Дело «левых колес»

Дело «левых колес»
О том, что в таганрогской пассажирской автоколонне 1423 с начала года идет полномасштабная проверка, в которой участвуют сотрудники ОБЭП, ФСБ и других правоохранительных структур, пока известно только руководству самого автопредприятия да высшему руководству городской администрации. Шума вокруг этого запутанного дела с первых дней расследования никто поднимать не хотел.
Но шила, как говорится, в мешке не утаишь, и сведения о некоторых предварительных результатах расследования уже начали просачиваться сквозь плотную завесу секретности. За нарушения, которые вот уже несколько лет подряд накапливались и нарастали в системе пассажирских автоперевозок в Таганроге, взялись, кажется, всерьез. В автотранспортной тусовке Таганрога пополз страшноватый слушок: проверка такая, что даже «крыши» не помогают и что якобы есть такое указание – не взирая на чины и мундиры, довести в Таганроге расследование транспортного дела до конца. Рассказывают, что после того, как началось это расследование, у нынешнего генерального директора автоколонны 1423 прямо на рабочем месте случился инфаркт, и он был срочно доставлен в больницу.
О том, что в Таганроге в больших масштабах процветают правонарушения в транспортном обслуживании, газета «Наше время» писала уже не раз. Не исключено, что серия этих публикаций стала одной из причин проведения комплексной проверки. Так это или иначе, а факт остается фактом – даже на предварительном этапе расследования уже вскрыты нарушения, которые могут лечь в основу громкого уголовного дела. Речь о реальных подтасовках в документах строгой отчетности и в организации системы пассажирских перевозок, которые создали условия для серьезных финансовых нарушений. Выясняется, например, что в автоколонне 1423 при попустительстве городских чиновников, отвечающих за работу пассажирского транспорта, как минимум в течение 2006 года применялась хитроумная «схема», позволявшая незаконно получать бюджетные деньги, направлявшиеся на компенсацию оплаты проезда льготников. Схема работала так: под видом большегрузных автобусов, которые должны были выходить на главные городские линии и обслуживать, в том числе, и льготных пассажиров, на маршруты выставлялись автобусы особо малой вместимости «Газели». Причем часть этих «Газелей» вместо того, чтобы отправляться на маршруты, обозначенные в путевых листах, на самом деле работала на «личных» маршрутах частной транспортной компании «Автолайн К», совладельцем которой, по странному стечению обстоятельств, оказался генеральный директор автоколонны 1423 г-н Ливенцов.
В чем же, как говорится, здесь фишка? За мнимую перевозку льготников, которую должны были осуществлять мнимые большегрузные автобусы, которые фактически являлись маленькими «Газелями», автоколонна 1423 получала бюджетные деньги. В то время как «косившие» под большегрузников «Газели» в это время снимали пенки на безальтернативных «личных» маршрутах таганрогских транспортных нуворишей. В результате получался фактически двойной доход, часть которого без зазрения совести клали в свой (а может быть, и в чужой) карман транспортные олигархи.
Все, что изложено выше, не является досужим вымыслом автора. Передо мной лежит агентский договор от 01. 01. 2006 года, который автоколонна 1423 в лице гендиректора Ливенцова заключила с неким предпринимателем М. В договоре, как минимум в двух местах, записано, что Агент (в данном случае предприниматель М.) «осуществляет пассажирские перевозки автотранспортными средствами БОЛЬШОЙ ВМЕСТИМОСТИ на маршрутах, указанных автоколонной, самостоятельно или с привлечением наемных водителей». Наименование и описание транспортных средств, как следует из договора, имеются в Приложении №1 к договору. Открываем это приложение, и что же видим? Под общим заголовком «Перечень автомобильного транспорта» приводится список из 20 автомобилей. Класс и марка, количество посадочных мест и прочие важнейшие характеристики, которые должны присутствовать в таком Приложении, нигде не указаны. Приведены только номера неких анонимных автомобилей. Как выяснилось в ходе проверки, эти автомобили не большегрузные автобусы, которые должны быть выставлены в соответствии с договором, а «Газели». Которые, вместо того чтобы выходить на главные городские маршруты и возить льготников (как и записано в путевых листах), на самом деле обслуживали платных пассажиров.
