«ПЫЛАЮЩИЕ ИЗБЫ» НОННЫ МОРДЮКОВОЙ
В начале 90-х престижная британская энциклопедия «Кто есть кто» назвала ее в числе десяти самых выдающихся актрис ХХ века. Далеким же летом 1974 года, когда киногруппа Ростовского телевидения работала над телеочерком «Еще раз о войне» на съемках художественного фильма «Они сражались за Родину», Нонна Викторовна Мордюкова уже обладала почетным званием народной артистки СССР. Так случилось, что интервью с ней сценарием очерка не предусматривалось и состоялось лишь по стечению обстоятельств. Художественный фильм «Они сражались за Родину» снимали в рекордные для оте¬чественной кинематографии тех времен сроки. За летние месяцы нужно было успеть отснять две серии картины, чтобы смонтировать, озвучить и выпустить ее на экраны к 70-летию Михаила Александровича Шолохова. А лето выдалось убийственно жарким, в тени столбик термометра нередко поднимался выше сорока. Такой температуре вполне соответствовала по разным причинам часто накалявшаяся обстановка на съемочной площадке. Потому заезжих журналистов и телевизионщиков там не привечали, и наша бригада оказалась вообще единственной допущенной «на территорию» строгим в работе Сергеем Бондарчуком. Случилось это благодаря доброму участию и содействию Василия Шукшина, Ивана Лапикова и Юрия Никулина. Мы понимали ситуацию, старались лишний раз не «болтаться под ногами», свои съемки вели длиннофокусными объективами с почтительного расстояния, а необходимые интервью брали зачастую полуконспиративно. Для чего отводили во время съемочных перерывов освобождавшихся киноартистов в приглянувшиеся нам живописные уголки специально отстроенного для кинокартины донского хутора Мелологовского. Уголков этих с избытком хватало до самых съемок масштабных батальных сцен танковых атак и «ковровых» бомбежек. После них Мелологовский практически исчез с лица донской земли во второй после войны раз. Однажды мы договорились, что до окончания короткого обеденного перерыва к нам придут Никулин с Лапиковым, оба не понаслышке знавшие настоящую войну. Знаменитые артисты пообещали сыграть специально для нас небольшой эпизод из будущего фильма. К назначенному сроку мы проверили и подготовили кинокамеру, подсветки, микрофоны. Бывшие фронтовики не подвели, но оказались не одни. Одетая по своей роли солдатки Натальи в ситцевую кофтенку, холщовую юбку, с выцветшим платком на голове их сопровождала Нонна Викторовна Мордюкова собственной персоной. Ее звонкий голос мы услышали еще до того, как три кинознаменитости появились в конце хуторской улочки. Это было неожиданностью для нас хотя бы потому, что до того дня актрисы в киноэкспедиции не было. Выяснилось, она только утром приехала сюда из столицы… До того момента исполнительница известной роли активистки ЖЭКа из «Бриллиантовой руки» лично мне представлялась этакой мощной теткой с широченными плечами, грубыми чертами лица и почти мужским голосом. В реальности же, должен признаться, была она совсем иной. И, без сомнения, – самой красивой женщиной, которую мне довелось видеть в жизни. Хотя повидать-то удалось многих, даже легендарную Софи Лорен. Всем красавицам, однако, по моему твердому убеждению, далеко было до кубанской, как она сама себя называла, казачки Нонны Мордюковой. Увидев тогда ее в непосредственной близости впервые, я был попросту ошеломлен. Оказалась она стройной, изящной, даже хрупкой на вид очаровательной представительницей лучшей половины человечества. Гордая осанка, по-девичьи тонкая талия, точеная фигура, породистые тонкие запястья, длинные изящные пальцы. И – никакой косметики. Прекрасные густые волосы, белоснежные зубы. Ее босые ноги с изящными лодыжками оставляли в меловой пыли хутора Мелологовского узкие, почти детские следы. Словом, было в ней все то, от чего, как теперь принято говорить, у мужиков мигом «башню сносит»… – Ну что, телемастеры, не ждали? А я вот обнаглела совсем и сама навязалась к вам на съемку. Надеюсь, не прогоните! – задиристо обратилась она к нам. – Мы только рады, – заверила ее автор сценария кинооочерка редактор Ростовского телевидения Елена Джичоева. – А если вы сможете что-нибудь нам рассказать, будет вовсе прекрасно. – Если я по-настоящему возьмусь рассказывать, у вас никакой пленки не хватит, – рассмеялась Мордюкова. – Вы лучше вопросы задавайте. Я готова, если мои кавалеры не возражают, быть первой. «Кавалеры», разумеется, возражать не стали. Наш оператор Виталий Анохин включил мотор камеры, Лена Джичоева стала задавать вопросы, а пленки хватило на всех. – У трапа теплохода «Дунай», на котором «квартирует» наша киноэкспедиция, Нонна встретилась со своим бывшим мужем Тихоновым и здорово разнервничалась, вот мы и привели ее сюда для разрядки, – потихоньку начали объяснять причину ее появления у нас Никулин и Лапиков. – Видно, не суждено ей побороть свое чувство к этому человеку, хотя ни за что, никогда и никому она в этом не признается и даже не намекнет. Отвечая на вопросы редактора Лены Джичоевой, Мордюкова рассказывала много и охотно. Исключая, разумеется, какие-либо подробности личной жизни. Да деликатная наша Лена таких вопросов и не задавала. – Вот вы спрашиваете, как я отношусь к сегодняшней роли. Вообще у меня такой принцип – к каждой роли относиться с полной серьезностью и полной отдачей. Не побоюсь громких слов, но в каждую свою роль я на самом деле вхожу, как в пылающую избу. С невероятным страхом и всей той отвагой, которая во мне все-таки есть. В этом фильме мне досталась роль солдатки Натальи. Я таких, между прочим, во время войны, боев и оккупации навидалась и попросту не могу играть равнодушно. Понимаю ее по-человечески, до боли. Вот пристает к ней Лопахин – Шукшин, и она гонит его, бьет, фингал под глаз навешивает. А между тем Лопахин-то ей, несомненно, нравится, она, может, даже немного уже и любит его. Фартовый такой паренек. Корчит, правда, из себя чересчур смелого, ну да это от его собственной неуверенности, прикрываемой бравадой, удалью наигранной. Но не переступает черты Наталья. У нее муж где-то воюет. Нельзя! И Лопахин это понимает-таки, не обижается… Народная артистка СССР Нонна Викторовна Мордюкова за свою жизнь сыграла всего около пятидесяти ролей в кино. Роли разные, далеко не все – главные. Но всякий раз они становились событием и для зрителя, и для нее самой. «Молодая Гвардия», «Чужая родня», «Хмурое утро», «Простая история», «Комиссар», «Возврата нет», «Вокзал для двоих», «Родня»…Случались и по-настоящему роковые роли и роковые картины. Так было с фильмом «Русское поле», в котором исполняла Мордюкова роль Федосьи Угрюмовой, а роль ее сына по фильму исполнил родной ее сын Володя Тихонов. Хорошо принятый зрителем, удачный в кинопрокате фильм, однако, принес много несчастий. Вскоре после выхода его на экран Мордюкова потеряла сына, преждевременно ушел из жизни и его режиссер Москаленко…

Комментарии читателей Оставить комментарий