О вере и забвении
Заброшенный православный Сентинский храм, стоящий на вершине утеса в горном Карачае, не может оставить равнодушным тех, кто дорожит историей государства российского. Этот памятник христианской веры на Кавказе разрушается на глазах – не без помощи современных вандалов. Об этом и написала в редакцию читательница нашей газеты Галина Хавкунова: ”Храм доведен до ужасного состояния – фрески его осыпаются, а поверх них написаны имена тех, кто побывал в храме и поднял руку на святыню. Сейчас много делается, чтобы сохранить и восстановить храмы России. Но как быть с Сентинским храмом, который буквально парит в облаках почти тысячу лет? Не хочется быть Иваном, не помнящим родства. Тем более что в Теберде живет много православных, которые не имеют церкви и просят построить хотя бы часовню. А высоко в горах погибает не просто памятник истории – символ православной веры”. Действительно, на левом берегу реки Теберда, на вершине утеса неподалеку от аула Сынты, высится уникальный Сентинский храм, сложенный в IX веке. Как признают специалисты, техника кладки отличается особой прочностью. Его крестово-купольная планировка характерна для грузинской архитектуры раннего христианского периода: без апсиды и поздних пределов все четыре рукава образуют равноконечный крест. Сентинский храм – не единственный христианский храм на Северном Кавказе. Подобные сооружения можно встретить в Дагестане, Чечне, Ингушетии, Осетии, Карачаево-Черкессии. Они являются доказательством того, что в раннем средневековье Кавказ был языческим, потом – христианским. Эту веру несли из-за Кавкасиони (Кавказского хребта) грузинские миссионеры, по проектам которых местные мастера возводили христианские храмы. Не случайно в Ингушетии до сегодняшнего дня в горах сохранилось около 300 боевых и жилых башен, встречаются и христианские храмы, но – ни одного здания мечети, за исключением тех, что построены за последние 15 лет. Ислам был занесен на Северный Кавказ лишь в XV -XVI веках, а окреп в годы шамилевских войн. Именно тогда имам Шамиль объявил газават – противостояние иноверцам (не путать с джихадом – войной с неверными). В годы советской власти ислам носил скорее бытовой характер, отмечают специалисты. Лишь после развала СССР в северокавказских республиках стали строиться современные мечети. Но нет для Бога ни эллина, ни иудея, как сказано в Библии, а потому разумные кавказцы почитают Иисуса Христа не меньше, чем пророка Иссу. У вандалов, разрушающих фрески Сентинского христианского храма, нет национальности, как нет и веры – никакой. Это – проблема общества, которую не решить в одночасье. Не вызывает сомнений, что Сентинский храм IX века находится под охраной государства, как памятник истории и культуры нашей страны. Нет сомнений и в том, что его можно привести в надлежащий порядок: есть современные технологии, которые помогут реставраторам восстановить утраченные и сохранить оставшиеся фрагменты фресок. Гораздо сложнее ответить на вопрос, как взять памятник под настоящую охрану и сохранить его для будущих поколений. Возможно, это могло бы сделать Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры при поддержке Русской православной церкви? Елена СЛЕПЦОВА

Комментарии читателей Оставить комментарий