]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Сказка – ложь, да в ней намек на… Танаис?

16:23 5.06.2008

Давно уже наши донские краеведы настаивают на том, что лукоморье, описанное Пушкиным в прологе к поэме «Руслан и Людмила», - это преображенные фантазией поэта окрестности Таганрога, в

Давно уже наши донские краеведы настаивают на том, что лукоморье, описанное Пушкиным в прологе к поэме «Руслан и Людмила», - это преображенные фантазией поэта окрестности Таганрога, в русалке на дубовых ветвях узнают девчонку-казачку, сорванца в юбке, да и сам великан – дуб числят среди реальных наших природных достопримечательностей. Теперь к этой версии прибавилась еще одна, для нас не менее лестная и привлекательная: писатель и историк Владимир Щербаков попытался доказать на страницах всероссийского журнала «Наука и религия», что и пушкинская «Сказка о рыбаке и рыбке» связана с нашим краем. А точнее - с мифами древнего Танаиса. И звалась Анахита? Владимир Щербаков обратил внимание на такую, на его взгляд, странность пушкинской сказки: «Привычно и естественно, - считает он, - когда морской царь распоряжается в своей собственной стихии – на дне морском он волен даже закатывать пиры. Но когда золотая рыбка в мгновение ока создает избы и барские хоромы на суше, а затем целые царские дворцы, то это воспринимается, говоря современным «чисто деловым» языком, как выход за рамки своих полномочий». Так кто же она, эта золотая рыбка? По мнению Щербакова – та, чей портрет описан еще в «Авесте», - одном из древнейших письменных памятников человечества: «Дева прекрасная, сильная, стройная, высоко подпоясанная, прямая, знатного рода, благородного». Иными словами - это Ардвисура Анахита, владычица священных вод, богиня древнеиранского пантеона. Но откуда такое предположение и каким потоком могло занести в наши края Анахиту? Автор этой гипотезы напоминает, что, по меткому определению Цицерона, греческие города-государства Северного Причерноморья были «каймой, подшитой к обширной ткани варварских степей»: в религии Боспорского царства переплетались культуры греческих и местных богов. Местное население было пестрым. Поэтому неудивительно, что и в Танаисе обнаружили рельеф с изображением богини Анахиты, в руках у которой – по рыбке. Ее часто называют владычицей вод, но Щербаков подчеркивает: суть в том, что полномочия Анахиты были гораздо шире, чем того же древнеримского морского повелителя – Нептуна. В отличие от него, богиня Анахита считалась хранительницей «источника всемирных вод, стекающих с вершины первозданного горного кряжа в Божественном царстве света; древние арии верили, что священные воды эти дают начало всем водам и рекам на земле, питающим сады и поля, поэтому богиня вод Анахита считалась у них также и покровительницей плодородия. Родственные иранским ариям скифы чтили ее под именем Аргимпасы». Вот кто, значит, попался в невод, заброшенный стариком в синее море… Почему она не камбала? Не надо быть литературоведом, чтобы заметить сходство пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке» и «Сказки о рыбке и его жене» братьев Гримм, опубликованной тремя годами ранее. У братьев Гримм рыбак тоже ловит рыбку и до того поражается ее способности говорить человеческим голосом, что отпускает пленницу на волю безо всякого выкупа. И жена рыбака, как и пушкинская старушка, бранит его, почему не воспользовался случаем, чтобы выбраться из бедности. Рыбак сначала просит у рыбки избу, потом – каменный замок. Аппетиты супруги растут, и вот уже, приговаривая: Человечек Тимпе-Те, Рыба–камбала в воде, Ильзебилль, моя жена, Против воли шлет меня, он передает рыбке одно за другим женины требования: - Хочет быть королевой… - Императрицей… - Папой римским… - …Хочет стать она богом! Финал - тот же: все, что дала, отбирает у зарвавшейся жены рыбака волшебная рыбка… Конечно, не мог пройти мимо такого сходства и Владимир Щербаков. Напомню, что братья Гримм были прежде всего фольклористами, которые «ходили в народ», записывали старинные сказки, предания, легенды и предлагали читателям их литературные обработки. Есть версия, согласно которой сказка о рыбаке, его жадной жене и волшебной рыбке обогатила немецкий фольклор благодаря славянам, многие считают, что это – бродячий сюжет, истоки которого из нашего далека уже не разглядеть. Но, по мнению Щербакова, в «Сказке о рыбаке и рыбке» Пушкин попытался воссоздать ее славянскую первооснову. И прежде всего это относится к образу главной героини. У братьев Гримм – это рыба-камбала, которая сразу же сообщает рыбаку, что она – не рыба, а заколдованный принц. А почему у Пушкина – золотая рыбка? «Эпитетом «золотой» в мифологии и фольклоре наделяется все чудесное, связанное с идеей божественного, а также с символикой света, солнца, месяца, - делится размышлениями Щербаков и возвращается к своей идее рыбке как воплощению почитаемой в Танаисе богини. - Кстати, древние иранцы считали, что Анахита покровительствует не только небесной влаге – дождю как богиня вод, но и солнцу – небесному огню как супруга солнцебога Митры и дочь Ахура-Мазды – Божественного Света». Но при чем здесь славяне? Щербаков строит такую цепочку: первоначально Анахиту знали в Малой Азии под именем Анаитис, мать богов. И знаменитая Афродита Урания Апатура – это