Качество «Технологии...»
решили предать молодые ученые кафедры профессионального образования и методики преподавания технологии педагогического института Южного федерального университета. Старшее поколение еще помнит, как на начальных уроках труда мальчики учились выпиливать лобзиком, а девочки вязать на спицах, готовить. Сегодня уроки труда в школе никто не отменил, только название поменялось - «Технологии». Звучит весомо. - Однако само содержание никаких изменений не претерпело, то же выпиливание, те же спицы, - говорит завкафедрой, кандидат педагогических наук, доцент Алексей КОРЧИНСКИЙ. -Но за последние 10-15 лет наше общество сильно изменилось, а технологии меняются вообще каждые 2-3 года. И сегодня образовательные учреждения не дают школьникам начальных технических, политехнических знаний. Не дают, потому что - некому. Не хватает квалифицированных преподавателей, которые могли бы преподавать черчение, технологию, поэтому в учебных планах эти предметы не значатся. В проекте концепции государственных стандартов общего образования в средних школах меньше стало аудиторных часов на изучение «Технологии» и других естественно-научных дисциплин, а с 7-го по 9-е классы они полностью исключены. Взамен предлагается дисциплина «Труд», изучаемая до 6-го класса. В советских школах уроки труда в старших классах занимали одно из важных мест в плане профессиональной ориентации учащихся. В каждом районе Ростова действовали учебно-производственные комбинаты (УПК). Так ребята получали знания о рабочих профессиях. Сегодня УПК открыты только в двух районах Ростова. А ведь именно тех, кто работал бы на производстве, квалифицированных рабочих кадров сегодня не хватает. И здесь не последнюю роль должны играть учителя технологии. Их задача - дать учащимся знания о рабочих профессиях. - В советские времена инженерные специальности были престижными. А сейчас у нас появилось много менеджеров по продажам, а инженерных кадров нет, - говорит Алексей Корчинский. - Если мы хотим быть высокотехнологичной державой, мы должны думать о развитии именно этого направления. Молодые ученые пединститута ЮФУ начинают разрабатывать новую концепцию образовательной дисциплины «Технология». В своих разработках идут от простого к сложному, учат на простых примерах. В течение полутора лет ученые пединститута намерены издать для 8-10 классов инновационные учебники по технологии и в качестве эксперимента внедрить их в нескольких школах Ростова. Для них главное, чтобы дисциплина «Технология», оказавшаяся сегодня на втором плане, стала предметом, интегрирующим знания из различных областей науки. Таким образом в обучении рабочим профессиям будет создана система непрерывного образования, «школа - вуз». Учащийся сможет получать начальные политехнические знания уже в школе. И, поступив в высшее учебное заведение, будет знать, на чем делать акцент при обучении. Не просто изучать химию, физику, математику, но и технические специальности, к примеру, азы черчения - начертательную геометрию. Эксперимент в изучении основ производства рассчитан на то, чтобы выпускнику школы, поступившему в вуз, было легче овладеть знаниями по таким сложным предметам, как, скажем, машиноведение. Еще один важный раздел проекта ученых - кадры. Он предусматривает привлечение к преподаванию «Технологии» молодых квалифицированных педагогов, а также той части учителей, которые давно трудятся в школе. Для них будут проводиться курсы повышения квалификации, конференции, обучающие семинары. Разработка молодыми учеными новой концепции дисциплины «Технологии и предпринимательство» стала возможна с вступлением пединститута в ЮФУ. Теперь здесь в учебных планах используется так называемый региональный компонент, то есть определяется 10-15% дисциплин с учетом задач факультетов института, университета, а также запросов работодателя. Так, как это делается в вузах зарубежных стран. -Когда в 2007 году я был на стажировке в Мичиганском университете, - говорит Алексей, - то узнал, что студентов там учат не по государственным стандартам, а в соответствии с запросами работодателя. Такая система предполагается и в Южном федеральном университете. Она значительно расширяет границы самостоятельной работы, дает возможность напрямую выходить на работодателя. Пока ученые пединститута ЮФУ работают в направлении «Технология». Затем перейдут ко второй части дисциплины - «Предпринимательство». Они уверены, что предпринимательские кадры тоже нужно готовить со школьного возраста. Есть уже и разработанный ими в этом направлении проект, утвержденный министерством общего и профессионального образования области. Ученые надеются, что смогут создать такую учебную программу, которая заслужит внимания не только со стороны школ Ростовской области. Ирина ХАНСИВАРОВА

Mstyslav Chernov
Комментарии читателей Оставить комментарий