Доносчика оценили дороже «Героя России»

Еще в процессе обсуждения Закона «О полиции» то тут, то там раздавались экспертные голоса, предвещающие, что одним лишь перенятием многообещающего названия дело не ограничится и предлагаемые заимствования еще побудоражат самое искушенное обывательское обращение. Как в воду глядели, «не прошло и года».
Из МВД в правительство полетела депеша: обеспечьте нас дополнительным бюджетным финансированием на оплату народных осведомителей-добровольцев. Сумму на это мероприятие запросили ощутимую — порядка 280 миллионов рублей ежегодно. Что неудивительно, если учесть предполагаемую щедрость: доносчикам наших дней предполагается выплачивать солидные вознаграждения, вплоть до 300 тысяч рублей на руки.
Прежде всего, нужно понять, что же в предложенной инициативе МВД нового.
Как таковая сеть осведомителей-агентов в этом ведомстве, как, впрочем, и в остальных, разумеется, существует. Эта практика общераспространенная, и криминалисты признают в один голос, что без помощи «своих людей» порой просто невозможно раскрывать тяжкие и особо тяжкие преступления, а главное, предотвращать новые. Например, агенты внедряются в преступные группировки и в итоге оказывают неоценимую помощь в их ликвидации либо как минимум предупреждают о вылазках. Осведомители ФСБ внедряются в экстремистские группировки и помогают предотвращать теракты.
Вся вышеописанная работа «штатников» финансируется исправно, и, стало быть, речь идет не о них. Инициатива МВД, по сути, выходит за те рамки действующего Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», который прописывает отношения между органами правопорядка и гражданами, которые подрабатывают на более-менее постоянной основе, являясь агентами. Теперь же предполагается весьма щедро оплачивать и помощь со стороны случайных свидетелей, которые порой способны указать на некоторые ценные подробности и предложить новые «ниточки» для раскрытия сложных дел.
Попытки завлечь обывателя в увлекательный процесс расследования громких, как правило, резонансных, дел предпринимались и ранее. Так, еще в начале «нулевых» ФСБ объявило фантастическое вознаграждение в 10 миллионов долларов за сведения о местонахождении Шамиля Басаева и Аслана Масхадова. Уже в наши дни оперативники предлагали пусть и гораздо меньшие, но все же серьезные суммы - 300 тысяч рублей за информацию о налетчиках на «Сбербанк» в Перми (в итоге милиция расследовала дело успешно и самостоятельно). Летом 2009 года ростовская милиция посулила также крупную сумму за информацию об убийстве коллеги и его семьи. Желающих помочь, впрочем, не нашлось.
А уже в наши дни полиция ведет поиски дезертира, который бежал с территории воинской части, прихватив с собой восемь автоматов Калашникова. Оружие нашли, самого солдата - нет. Однако за информацию о нем уже обещано 100 тысяч рублей. Как и за информацию об убийцах иркутского бизнесмена. Однако, как говорят, желающих «подзаработать» среди простых граждан пока не нашлось.
Видимо, детская дразнилка про «ябеду» слишком глубоко укоренилась в народе.
Инициативу МВД щедро оплачивать услуги граждан, доносящих на преступников и помогающих предотвращать и раскрывать преступления, для KM.RU прокомментировал экс-советник председателя Конституционного суда РФ, доктор юридических наук, генерал-майор милиции в отставке Владимир Овчинский.
- Сейчас расходы на поощрения граждан, помогающих следствию, ложатся на региональные фонды при МВД, в каких-то случаях средства выделяются местными властями. Теперь же речь идет о том, чтобы была отдельная строка в федеральном бюджете для этих целей. Ну, если у государства есть для этого достаточно денег — выделит. Я не могу сказать, откуда взялась данная сумма в 300 тысяч и чем она обусловлена, вообще считаю, что это вряд ли будет способствовать лучшему раскрытию преступлений. Потому что преступления раскрываются в первую очередь с помощью профессиональной оперативно-розыскной деятельности — в абсолютно подавляющем числе случаев.