греческий вариант Анахиты. «У славян имя древней арийской богини священных вод, - пишет автор, - было табуировано и заменялось эпитетом–иносказанием Мокошь, Мокрешь, Макуша (от «мокрый», «мокнуть»). Из дней недели ей, как и иранской Анахите, была посвящена пятница. В христианскую эпоху ее культ слился с почитанием святой Параскевы Пятницы (день памяти – 14 октября)». Завершается этот отрывок указанием на удивительное совпадение: «…на авторской рукописи «Сказки о рыбаке и рыбке» стоит дата: «14 окт(ября) 1833»…» Неужто строки этой поэтической сказки Пушкину нашептывала сама Анахита? А вообще мог ли он знать о ней? О раскопках на месте древнего Танаиса? Особенности донской рыбалки - За остроумие я бы наградил этого автора танаисской медалью, - так откликнулся на мой рассказ о версии про Анахиту – золотую рыбку научный сотрудник музея-заповедника «Танаис» Валерий Чеснок. Но тут же добавил, что ему более достоверной представляется другая: Пушкин сосватал свою молоденькую крепостную, от которой у него был сын, за свободного человека. А та со временем стала требовать то одних благ, то других. Так что фантазию поэта подогревала реальная житейская ситуация. - А если все же клюнуть на ту приманчивую идею, что в «Сказке о рыбаке и рыбке» воплотились какие-то образы нашего края. Какой тогда должна быть золотая рыбка? - Во все времена основной частью экспорта были наши осетровые. Это наши золотые рыбки - приравнены к валюте. …Потом мы поговорили об особенностях нашей рыбалки, и Валерий Федорович пришел к выводу, что едва ли описанное в этой сказке могло происходить в Приазовье. Неужто человек, рыбачивший тридцать лет и три года, не знал, куда забросить невод, чтобы он не оказался пустым в таких изначально рыбных местах? - Во времена Пушкина, - сказал Валерий Чеснок, - здесь нередко ставили такие огромные сети, в которые попадало столько рыбы, что требовались лошади, чтобы вытянуть улов из воды. Легко предположить, что в те времена, когда здесь почитали богиню Анахиту, рыба водилась в не меньшем количестве. - А, кстати, можно сегодня в Танаисе увидеть богиню Анахиту? - Увы, два великолепных танаисских памятника – изображение богини Анахиты и стелу с изображением празднующих День реки Танаис - в нашем собрании не увидишь, они в Новочеркасске. Но как раз в эти дни богиню Анахиту можно встретить в самом центре Ростова - в художественном салоне Донской публичной библиотеки. Там сейчас демонстрируется выставка работ ростовского художника Сергея Маханькова, давно увлеченного Танаисом, его историей и легендами. Крылатая богиня Богиня Анахита у Сергея Маханькова - в полете. - Она у меня с крыльями, потому что крылатость – это особенность месопотамских божеств, - пояснил художник. «Чем не еще одна претендентка на прообраз той русалки, - подумалось мне. – Скинула хитон, подлетела к дубу, покачалась на его ветвях…» Впрочем, сейчас меня все же больше интересовала «Сказка о рыбаке и рыбке», и я спросила, что за рыбины в руках у богини? - Сазаны: ведь у сазанов, не прудовых, а настоящих, природных – теплая, золотистая окраска, - ответил Сергей Маханьков. Ну вот: не успела еще я толком рассказать про ту версию с богиней Анахитой, а в нашем разговоре уже всплыла золотая рыбка! Да, наверное, как иначе: где светлая богиня, там – и золото. Кстати, идея о том, что имя или образ древней богини Анахиты могли промелькнуть у Пушкина, когда он работал над этой сказкой, Сергею Юрьевичу показалась небезосновательной и небесперспективной: - Пушкин блестяще ориентировался в античной мифологии, интересовался археологическими раскопками: достоверно известно, что он знакомился с работой археологов и их находками в Керчи. …Если к этим словам прибавить еще убежденность Валерия Чеснока: любознательный Пушкин, несомненно, знал и о начатых полковником генштаба Стемпковским раскопках Танаиса, то отчего не представить, как сквозь магический кристалл поэт разглядел оборачивающуюся золотой рыбкой древнюю богиню? Марина КАМИНСКАЯ
Темы: Ростов-на-Дону, Искусство и культура
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>
]]>
Выбор читателей
Россиянам напомнили о штрафах за загорание на балконе в нижнем белье
Фотобанк Росконгресса/Сергей Михайличенко
Захарова: РФ имеет право применять оружие против помогающих Украине стран
Мединский: Путин разбирается в истории лучше многих специалистов
© KM.RU, Алексей Белкин
Кабмин утвердил перечень лиц, которым можно передать телефон без штрафа
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
Корней и Как Будто «Белый вальс»
Бранимир опасается ехать в Казань из-за самого прекрасного вида спорта
«Центр духовного разложения»: вирус ельцинизма неуклонно заражает Москву
«Сам Навальный, возможно, аферист. И агент ЦРУ. Но каким образом это отменяет результаты его расследований?»
F.P.G помогли своим поклонникам войти в историю
Влад Ивойлов (Amalgama): «Если хочешь на что-то претендовать на мировой рок-сцене — необходимо петь на английском»
Blues Bastards «Sugar»
Александр Иванов исполнил песню из «Бесогона» Никиты Михалкова
«Ол инклюзив» для мигрантов: новые власти Германии раздадут паспорта всем желающим из Африки и Азии
Автокредит и лизинг: что выбрать?
Андрей Кудин «Я Андрей» (интернет-сингл)
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.