]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Путь упрощения: зачем предлагать убрать Толстого и Шолохова из школьной программы?

17:29 6.12.2020
, Святослав Князев
© KM.RU, Алексей Белкин
© KM.RU, Алексей Белкин

В Интернете активно обсуждают участившиеся предложения удалить из программы по литературе «Войну и мир» и «Тихий Дон»

Кандидат филологических наук Ирина Мурзак, автор учебника по литературе, публично предложила исключить из школьной программы «объемные» произведения отечественных классиков. Аргументирует свою идею она, на первый взгляд, здраво. Мол, «Войну и мир» с «Тихим Доном» многие школьники и так давно уже не читают.

Предложение – далеко не уникально. Несколько лет назад похожие мысли озвучивала бывшая президент Российской академии образования Людмила Вербицкая. Высказывались в похожем ключе и некоторые другие ученые. «Под нож» предлагали заодно пустить «Мертвые души» Николая Гоголя и «Преступление и наказание» Федора Достоевского.

По словам авторов подобных инициатив, часов на изучение литературы не хватает и учащиеся просто имитируют чтение, заглядывая разве что в краткие конспекты из Интернета.

В комментариях СМИ Мурзак предлагала заменить наиболее сложные романы иными произведениями тех же авторов. Другие эксперты предлагают вообще сделать программу более гибкой и утверждают, что современные дети с трудом воспринимают длинные тексты, так как привыкли к быстрому получению информации с электронных носителей.

Однако многие педагоги с такой постановкой вопроса категорически не согласны. Результаты современных исследований показывают, что чтение является универсальным тренажером для мозга, развивающим речевую функцию, мышление, внимание, память, восприятие, творчество и воображение. Дети, читающие много и быстро, демонстрируют значительно лучшие академические успехи.

По мере захвата сознания детей на постсоветском пространстве гаджетами, педагоги констатируют у несовершеннолетних рост психологических проблем и снижение аналитических способностей. Электронные носители, вызывающие столько восторгов у части экспертов, не заставляют детей обрабатывать информацию, превращая их в пассивных потребителей «продуктов информационной переработки».

Так что Герцен, с его «без чтения нет настоящего образования, нет и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания», был абсолютно прав.

Конечно, можно констатировать, что подростки полностью перешли на гаджетную жизнь, и поставить на них в связи с этим педагогический крест. Так, наверное, даже проще. Но, может быть, все-таки стоит побороться на подрастающее поколение? Даже вопреки его желанию?

Ситуация, конечно, непростая. Но давайте вспомним о том, какие обстоятельства в нашей стране сложились сто лет назад – во время Гражданской войны. Согласно большинству оценок, около 70 – 80% населения Российской империи в начале ХХ века были неграмотными. За время Первой мировой и особенно Гражданской войны резко выросло количество сирот и беспризорников. Их было, по некоторым данным, 4—6 миллионов. На страну свалился самый настоящий голод. Убивали даже за кусок хлеба. Кражи для многих беспризорников вообще были нормой жизни.

У ребят, севших за парты в 1920-е годы, не было и малой доли материально-технических возможностей, которыми обладают нынешние школьники. Правда, было у тех школьников и важное преимущество – отсутствие привитого родителями чувства собственной значимости и осознания незыблемости своих прав.

Несмотря на чудовищные сложности, уже в 1930-е годы абсолютное большинство населения СССР было грамотным. А в послевоенное время советские граждане стали одними из самых образованных в мире. Пусть знаменитая по интернет-мемам фраза Кеннеди о советском образовании и перекручена, но изначально президент США в любом случае признавал его высочайшее качество.

Неужели чтение Толстого, Достоевского и Гоголя этому мешало?

Да нет, напротив. Уверен, что стать пионером в освоении космоса Советскому Союзу помогли великие классики, развивавшие мышление и мораль у подрастающих поколений.

Под современными новостями о предложениях изгнать Толстого с Шолоховым – ожесточенные дискуссии. Немало есть комментариев примерно такого рода:

«Давно пора уже. Зачем это неосознанное чтение».
«Давно пора и другое устаревшее патриархальное д…о убрать».

Но исторический опыт указывает на полную несостоятельность подобных утверждений. Пережив ужасы войны, голода и брошенности, первые советские школьники стали не только грамотными специалистами, но и героями, делившими между собой последний кусок хлеба в блокадном Ленинграде и остановившими нацистскую армию, которую многие считали лучшей в мире.

