«Задача государства – помогать малоимущим гражданам»

Щекотливая тема введения продовольственных карточек время от времени то тонет, то всплывает во властных коридорах. Ее щекотливость обусловлена во многом ассоциациями с не столь давним временем заката советской власти и тяжелых послевоенных лет. И само словосочетание вызывает отторжение.
Хотя бедность – и не порок, но ее традиционно стыдятся. Предложенная в очередной раз Общественной палатой РФ мера целевой финансовой поддержки малообеспеченных семей как бы напоминает и народу, и власти, что в стране существует весьма немалая доля граждан, которые вынуждены тратить на пропитание свыше половины своих доходов. Речь, понятно, идет не о каких-то сверхзапросах вроде потребности в бокале вина на каждый завтрак, форели на каждый ужин и икры хотя бы раз в неделю. Скорее тут нужно говорить о стандартном наборе – пусть и поразнообразнее, чем предложен в нелепой «потребкорзине», но все же без излишеств.
Тем не менее, до сих пор все предпринимаемые попытки как-то формализовать процесс адресной помощи малоимущим и выразить ее в виде той же «продовольственной карточки» (беру в кавычки умышленно, поскольку аналогия с послевоенными карточками тут очень отдаленная) находили весьма прохладный отклик в общественном мнении, что, вероятно, можно объяснить не столько живой памятью о голодных временах, сколько укоренившемуся коллективному недоверию к самым благим инициативам. Это недоверие, отметим, оправданно более чем, поскольку расхожий афоризм про благие намерения, которыми выстлана дорога в известное место, как нельзя более точно описывает нынешнюю «реальную политику».
Однако любые объяснимые предрассудки и опасения не отменяют и необходимости как-то избавить хилые бюджеты малоимущих граждан от тяжелой «продовольственной части». Тем более для власти было бы неплохо хотя бы «проговорить» этот момент в предвыборную пору – пору щедрости и настоящих чудес. Так что есть некоторые основания предполагать, что в очередной раз вытащенная с пыльной полки инициатива с введением продовольственных дотаций (полагаю, разумнее было бы властным пиарщикам отказаться от отталкивающего и к тому же некорректного термина «продовольственная карточка) будет внедрена в жизнь с некоторым нажимом на общественное мнение. Основной же вопрос, как показывает жизнь, касается не формы, а содержания. Как именно благое намерение поддержки малоимущих будет претворено в жизнь.
И тут есть море вопросов. Например, насколько предлагаемая сумма дотации будет соответствовать реальной, а не выведенной для внутренних росстатовских нужд потребительской продуктовой корзине пенсионера. Унификации избежать, конечно, не удастся, однако не станут ли рассчитывать сумму помощи из учета «килограмма гречки в месяц»? И неважно, ешь ли ты только ее и тебе нужно ее килограммов пять, или вообще терпеть не можешь: посчитали – ешь. Такой подход неминуемо превратит дотацию в фарс, которым является рассчитанная каким-то изощренным шутником «потребительская корзина»
Следующий вопрос – соответствие предлагаемой помощи реальному росту инфляции, а не тому, что рисует Минфин. Собственно, в Общественной палате поднятая тема дотаций и была обусловлена как раз той самой «не нарисованной» инфляцией, которая ощутимо бьет по карманам граждан с небольшим достатком. Между тем уже за период с января по июнь 2011 года она составила 5,2%, а за год – 13,4%, при этом за первые пять месяцев 2010 года рост цен составил 4,8%. В этом свете совершенно очевидным становится простое требование к дотации: она прежде всего не должна быть фиксированной, и ее размер должен из месяца в месяц повышаться «с опережением» опубликованных данных по инфляции, поскольку самые приближенные к жизни цифры очевидно не учитывают всех нюансов, неизбежных в условиях бушующей либерализации цен.
Немаловажен и следующий момент. Выдвигая идею внедрения «продовольственных карточек», Общественная палата устами ее спикеров предложила поддержать не только малоимущих граждан, но и отечественного производителя. Тут, опять же, нет ничего революционного. Принятая в 2010 году Доктрина продовольственной безопасности, которая, к слову, прямо отмечает необходимость поддержки малоимущих, говорит и о необходимости поддержки отечественного производителя. И вряд ли тут отыщется хоть один разумный оппонент.
Однако здесь можно развернуть обширную дискуссию на тему критериев «отечественности», когда российские предприятия производят продукцию полностью либо частично из импортного сырья. Это касается, например, мясной продукции. С большинством фруктов, теми же цитрусовыми, судя по всему, малоимущим гражданам также придется распрощаться – если только не оплачивать их сверх установленного лимита.
