Горшенев «Фауст» (2CD)

Алексей Горшенев не раз признавался, что не испытывает никаких проблем с написанием музыки, а вот с текстами иногда бывает напряженка. В то же время, он тяготеет к театрализации, большим формам и глубоким философско-психологическим размышлениям о судьбах человечества. Поэтому, обращение к такому благодатному драматургическому материалу, как «Фауст» И.-В. Гете было лишь делом времени. В этом материале нынешнему проекту музыканта «Горшенев» удалось не утонуть, потому что Алексей прошел хорошую выучку, работая над частью музыки зонг-оперы «Короля и Шута «TODD» и не пытаясь объять необъятного, а взяв за основу двухдискового творения лишь первую часть «Фауста», о злоключениях обуреваемого жаждой познания доктора и соблазненной им бедняжки Маргариты.
Как любое произведение такого масштаба, «Фауст» имеет множество трактовок. Причем русские рокеры, обращаясь к образу средневекового чернокнижника эпизодически, использовали только малую их часть. Вспоминается разве что Глеб Самойлов с его «Иуда в аду, а Фауст в раю, а мы на краю» да Вячеслав Бутусов с его стебовым «алхимическим» диском «Незаконнорожденный». А, между прочим, Гете трактовал Мефистофеля и Фауста как воплощение своих разных «я». Эта идея всегда была близка Алексею Горшенева, чей герой еще в период группы «Кукрыниксы» гордо шествовал между ангельским Спутником и темным Хоррором. В альбоме «Фауст» Горшенев азартно принимает «темную» сторону, с видимым удовольствием озвучивая Мефистофеля, делая его то вкрадчивым, то обольстительным, то гневным.
Есть в альбоме «Фауст» еще один важный аспект – игра как подоплека всего происходящего. Ее можно понимать и в плане театрального представления, и как некий квест, устраиваемый по всем правилам (последней посвящена единственная вещь с авторским текстом Алексея Горшенева – «Финал»). В альбоме Мефистофель, как существо инфернальное, практически в миг знакомства норовит Фауста отравить, но «старик Господь» не дает этому беззаконию свершиться. Бога озвучивает (сугубо как декламатор, а не певец) единственный профессиональный актер в проекте Артур Ваха. Он же читает и ремарки от автора, и в этом проявилась особая дальновидность Горшенева, ведь кому, как не Всевышнему все знать о судьбах всех героев наперед.
Остальных актеров идеолог проекта также подбирает с точностью опытного гроссмейстера, уверенно впечатывающего фигуры в шахматную доску. За Фауста поет обладатель красивого высокого голоса Алексей Красовицкий, умеющий быть и романтичным, и презрительным. Партии брата Марты Валентина исполняет Илья Черт, знающий толк в утрированной героике. Больше всего вопросов было по поводу Татьяны Горшеневой, получившей обе женские роли, ведь как минимум она много старше своих персонажей. Но при прослушивании все сомнения отпадают, настолько тонкая и филигранная работа у нее получилась. Маргарита в ее подаче вышла наивной и восторженной, а Марта – грубоватой и деловитой. А ария «Маргариты» «Ларчик» - лучший номер альбома. Она сияет в готическом антураже пластинки, как рубин в потемневшей короне Кощея Бессмертного. И эта феерия оправдана, потому что в бедной крестьянской лачуге обнаруженный в шкафу ларец создает ощущение безудержного праздника.
С текстом Гете в переводе Николая Холодковского Алексей Горшенев обращается лихо, но не вольно. Работа проведена очень скрупулезная: стихи сокращались, менялись местами, перетасовывались, некоторые реплики Фауста для краткости вошли в состав прямой речи Мефистофеля. Архаичные обороты Горшенев осовременивал, придавая им динамичность. Например, в ремарке начальной главы о комнате доктора «исполненный тревоги» Фауст заменен на «в беспокойной позе». Некоторые ремарки вплетаются в музыкальную канву, среди них – «лес, пещера, Фауст». В «Марте» высокопарный рассказ Мефистофеля о погибшем муже крестьянки трансформируется в рэп. В «Бесе огня» Горшенев прибавляет от себя припев-каламбур «Бес огня – без огня».
Несмотря на такую продуманную адаптацию, многие треки все равно получились очень длинными, и их хронометраж порою достигает 8-10 минут. Но слушать их все равно не утомительно. Звучание разнообразно, музыканты не скупятся на нюансы. Так, в блохе, ради коды в несколько секунд привлекается клавесин Павла Райкеруса. В двух песнях «Бес огня» и «Финал» на басу вваливает Александр Куликов из «Северного Флота». Музыку к еще двум сочинил один из сооснователей «Кукрыниксов» Дмитрий Гусев.
Для полного погружения альбом настоятельно рекомендуется слушать только на физических носителях. Двухдисковое издание оформлено в виде дьявольского контракта с одним и двумя кровавыми отпечатками пальцев на первом и втором СD, соответственно. В общем, созданы все условия для того, чтобы не пройти мимо этой яркой работы.
Комментарии читателей Оставить комментарий