ПРАВДА МАЯЦКОГО

ПРАВДА МАЯЦКОГО
В середине 70-х пути-дороги репортерские несколько раз приводили меня в Боковский район - изрядную краюху Верхнего Дона, увековеченного Михаилом Александровичем Шолоховым в самом главном его романе. Нелегко теперь разобраться, чего больше испытываешь при встрече с этой землей через столько лет, - радости или грусти. Щемит что-то в груди, словно невзначай свиделся со своей юношеской незабытой любовью.
Разумеется, за такой солидный срок многое в районе изменилось, и знакомые раньше места не сразу узнаешь. Чему удивляться? Вся страна изменилась, и жизнь в ней иная. По Боковской, правда, мальчишки по-прежнему носятся на велосипедах, как и их родители когда-то. Да вот только сегодня у каждого второго - плеер, мобильник, все сызмальства в компьютерах смыслят, хотя бы даже и на уровне "стрелялок".
Станичный центр узнаваем. Административные здания советской еще постройки, памятник Подтелкову - красному герою гражданской войны, ставшему всемирно известным опять-таки благодаря автору "Тихого Дона". Хорошо просматривается частная торговля, возвышаются над другими добротные дома "не нашего" кирпича. Их обладатели обладают, судя по всему, и доходами повыше среднестатистического. А вот от колхозов и совхозов былого времени и следов почти что не осталось. В сельском же районе именно такими хозяйствами чаще всего интересовались съемочные группы областного телевидения, в которых был я когда-то кинооператором. Снимали мы, разумеется, и сюжеты о местных достопримечательностях: домике Шолохова в станице Каргинской, где молодой писатель работал над своими рассказами и первоначальным вариантом романа "Донщина", станичной школе, на строительство которой в 1960 году Михаил Александрович передал полученную им Ленинскую премию. Запомнились съемки музея истории Боковского района с его интереснейшими документами, уникальными экспонатами, старинными предметами быта донского казачества. Подобным в те времена мог похвастать далеко не каждый крупный город. Музей создали по инициативе первого секретаря райкома партии Маяцкого. Наш редактор Володя Василенко замыслил было снять с ним интервью на фоне музейной экспозиции. Руководитель района, однако, наотрез отказался от этого предложения.
- Я дал лишь идею, - объяснил он, - а все организовали и оборудовали наши ветераны Александр Васильевич Дериглазов и Матвей Иванович Дергачев. Целый год работали на общественных началах. Мы их лишь кое-какими материалами обеспечили да машину на это время отобрали у третьего секретаря. Они экспонаты по всей округе отыскивали. Вот пусть теперь ответ и держат.
Настаивать мы не стали, зная, что Петр Иванович человек принципиальный, решений своих не меняет. Вообще Маяцкий на Дону - личность легендарная. Еще бы! Много лет работал с самим Михаилом Александровичем да так работал, что накрепко связала их настоящая мужская дружба. А быть другом Шолохова посчастливилось очень немногим.
Интервью Петра Ивановича Маяцкого все же снять довелось. Накануне очередного партийного съезда по чьей-то воле потребовалось показать передовые животноводческие хозяйства района. Дело было зимой. Снежной, буранной, с крутыми морозами, беспощадно злыми в воющих ночных степях. Почти сутки пробивался наш УАЗ в Боковскую сквозь заносы и переметы на дорогах. Обстановка в районе оказалась критической, совершенно не соответствующей запланированному киносюжету. На обесточенных из-за обрывов линий электропередач фермах полуголодные животные в промозглой темноте ложились и примерзали к подстилкам из колючей заледеневшей соломы. Спасая их, животноводы по нескольку дней не уходили домой, круглосуточно действовал и специально созданный районный штаб.
Володя Василенко попытался дозвониться в Ростов, чтобы доложить руководству студии о происходящем и получить указания, что нам делать. Однако телефонная связь с центром давала сбои, постоянно была перегруженной.
- Раз приехали, снимайте все как есть, - решил Петр Иванович. - Народ должен знать правду. И начальство тоже. Скрывать нам нечего и не от кого.
Он подробно рассказал перед замерзающей кинокамерой о сложившейся в районе ситуации, побывал вместе со съемочной группой и на фермах, и в кормоцехах, и у силосной ямы, к содержимому которой с трудом пробивался мощный бульдозер…
Год 70-летия Ростовской области. Станица Боковская. Петру Ивановичу Маяцкому - 87 лет. С начальником контрольно-организационного отдела районной администрации Сергеем Лукьяновым заходим в местный совет ветеранов, которым Маяцков руководит сегодня, и я не верю собственным глазам. Время не властно над этим человеком. Разве что казачий чуб изрядно побелел. Мы здороваемся, и Петр Иванович прерывает работу над рукописью. Когда Лукьянов представляет меня, он задерживает мою руку в рукопожатии.
- Вот и дожили до поры, когда и тебя по имени-отчеству называют. А ведь, помню, телевизионщики звали просто Юркой.