Да и посмотрим правде в грустные глаза: отечественный производитель, увы, не всегда щадит родного потребителя. Грустный нонсенс: порой отечественные молоко и мясо на нашем рынке дороже импортируемых из СНГ или Европы. Может быть, не переставая быть патриотами, всего лишь умерить аппетиты отдельных фермеров? Российские цыплята дадут фору и «ножкам Буша», и бразильским бройлерам. Но быть пенсионером и гурманом одновременно в современной России – дело, увы, безнадежное.
Перспективы введения в России практики целевых дотаций на питание для малоимущих граждан в беседе с обозревателем KM.RU оценила президент группы компаний «Авис» Наталья Яковлева:
– Любые социальные меры должны быть включены в бюджет России. Прежде всего нужно разобраться, если ли у правительства РФ средства на программу целевой финансовой поддержки граждан, которую предлагает Общественная палата. Безусловно, помогать малоимущим гражданам – задача государства, и необходимы конкретные меры и действующие программы. Но как управленец отмечу, что на подобную поддержку должны быть соответствующие статьи расходов в федеральном бюджете и бюджетах субъектов РФ.
Чтобы накормить нашу огромную страну, нужно многократно усилить сельскохозяйственное направление, потому что по многим продуктам мы не обеспечиваем сами себя. Крайне низкие показатели по производству мяса, в основном прилавки заполнены импортными продуктами. За короткий период времени сложно произвести продукции в 2-3 раза больше, чем есть у нас сейчас. В этой связи, если мы планируем запустить программу продовольственной поддержки граждан, то, в любом случае, нам придется закупать большой объем продукции у наших импортеров. Параллельно с этим мы должны усилить аграрно-промышленный комплекс и стремиться к увеличению производства отечественных продуктов питания, чтобы соответствовать утвержденной доктрине продовольственной безопасности РФ.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Задача государства - чтобы не было малоимущих.
Интересно,великие трансплантологи хитрой экономики на новую территорию в лице Чубайса,Немцова,ВШЗ в полном составе,Ясина,Гонтмахера...будут окарточковлены и в каком колическтве на душу?Зарисовка с натуры:лимузин Чубайса с охраной подьезжает к талонному магазину и взмыленный охранник извиняясь спрашивает "Кто крайний?"Благодарные жители 21 века аплодируя,уступают ему право без очереди в знак признательности заслуг на почве построения давно с трепетом ожидаемого ещё более развитого либерализма.
Например, в Химках в некоторых магазинах есть отдел "Ветеран" типа забота = продукты дешевле для пенсионеров. А цены один в один с ценами магазина "Копейка", а в самом маге цены завышены, чтобы видимость для пенсов была = "почувствуйте разницу!"
«расхожий афоризм про благие намерения, которыми выстлана дорога в известное место, как нельзя более точно описывает нынешнюю «реальную политику»» - это не реальная политика, это ритуальная политика.
В США этой проблемы нет. Установленный государством прожиточный минимум на человека дает ему право на обращение в службу социальной помощи social service где ему выдаются ежемесячное пособие в виде пластиковой карты " Горизонт " на которую переводятся средства из бюджета в виде денег, но покупать он может на эту карту только пищевые продукты. Ни сигарет, ни алкоголя, ни промтовары, ничего кроме продуктов. У малоимущего человека есть свой пин код для карты и он вводит его при расплате за продукты у кассы, как обычно все американцы на свои кредит и дебит карточки с той лишь разницей, что малоимущий не имеет возможности снять наличные с банкомата. А так, все как и у других покупателей, что со стороны делает этот процесс таким же естественным и простым как и у обычных граждан. Этим снимается психологическая дипрессивная составляющая, которая в иных условиях была бы очевидным фактором унизительной разницы между нищими(малоимущими) и богатыми. Вместе с карточкой из бюджета каждого штата выдается и медицинская страховая карта Medicaid.
Финансовую помощь оказывает правительство США выделяя из федерального бюджета средства на программы помощи малоимущим, доходы которых ниже уровня бедности. Одна из самых распостраненных SSI сапламентал секьюрити инком, которая выплачивается SSA социальной службой безопасности США ежемесячно в виде чеков или переводом денег на счет малоимущего. Средняя месячная сумма определяется от уровня жизни каждого штата, но на сегодня составляет где-то около $ 700.00 в среднем по стране.
При утверждении правоспособности и доказательстве отсутствия доходов малоимущие в США получают помимо финансовой, продовольственной и медицинской помощи еще и жилишную.По этой программе необходимо платить за съем жилья 30% от его ренты в месяц, а остальную часть платит государство. В некоторых случаях люди не платят вовсе. Это так называемая восьмая программа HUD. Самих программ много. Каждая - под определенную категорию граждан. Но все они помогают людям с жильем и дают им возможность для достойной жизни и поиске работы.
Таким образом в США решаются проблемы малоимущих, не унижая их чувств и достоинства.
Хотелось бы надеяться, что в России примут опыт США на вооружение и помогут собственным малоимущим гражданам.