Последний бой майора Проши
Последний бой майора Проши
Елена СЛЕПЦОВа
Международный скандал вокруг воинского захоронения в центре Таллина всколыхнул вечную тему: можно ли тревожить прах павших героев? Казалось бы, ответ однозначен. Кощунством считается перенос могил советских солдат и офицеров из центра эстонской столицы на специальное воинское кладбище. Знают ли об этом в Батайске? Здесь разгорается местный скандал вокруг могилы героя – земляка майора Ивана Проши.
В жестоком и кровопролитном бою 1943 года за освобождение Ростова был смертельно ранен командир 105го полка Иван Проша. Как ни спешили солдаты доставить майора в госпиталь его родного Батайска, он все же скончался от полученных ран. Так и похоронили командира в разорванной гимнастерке, положив ему на грудь автомат. На скорых похоронах присутствовали не только солдаты и офицеры, но и его земляки, жители Батайска, для которых майор Проша был в жизни просто Ваней или Иван Ивановичем. До сих пор живы свидетели того скорбного дня. Много лет земляки ухаживали за памятником, вокруг которого был разбит сквер. Здесь принимали в пионеры, проводили митинги в День победы, сюда не раз приезжали вдова и дети героя. За прошедшие годы памятник сносили и восстанавливали вновь, дав скверу имя земляка – героя. «Для нас Иван Проша был своим, родным, отдавшим за нас свою жизнь. А слово «родина» приобретало у его могилы особый смысл и для взрослых, и для детей», – рассказывают старожилы.
Уже в наши дни над могилой Ивана Проши вновь нависла угроза. В центре сквера решено построить многоэтажный элитный дом. Чтобы не строить на костях, решено потревожить прах солдата. «Мы аккуратно соберем косточки в мешочек», – пообещали местным жителям строители. Застройщик гарантирует, что новый памятник герою станет культурным центром нового микрорайона. Есть и другое предложение – перезахоронить останки Ивана Проши во дворе близлежащей школы.
Все это обсуждается, как само собой разумеющееся. В отличие от таллинских событий планы батайских властей не выгнали горожан на митинги протеста, не было и «живого кольца» вокруг памятника, не звучали речи о «кощунстве», о «надругательстве над прахом героя». Ни одна из телекомпаний области не сделала ни одного репортажа с места события. Ведь неважно, что движет властями, принимающими такое решение: большая политика или большие деньги.
Непонятно другое: откуда берутся двойные стандарты, когда речь идет о переносе воинских захоронений?
У проблемы есть еще одна сторона. По регионам расползается «инфекция»: мода строить элитные дома в центре городских скверов. Те, кто платят за один квадратный метр жилья столько, сколько другие получают в год, хотят, чтобы их дорогостоящее жилье располагалось не на шумной трассе, а в тихом и зеленом месте. Парки и скверы – идеальный вариант. Вопреки градостроительному кодексу, городские власти, как правило, пренебрегают мнением местных жителей. Большие деньги делают возможным все – не только снос парковых посадок, но, как выяснилось, и солдатских могил.
«В Батайске всего три сквера, – пишут нам жители улицы Комарова из Батайска. – В районе «Красного хутора» сквер имени Ивана Проши – единственное зеленое место. Сюда приходят мамы с колясками. Здесь мальчишки играют в футбол. Если посреди сквера вырастет дом – гулять будет негде. А где будут отдыхать жильцы 200квартирного дома, который планируется здесь построить? Один 10этажный монстр уже вырос рядом со сквером – и сразу поднялись грунтовые воды, в подвалах наших частных домов появилась вода, наши огороды закрыты тенью от высотки… А по домам ходят люди от строителей, которые оказывают на нас психологическое давление. Будете, говорят, жаловаться, не дадим вам канализацию, а на месте ваших домов построим многоэтажки. Но мы не хотим жить в квартирах! Мы любим природу и свежий воздух. Но нам сказали, что будут строить, как хотят, потому что в строительстве сейчас беспредел. …Ну, почему «улучшать инфраструктуру района», как выражаются городские власти, нужно за счет его жителей, которым от этого «улучшения» только плохо?»
…Найдутся ли у жителей улицы Комарова из Батайска другие защитники – кроме гвардии майора Ивана Проши? На него – их последняя надежда.

Комментарии читателей Оставить комментарий