Мы погружаемся в воспоминания, и я быстро убеждаюсь, что главный ветеран Боковского района хорошо помнит даже такие детали, которые начисто стерлись в моей собственной памяти…
По происхождению Петр Иванович Маяцкий принадлежит к древнему казачьему роду. В 1736 году царь-батюшка за отличие и усердие в службе щедро наградил его пращура Дмитрия Ивановича Долгополова и повелел добавить к фамилии его почетную приставку - звание "Маяцкий". Это оттого, что служил пращур на территории нынешнего Матвеево-Курганского района в пограничной службе своего времени, которую называли тогда маяцкой из-за сигнальных вышекмаяков, по цепи которых от Азовского моря до Воронежа передавали донские казаки в центр Руси известия о приближении к границе турецких ворогов. По кремлевскому мрамору фамилия Долгополова-Маяцкого навечно вписана в русскую историю. А казачий род сохранил в своей фамилии пожалованную государем часть…
Биографии Петра Маяцкого с лихвой хватило бы на нескольких человек. Служить Родине молодому казаку выпало на одном из лучших эскадренных миноносцев Черноморского флота. Службу нес отменно, да еще и быстро вышел в чемпионы флота по боксу. С началом войны участвовал в рейдах на Констанцу, Одессу, разведчиком воевал в морской пехоте на суше. Потом - бои за Москву, Карельский фронт, разгром Японии. Демобилизованным офицером вернулся к мирной жизни в 1947 году. После педагогического и партийного обучения его направили на партийно-хозяйственную работу. В 1956 году Маяцкого избрали первым секретарем райкома партии в только что образованный на землях Верхнего Дона Боковский район. На премьере первых серий знаменитого фильма "Тихий Дон", поставленного режиссером Сергеем Герасимовым, он познакомился с Михаилом Александровичем, произведениями которого, как и каждый настоящий казак, зачитывался с юности. Бывший разведчик из морской пехоты приглянулся писателю настолько, что уже в первую встречу получил от него в подарок четырехтомник с дарственной надписью: "Дорогому Петру Маяцкому с отцовской любовью. М.Шолохов". Конечно, никто и предположить не мог, что через несколько лет Боковский район объединят с Вешенским, и Маяцкий возглавит район.
- В Вешенской до меня сменилось несколько первых секретарей, и я, разумеется, переживал, справлюсь ли, - вспоминает Петр Иванович. - Разные слухи ходили. Некоторые намекали, что Шолохов капризен, непредсказуем, с ним, мол, и ангел не уживется. Потолковал со своими предшественниками, провел "разведку". И понял, что с ним нельзя работать кое-как. Нужно только с полной отдачей, ясностью и откровенностью. В жизни Михаил Александрович признавал только правду. А я и сам так только и привык. Об этом и сказал ему в нашей первой после моего назначения беседе. Договорились работать плечом к плечу, без каких-либо недомолвок. Попросил я его только не вмешиваться в кадровые вопросы. Как порешили, так и трудились рядом. Другим осталось удивляться: год-два-пять работаем, и все в порядке!
Не обходилось, конечно, и без расхождений, словесных перепалок и даже ссор. Но - мирились, быстро находя общую точку зрения. Однажды, к примеру, Шолохов очень серьезно воспротивился строительству в Вешенской санатория. Депутат Верховного Совета СССР считал, что в донскую глубинку никто не поедет, это не Кавминводы или Трускавец, и государственные средства растрачивать нет смысла. Вскоре Михаил Александрович признал, что мнение имел ошибочное, а санаторий полезен району и области.
В результате очередных географических реформаций Боковский район решено было восстановить. Указом Президиума Верховного Совета Маяцкий назначался его руководителем. Узнав об этом, находившийся в заграничной командировке Шолохов позвонил из Финляндии и сгоряча наговорил много нелицеприятного. Маяцкий оправдываться не стал. Напомнил только, что решение это не он принимал, а Президиум, членом которого сам Михаил Александрович и является. Вернувшийся в Вешенскую Шолохов был неприветлив.
- Михаил Александрович, сказал я ему, - вспоминает Маяцкий, - мы ведь с вами оба казаки. Кого отец в семье отделял первым для самостоятельной жизни? Конечно же, старшего, более опытного сына. У нас с вами случай похожий. Да и не на край света меня отправляют: по-соседству жить будем. Тоже, можно сказать, плечом к плечу. И Михаил Александрович "оттаял". До самого его конца мы оставались товарищами и друзьями. Как бы ни был занят он делами, всегда находил время и возможность дать о себе знать, проявить свое внимание к друзьям и близким.
В личном архиве Петра Ивановича среди других есть и такая весточка издалека: "Стокгольм. 4. 1. 17. Дорогой сосед Петя! Привет уже из Швеции. Дней через 8-10 полетим в Хельсинки, а пока шлем привет и добрые пожелания Даниловне и бабушке. М. и М. Шолоховы".
Прощаясь, я спрашиваю, чем гордится он - друг великого писателя, десятилетиями возглавлявший знаменитые районы Дона.
- Чем горжусь?- задумывается он.- Да тем, что сын казака-крестьянина, я всю жизнь работал и работаю так, что мне не стыдно смотреть в глаза людям…
Живет Петр Иванович со своей супругой в типовом сельском доме, крытом стареньким шифером. Калитка в палисадник никогда не запирается. Таких домов "при Маяцком" много было построено для сельских тружеников в донских хуторах и станицах…
Юрий ИВАНОВ
ст. Боковская
Комментарии читателей Оставить комментарий