более способные, есть менее, есть абсолютно талантливые, есть гениально талантливые. Любой человек может математику усваивать, вопрос только в методике преподавания и в работоспособности. У меня в этом году четверо ребят поступили в МФТИ. А вы попробуйте порешать задачи для этого вуза! Так я сижу как пчелка и решаю. У меня сотни тетрадей с решениями. Математика требует умения постоянно напряженно трудиться. Сначала ведь учитель должен подняться на вершину, а потом тянуть за собой ученика.

ВЕРНИТЕ НАГРУЗКУ

— Не каждый учитель математики сможет сейчас поступить в любой технический вуз страны. А вы сможете?

— Да. Я умею решать вступительные задачи во все вузы. Это невероятно трудно, но иначе нельзя держать уровень математического класса. Лет 15 назад классы с углубленным изучением предмета открыли чуть ли не все школы. Педагоги думали, что к ним придут заниматься прирожденные гении. Оказалось, дети — самые обычные, а вот чтобы их научить щелкать как орешки задачки любой сложности, учителю нужно к каждому уроку готовиться не 20 минут, а три часа, а то и все лето. Жутко трудный материал. Потому через три года математических классов стало в 2 раза меньше, а сейчас их можно по пальцам пересчитать.

— Что в последнее время вас больше всего удивило, задело?

— Новый учебный план для 10-х классов, который введен с этого года. Да такой, что волосы дыбом становятся. Десятиклассникам дают по четыре основных предмета в день, а все остальное по выбору. В итоге они получили только 26 часов нагрузки в неделю. И все это дается под соусом заботы о здоровье ребят. А я считаю, что здоровье может быть только на базе напряженного трудолюбия. Ни один лодырь не доживет до глубокой старости. Школа должна быть строгой, классической, научной, воспитывающей человека быть трудолюбивым. И здоровье — это не значит разгрузить, а дать соразмерную нагрузку. Без нее организм увядает и не развивается.

О ПЯТЕРКАХ И ВЕЧНОЙ МОЛОДОСТИ

— Слышала, что вы как-то своему ученику поставили две оценки в журнал — двойку за контрольную и пятерку за шпаргалку. Было такое?

— Честное слово, не помню, но я всегда нестандартен в оценках. Могу поставить пятерку за вопрос. Например, такой: “Юрий Васильевич, а почему там “bс” больше, чем “bd”?” А я говорю: “Садись, пять”. Если ученик задумался об этом, то, значит, он достиг нужного уровня знаний. Причем ставлю “отлично” прямо в журнал. На уроках часто ребята удивляют меня своими хорошими ответами, и тогда я им говорю, что буду беспощадно ставить пятерки. Могу за урок поставить и две, и три, и пять пятерок. И вместе с тем, кто-то задает вопрос, совершенно глупый, который говорит о полном непонимании того, что здесь происходит. Человек отсидел два урока впустую. И я говорю: “Садись два”. Но в журнал не ставлю.

— У многих учителей есть любимые поговорки или афоризмы, которыми они комментируют работу учеников на уроке. У вас в арсенале имеется что-то подобное?

— Когда ученик витает в облаках или не понимает, о чем идет речь на уроке, я рассказываю свой любимый анекдот. “В село приезжает лектор, чтобы рассказать людям об электричестве. После подробного изложения темы он спрашивает притихших селян, имеются ли у них вопросы. Тут самый бойкий мужичок решается и встает: “Товарищ лектор, а енти трубочки, что к лампочке идут, они как трубочки сделаны али они сплошные?” “Сплошные”, — оживляется лектор. “Тогда как же по ним керосин затекает?” — недоумевает мужичок.

— Юрий Васильевич, вы долго работаете в школе, меняются ли ученики? Какие они сейчас?

— Конечно, меняются. Они очень хорошие. Они несут в себе заряд оптимизма, веры в будущее, они полны энергии, они умные, сообразительные, предприимчивые, они бегают на все олимпиады, радуются своим успехам, стараются поступить. В этом году все мои ученики поступили именно на те специальности, о которых мечтали — самые престижные. В своих группах они занимают по рейтингу первые места.

— Чему вас учат ваши ученики?

— Оптимизму. Будучи рядом с ними, невозможно унывать. Невольно проникаешься молодым задором. Видите, какой я молодой!

Блицопрос

— Юрий Васильевич, в этом году исполняется 75 лет Волгоградскому государственному педагогическому университету. Расскажите, как вы сотрудничаете с этим вузом?

— Я от души поздравляю педагогический университет. У меня с ним связано много теплых воспоминаний. Многие мои ученики поступают в этот вуз. Оттуда приходят ко мне на практику молодые учителя. Я сам три года вел математику в лицее при педагогическом университете. Вспоминаю, что лет 25 назад я ехал вместе с ректором педагогического университета Валерием Ивановичем Данильчуком на съезд учителей. Я тогда обратил внимание на то, что он энергичный человек, отзывчивый на все новое, современное, передовое. Кстати, именно этот вуз, единственный в нашем городе, в свое время стал отбирать учителей, которые работают со знаком качества. В десятку таких вошел и я. Это означало, что отличная оценка, поставленная мной ученику, зачитывалась ему на вступительном экзамене.

— Юрий Васильевич, ваше кредо — постоянство?

— Я работаю в 78-й школе 40 лет. Постоянно на одном месте — учителем, чему очень рад. Один год выполнял обязанности завуча, но мне не понравилось, слишком много бумажной волокиты.

— Вы вошли в число лучших педагогов России, которые получили президентский гранд. Как вы планируете потратить эти деньги?

— Особенно об этом пока не задумывался. Хочется отдохнуть, приобрести новые книги. У меня две своих написаны, хочется их издать.

— Юрий Васильевич, у вас есть любимый математический закон, который вы применяете в жизни?

— Закон транзитивности. Транзитивность — это перенос свойств. К примеру, если я ваш друг, а вы друг Пети, то и я друг Пети.

— С каким девизом вы идете по жизни?

— Иногда люди говорят: “Да, это просто...”. Я им отвечаю: “Ничего просто не бывает. В жизни все сложно, очень сложно, невероятно сложно”. Нужно трудиться, трудиться, трудиться регулярно, напряженно. И только тогда все получится. Ни один успех просто так не дается.

Темы: Волгоград, Общественно-политическая жизнь в России
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>
]]>
Выбор читателей
Глава Минюста предложил принудительно «вправлять мозги» желающим развестись
Ракеты Tomahawk и бомбы GBU-57 принуждают Иран «к миру»: 22 июня Трамп начал свою первую войну
Путин: в старых учебниках по истории нет правды о Великой Отечественной
Зеленский отказался покидать пост президента Украины до конца конфликта
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
Павел Кашин спел о прекрасных временах, когда клоуны работали директорами цирка
«Русская идея» современной войны
«Сочувствую нашим дипломатам, которых, как смертников, послали для участия в переговорах с США и с НАТО»
Наталья Ветлицкая написала новую песню «Моральному кодексу»
Ничего Кроме Правды feat. Магнитная Аномалия «Нирвана» (интернет-сингл)
Nightmare «Encrypted»
«Ласточка-Fest», 25 июня, СК «Лужники»
ЙОРШ, 28 октября, Base
«Варяги» Фюрера
«Идет социальный эксперимент, люди ненавидят друг друга»: Мария Шукшина вскрыла подоплеку ковидных ограничений
Сергей Бобунец закрепил успех песни «Зачем топтать мою любовь»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.