Чиновникам и полицейским разрешили говорить

Конституционный Суд России разрешил государственным служащим критиковать начальство и публично высказывать свое мнение.
«Госслужащий вправе выразить свое мнение (аргументированное и основанное на реальных фактах) публично, если оно соответствует общественным интересам, а мотивом выступления не является обида или достижение личных целей», - говорится в решении суда, опубликованном на сайте ведомства.
Таким образом, запрет на публичные высказывания для чиновников, введенный подпунктом 10 пункта 1 статьи 17 закона «О государственной службе», уточнен. Напомним, в нем говорилось, что государственному служащему запрещено «допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в СМИ, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа, если это не входит в его должностные обязанности». Подобные ограничения содержались и в законе «О милиции» (позже они перешли в закон «О полиции»), в котором говорится о правах сотрудников правоохранительных органов.
Однако нынешнее решение Конституционного Суда носит двоякий характер. Речь идет о понятии «общественный интерес», который должен преследовать чиновник, делая публичное заявление.
Конституционный Суд выделил несколько критериев, которыми необходимо руководствоваться при оценке содержания высказывания чиновника или полицейского: «правоприменителю следует учитывать содержание высказывания, его общественную значимость, наличие ущерба для государственных или общественных интересов, а также соотносить причиненный и предотвращенный публичным высказыванием ущерб».
Таким образом, решение Конституционного Суда не отменяет ограничения, введенные законами «О милиции» и «О государственной службы», а призывает воздержаться от перегибов и утверждает, что положения о публичных высказываниях не должны «рассматриваться как абсолютно запрещающие».
Директор департамента по вопросам административной реформы Центра стратегических разработок Владимир Южаков прокомментировал решение Конституционного Суда.
«Решение КС отражает сложность ситуации. С одной стороны, госслужащий по закону должен отказаться от исполнения своих обязанностей, если видит, что поручение руководства носит коррупционный характер. С другой стороны, лояльность по отношению к руководству и системе госслужбы - одно из условий деятельности госслужащего», - приводит слова специалиста РИА «Новости».
Конституционный Суд вынес это решение после рассмотрения заявлений бывшего старшего участкового Алексея Мумолина и Любови Кондратьевой, которая за свои высказывания была уволена с поста главного налогового инспектора Межрегиональной инспекции ФНС России по Центральному федеральному округу.
Майор Алексей Мумолин в ноябре 2009 года выложил в Интернете видеообращение, в котором рассказал об условиях, в которых приходится работать участковым в Тольятти. Он выразил свое возмущение «палочной системой» (по его словам, каждый месяц от участковых требовалось «собирать» 3 уголовных и 15 административных дел), обилием бумажной волокиты, необоснованными аттестациями, отсутствием элементарных условий труда (Мумолин заявил, что бумагу в участок приносили вышедшие по УДО уголовники) и необходимостью работать сразу на нескольких участках (Мумолин один работал на 3 участках). При этом в видеообращении Мумолин резко критикует свое начальство.
Руководство участка, где работал Мумолин, за публикацию видеоролика лишило старшего участкового 13-й зарплаты и вынесло строгий выговор. Тогда майор в знак протеста организовал одиночный пикет в центре Тольятти, который привел к его увольнению из рядов правоохранительных органов.
Любовь Кондратьева «поплатилась» за интервью телеканалу «Столица». В нем инспектор заявила, что порядок выдачи командировочных в МИФНС способствует росту коррупции. Начальство поспешило уволить слишком разговорчивую сотрудницу.
Кондратьева и Мумолин подали в суд, однако решение было принято в пользу начальства, так как законы «О государственной службе» и «О милиции» давали право увольнять сотрудников за публичные выступления.
Теперь Конституционный Суд постановил пересмотреть решения в отношении бывшего полицейского и инспектора.
Уволенные за публичную критику начальства прокомментировали сегодняшнее решение суда.
«Выступая с публичной критикой, мы выступали не против государства, а против нарушений закона. Ведь госслужащий должен служить государству не как абстрактному географическому понятию, а служить обществу, людям», - заявила Кондратьева в интервью Газете.ру.
В свою очередь бывший участковый Мумолин назвал решение Конституционного Суда «победой» и заявил, что очень хотел бы восстановиться на работе. При этом критиковать полицию в будущем он не собирается, так как не видит в этом смысла: «А теперь зачем, когда про проблемы в МВД уже и так все и всё знают?»
Комментарии читателей Оставить комментарий
Ну да, прям счас и начали..
«Слуги народа..» отлично знают простые истины, типа:
* слово серебро, молчание - золото;
* не плюй в колодец, самому придётся испить;
* не кусай руку, кормящую тебя.. и да не оскудеет рука дающего.., ну и прочие столь же актуальные..
Закон у них один - «мушкетерский..», по научному - корпоративная «этика», а по нашему - ворон Ворону глаз не выклюет..
"-А не любит твой Мухтар критику!.. - А кто её любит?.." (фильм "Ко мне, Мухтар!")...
Ну теперь разведут "свободу слова" про плохого начальника