Страстной монастырь утрачен безвозвратно?

По уже сложившейся традиции Всемирный русский народный собор привлекает внимание не только интеллектуальной и духовной элиты России, но также и простых граждан, мирян. Последние пишут в адрес участников Собора воззвания, обозначая действительно острые проблемы.
На этот раз граждане решились наконец напомнить высокому собранию о проблеме восстановления Страстного монастыря, дискуссия вокруг которой некогда развилась на фоне слухов о капитальной реконструкции Пушкинской площади со строительством торгового подземного комплекса с паркингом и эстакадой. И хотя новые московские власти наступили на горло планам предшественников, и от идеи нового торгового «вавилона» отказались, тема восстановления Страстного монастыря вновь встала в повестку дня.
«Настало время предъявить законные права Церкви на территорию Страстного монастыря в существующих границах исторических проездов, где стоит уцелевшая монастырская гостиница, а в культурных слоях земли находятся сохранившиеся фундаменты не полностью утраченных строений монастыря», – говорится в обращении инициативной группы граждан, направленном в адрес участников Всемирного русского народного собора.
В своем письме верующие привели ряд, с их точки зрения, убедительных аргументов в пользу восстановления монастыря, апеллируя к его исторической значимости. И действительно, согласно архивным документам, монастырь, стоявший на месте нынешнего ККЗ «Пушкинский», являлся настоящей жемчужиной просвещения и духовности в дореволюционной Москве. В его стенах существовала обширная библиотека, а также школа для девочек. Сами же монахини и игуменьи были высокообразованными, принадлежали к дворянскому сословию.
Восстановление монастыря в историческом виде, с точки зрения авторов обращения, возможно и с территориальной, и с градостроительной, и с правовой, но прежде всего с нравственной позиции. Ведь именно с колокольни этого монастыря Москву огласила благая весть об отступлении Наполеона, а в стенах этой обители был отслужен благодарственный молебен Христу Спасителю.
Впрочем, для московских властей, что прошлых, что нынешних, позиция активных мирян, похоже, не является достаточной для пересмотра утвержденного градостроительного плана, и, надо полагать, некие его корректировки принимались вовсе не в интересах «сохранения памяти» и «недопущения кощунства». «Собрано 47 000 подписей, которые лежат без движения в канцеляриях патриархии и мэрии. За это время сменилась городская власть и вступил в силу новый федеральный закон, возвращающий Церкви утраченное в богоборческое время имущество», – напоминают участники инициативной группы.
Убежденность в своей правоте движет ими уже в течение пяти лет: именно на протяжении такого срока миряне, ратующие за восстановление монастыря, проводят регулярные молитвенные стояния и крестные ходы вокруг его бывшей территории. Верующие возмущены и тем фактом, что на месте алтарной части разрушенного Страстного собора в наши дни располагается киноконцертный зал, и каждый год, во время международного кинофестиваля, по дорожке к нему, буквально по костям монастырских насельниц, торжественно шествуют артисты в порой весьма откровенных нарядах.
В своем обращении к Всемирному русскому народному собору миряне предложили посодействовать хотя бы, пока будет решаться вопрос с восстановлением самой обители, установке памятного знака во имя 370-летия со дня привоза Страстной иконы Божией Матери из Нижнего Новгорода в Москву. Знак предложено установить к 26 августа, в престольный праздник иконы.
Мнение православных относительно перспектив возрождения Страстного монастыря разделено. Одни считают, что борьба за возвращение обители с Божьей помощью принесет свои плоды. Другая же (и немалая) часть считает, что Страстной монастырь, увы, безвозвратно утрачен, и то, что власти решатся хотя бы снести киноконцертный зал ради его восстановления, весьма маловероятно.
К числу вторых принадлежит и известный православный общественный деятель, публицист, историк и президент Фонда поддержки исторических традиций «Возвращение» Юрий Бондаренко. В своем комментарии для KM.RU он высказался относительно инициативы верующих по воссозданию монастыря:
– Я очень слабо вижу перспективы восстановления Страстного монастыря и, откровенно говоря, не понимаю, почему именно этой теме уделяется столько внимания, притом, что в столице безбожная власть большевиков осквернила, уничтожила и просто отобрала столько храмов! Я реально смотрю на положение дел: сложившаяся современная застройка на Пушкинской площади, коммуникации и проходящее под землей метро не позволят уже восстановить разрушенный монастырь.
Если бы речь шла о принесении реальной пользы Русской православной церкви, то стоило бы в первую очередь заняться восстановлением порушенных церквей на территории Кремля, восстановить часовню на Красной площади, воссоздать Зарядье... да хотя бы перенести памятник Минину и Пожарскому на их историческое место – напротив ныне стоящего Мавзолея.
Я понимаю, что мои слова прозвучат диссонансом, однако рискну удариться в конспирологию и предположить, что заведомо провальная инициатива возрождения Страстного монастыря – это не более чем выпускание пара. Акции радетелей за возрождение этого монастыря, к сожалению, ни к чему не приведут. Их бы энтузиазм направить на решение куда более насущных вопросов. У нас музей Москвы находится в здании храма Иоанна Богослова, который все никак не вернут прихожанам, и они вынуждены и в жару, и в лютый холод простаивать службы где-то у дверей. Вот что действительно вопиюще! И таких примеров, когда храмы используются не по назначению, ведь немало.
P.S. Между тем инициативная группа мирян, выступающая за воссоздание Страстного монастыря, обратилась к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с просьбой благословить создание общины Страстного монастыря. В нее, как предполагается, и войдут члены инициативной группы, доказавшие свою верность обители стояниями, крестными ходами и просто верой в чудо.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Вы наверное умнее всех и лучше всех знаете Библию, так как расписываетесь за весь народ. Довольно неумело пытаетесь расколоть общество. На кого работаете?
В Москве уже много церквей, построят ещё 200, а попам всё мало. До революции неграмотный народ верил, а теперь НЕТ. Только люди никогда не читающие Библию могут верить в древнюю сказку. В стране процветает воровство и ...правильно походы воров в церковь.
Я бы еще раз сдал Москву, тогда возможно мы б спасли Россию. Кутузов был прав.
Пусть гоевы едут к создателям своей сказки и там живут.
Никого не интересует бедственное положение
русского народа!!
Борьба за недвижимость важнее людей?..
"...Когда б на то не божья воля - не отдали б Москвы..."