И если бы не Толстой с Достоевским, то совсем не факт, что наши современники имели бы возможность писать сегодня гадостные комментарии в Интернете. Да и сам факт их существования был бы под большим вопросом….

Конечно, если просто взять и механически оставить классиков в программе, это само по себе мало что решит. Необходим целый комплекс мер, который позволит современным подросткам развиваться настолько, чтобы чтение Толстого для них перестало быть проблемой.

Это будет путь в тысячи шагов. Но зато, возможно, если пойти по нему, то отечественные космические технологии начнут развиваться быстрее, а в криминальных сводках станут реже появляться новости о совершении подростками групповых убийств для развлечения.
 

Темы: Литература в России, Российские школьники, Школьное образование в России
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 16.02.2022, 15:44
    Гость: Наберите в гугле

    "Кандидат филологических наук Ирина Мурзак"
    и "президент Российской академии образования Людмила Вербицкая"
    перейдите в поиск изображений и внимательно рассмотрите эти хари. Все вопросы сразу отпадут.
    Про сочинителя Солженицера они вопрос не ставят.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 28.12.2021, 08:59
    Гость: Соображение

    Вместо Толстого и Шолохова необходимо убрать из школьной программы труды Солженицына с его полной ревизией псевдо трудов.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 13.12.2020, 13:25
    Гость: Анатолий

    В военном училище мне на экзамене снизили оценку по литерутуре за то, что ответил на вопрос, что литература непартийна. Думаю здесь ларчик открывается просто. Путинские идеологи, отвечающие за формирование нового неопасного для капитализма человека, стараются сделать невозможное:стереть из памяти все нравственное и революционное, толкающее к поиску правды и справедливости. В этом же ряду стоит и переименование милиции в полицию. Еще всего лишь один пункт из большого плана. Уже и Греф подтянулся к образованию и тоже, несмотря на то , что к образованию не имеет отношение , хочет порулить в этом вопросе. Олигархи формируют нравственность и мораль. Нет месту Шолохову и Толстому, он же голодающих спасал на собственные средства. Терпим дальше...

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 11.12.2020, 23:29
    Гость: Никодим

    Эти произведения однозначно надо убрать, так как они написаны не для детей и не для подростков. Именно "неподъёмность" этих произведений для подростковой психики убивает интерес к чтению русской классики во взрослом возрасте и к чтению вообще. Возможно, на то и расчёт. Мало кто знает или понимает почему то же "Воскресение" Толстого заменили на "Войну и мир". И, похоже, защитники Толстого сами давно его не перечитывали, так как русский язык там такой, на котором уже давно не говорят. Он изменился, поменялся смысл многих слов, другие предлоги используются. В русском языке у собаки уже давно не "задние ноги", а "лапы"! Проблематика этих произведений школьникам не по возрасту, не учитывается "ближайшая зона развития" ребёнка. У советских психологов были замечательные наработки по развитию Человеков, но они просто игнорируются школьным образованием. Люди просто держаться за ту школьную программу, которой уже более полувека, за логарифмы и Достоевского, просто потому, что не знают чем заменить. Не могут без догматов, потому что так их научили думать. Мир в наше время меняется стремительно, а школа учит жить в мире, которого уже давно нет.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 11.12.2020, 08:19
    Гость: И

    На излете советской власти начали обучать школьников - как слышу так и пишу. Это орфо-эпика. Потом стали показывать как писать правильно. Результат вы знаете!

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (142)
]]>
]]>
Выбор читателей
Новый глава «Роскосмоса» рассказал, почему Россия отстала в космосе
Выступление Владимира Путина на ПМЭФ-2025. Главные заявления
Глава Минюста предложил принудительно «вправлять мозги» желающим развестись
Делегация «Талибана» на ПМЭФ договорилась ввезти в Россию 1000 специалистов
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
«Конец фильма» устроил Апокалипсис по заявкам трудящихся бездельников
Ставропольские металлисты Trust X представили кавер на песню «Группа крови» группы «Кино» в металлической аранжировке
Вы чье старичье? Кого покарал пожар в доме престарелых
negative zero «NFT» (интернет-сингл)
«Пилот», 14 февраля, Base
«Пилот», 12 ноября, 1930 Moscow
Пелагея (Рождественский концерт), 8 января, 1930 Moscow
«Мы входим в самый тяжёлый за последние 1500 лет кризис. XXI век станет временем жесточайшей борьбы за будущее»
«Черная Ленточка», 9 марта, Studio 47
Аборт мозга «Live in Irkutsk 2002»
Как построить дом, чтобы в дальнейшем не переплачивать без надобности?
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.