О путевых листах – разговор особый. Мне удалось просмотреть толстую, внушительную подшивку этих документов за 2006 год, и вот что очень настораживает. В относительно небольшой части путевых листов, в графе «Марка автобуса» записано название большегрузных транспортных средств. В основном это «ЛИАЗ», «МАН», в некоторых случаях – «ПАЗ». В остальных – а таких листов десятки и десятки – не обозначено ничего. Знающие люди объяснили: так поступают тогда, когда на маршрут вместо большегрузного автобуса выпускают малоформатную «Газель». Сокрытие этого факта осуществляется для того, чтобы пустить пыль в глаза транспортному отделу горадминистрации. Руководству этого отдела, видимо, неизвестно, что вместо больших автобусов, которые должны работать по городскому заказу, на маршруты выходят (а то и не выходят вовсе) все те же непотопляемые «Газели»?
Сам собой напрашивается вопрос: транспортное обслуживание – вопрос сугубо хозяйственный, и разве автоколонна не имеет права сама решать, какие автобусы ей выставлять в той или иной ситуации? На этот вопрос исчерпывающий ответ дает Южное управление государственного автодорожного надзора, которое участвовало в совместной проверке. Вот результаты (цитируем их дословно): «В ходе проверки установлено, что в 2006 году ОАО «Автоколонна 1423» эксплуатировало на обслуживаемых маршрутах автобусы, не принадлежащие предприятию, что является нарушением «Правил по организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Ростовской области (Постановление главы администрации РО № 245 от 2000 г.)». Согласно… (правилам) перевозчик обязан иметь собственный транспорт или по договору аренды на условиях ответственности за его содержание и эксплуатацию. Также производилась выдача путевых листов водителям, не являющимся работниками предприятия, что является нарушением Постановления Госкомстата РФ №78 от 28.11.97 г.». Учитывая эти факты, Южное управление государственного автодорожного надзора делает вывод, что «выявленные факты являются нарушениями лицензионных требований… установленных постановлением Правительства РФ № 637».
О наличии собственного транспорта в таганрогской автоколонне 1423 – разговор особый. Вот конкретный факт, каким способом «обеспечивается» в некоторых случаях, например, для участия в конкурсе, это «наличие». Передо мной – Акт проверки технического состояния автотранспорта от 9 декабря 2005 года. Проверка проводилась старшим инспектором ОГИБДД УВД г. Таганрога С. В списке акта фигурируют в числе 22 проверенных автобусов, как минимум два, за номерами Т528МС и 4070РДШ, которые, по оценке специалистов из автоколонны, не пожелавших называть свои имена, находились на момент проверки в состоянии, непригодном для эксплуатации. Однако в акте против этих машин в графе «Обнаруженные дефекты» записано «не обнаружено», а в графе «Заключение» записано «исправно». Что это: непреднамеренная ошибка проверяющего или сокрытие реального состояния автопарка в автоколонне 1423?
Но почему на главном городском пассажирском автопредприятии столько явных и скрытых «проколов» и правовых нарушений? Такое впечатление, будто автоперевозки в Таганроге организуют слабо подготовленные в профессиональном отношении, малоквалифицированные люди. Объясняется все просто: кадровая политика в этой системе давно основывается на личных связях и кумовстве. Тот же Ливенцов не является профессиональным транспортников, он имеет только опыт посредника, приобретенный в частной компании «Автолайн К». Он сменил на посту гендиректора автоколонны 1423 другого непрофессионала – г-на Юдрина, который вел финансовые вопросы на Таганрогском комбайновом заводе, а после развала этого предприятии был «пристроен» в пассажирскую автоколонну. Но с задачами по руководству автотранспортом так и не справился. Тем не менее упоминавшийся нами выше предприниматель М., выставляющий на маршруты «Газели» под видом большегрузных автобусов, по некоторым сведениям, является бывшему гендиректору Юдрину отнюдь не чужим человеком. И вот к чему приводит такая «кадровая» политика – к нарушениям, подтасовкам, и, как следствие, к масштабным проверкам правоохранительных органов.
Сегодня транспортный рынок Таганрога находится в ожидании: чем закончится расследование в автоколонне 1423? От этого зависит ответ на главный вопрос: будет ли наведен порядок в пассажирских перевозках Таганрога? Вопрос этот в Таганроге не просто назрел, он уже перезрел. И ситуация, видимо, зашла настолько далеко, что без ОБЭП и ФСБ обойтись оказалось уже невозможно…
Сергей Вахонин
Комментарии читателей Оставить комментарий