В свою очередь член Комитета по безопасности Госдумы, генерал-лейтенант МВД Александр Гуров отметил, что предложенная ведомством идея поощрения доносчиков слабо повлияет на общую картину оперативно-розыскной деятельности:
- Переводить это в систему сложно, поскольку граждане — не сыскная полиция: кто-то что-то видел, кто-то не видел. Потому прогнозировать эффективность этой меры не берусь. На моей памяти таких случаев очень немного, когда гражданин пришел и с его помощью удалось успешно расследовать именно тяжкое преступление. Так что трудно сказать, поможет это серьезно улучшить борьбу с преступностью или нет. Более того, я всегда стоял и стою на такой позиции, что нельзя развивать в гражданах алчность и корысть. Сотрудничество на идейной основе — это, конечно, гораздо лучше. Ну вот, например, я лично именно так был воспитан — на такой традиции.
- Уже появились комментарии скептиков, что злоупотребления будут обязательно...
- Вот я этого всегда и опасаюсь. Потому что могу следующий пример привести. Лет одиннадцать тому назад еще достаточно широко существовала практика привлечения экстрасенсов к раскрытию преступлений. И вот нашелся тогда один такой «медиум», который, как потом официально установили следствие и суд, сперва убивал людей, а потом их «находил», получая благодарности. Я, конечно, не буду сейчас утверждать, что подобного масштаба злоупотребления возникнут, но они не исключены.
Вознаграждение должно выдаваться именно за реальное сообщение, именно благодаря которому было раскрыто тяжкое преступление, когда очевидно, что без помощи этого конкретного гражданина преступление либо крайне долго раскрывалось бы, либо вообще не раскрылось. Насчет же развития практики оплачиваемого доносительства — это, конечно, используют все полиции мира, наверное, можно попробовать применять такую практику и у нас, но не столь бурно и откровенно. Поскольку в любом случае у истоков реальной борьбы с преступностью стоят постоянство кадров, а не их текучесть, профессионализм работников и, конечно, искоренение коррупции, чтобы не было ситуации «рука руку моет».
- На Ваш взгляд, предлагаемый максимальный порог вознаграждения в 300 тысяч рублей не слишком завышен?
- Я думаю, что предлагаемая сумма все же завышена. Потому что у нас даже за Героя России столько не дают, а за гибель при исполнении сотрудника органов внутренних дел семье полагается в 3 раза меньше. Так что даже не представляю, какое же это должно быть преступление, за помощь в раскрытии которого нужно давать такую сумму. Измена Родине, которая повлекла бы за собой разрушение страны? Это должно быть, видимо, что-то исключительно серьезное. Террористический акт предотвращенный — ну тут можно, не жалко таких денег. А так, в общем-то, многовато...
Комментарии читателей Оставить комментарий
Вы неправы. Донос - это сообщение о преступлении. А в УК есть статья "заведомо ложный донос". "Информаторы" - это юридически корректный аналог "доносчиков". Просто само слово "донос" имеет приобретенный негативный оттенок.
Ха-ха-ха!!!
Представляю себе эту картину - приходит стукач, простите, "информатор" в милицию(полицию) и говорит - "Хочу помочь родной полиции! Но не просто так, а за бабки!" Полиционерспрашивает - "Что имеете показать?" Стукчок излагает. Полиционер записывает. Потом стукачок спрашивает - "А деньги-то где?" Полиционер говорит - "А откуда у вас эта информация? Может, вы причастны к преступлению?" После этого стукачок валит, пока не посадили...
Вот как-то так...
У них это нормально с киндергадена. Потому как ЗАКОН работает более-менее. А у нас какой ЗАКОН? У нас любовь. Или ненависть. Или мая хата с краю. Был свидетель, стал преступник.
Марк и Эндрю - сыновья американского финансиста Бернарда Мэдоффа, работавшие на отца, лично сдали его ФБР. … Папу Марка и Эндрю приговорили к 150 годам тюремного заключения (сейчас ему 71).
Причем тут сталинизация, догоняем переразвитых...
Там ето первое и любимое занятие, а уж за бабки...
Совершенно с Вами согласен.
А если хотите довести это дело до совершенства, просто найдите в Инете аудиофильм В. Карабанова "Бояр. Охота за анунаками", послушав, получите неизгладимые впечатления!!!!!