]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

«В образовании нельзя все мерить деньгами»

13:55 28.09.2011
, Елена Колебакина
«В образовании нельзя все мерить деньгами»
«В образовании нельзя все мерить деньгами»

Эксперт скептически оценил утвержденную программу развития образования в Москве на 2012-2016 гг.

Московские власти утвердили программу «Развитие образования города Москвы на 2012-2016 годы», которую начали разрабатывать еще при прежнем столичном мэре Юрии Лужкове, однако команда Сергея Собянина всерьез взялась за документ и переработала его содержание. На реализацию задуманного выделены рекордные 1,5 трлн руб., которые в основном пойдут на модернизацию образовательных учреждений и, как утверждают авторы документа, на повышение оплаты труда педагогов. Между тем сами работники образования крайне скептически оценивают предложенные в программе нововведения и опасаются, что, к примеру, новая система оплаты труда не только не увеличит их доходы, но даже может их снизить.

Как уже давно было известно (и о чем писал KM.RU), новая система оплаты учительского труда в московских школах будет состоять из гарантированного оклада и «мотивационной части», которая, в свою очередь, будет зависеть от набранных педагогом баллов, начисляемых за успеваемость учеников, проведение учителем дополнительных занятий. В общем, качество работы будет оцениваться в т. ч. и руководством школы, а это, как считают учителя, будет непременно носить субъективный характер. Кроме того, соревновательный дух в педагогическом коллективе ни к чему хорошему не приведет, а лишь разобщит учителей. Тогда уже не придется и мечтать о задушевных беседах коллег, делящихся друг с другом опытом и наработками, т. к. все это оценивается и записывается в виде баллов на личный счет каждого учителя, а кому захочется отдавать свой личный кусок хлеба другому? В то же время общее финансирование школ будет зависеть от количества обучающихся детей.

Несмотря на все плюсы, о которых говорят авторы программы, эксперты, впрочем, видят все не в столь радужных тонах. Например, директор 57-й московской школы Сергей Менделевич считает, что в разработанном документе не указано, насколько рационально можно распорядиться выделенными средствами. Кроме того, по его мнению, т. н. модернизация не сделает из слабой школы сильную в одночасье. «Деньги нужны прежде всего на зарплату, на разумную переподготовку и стажировку кадров. Чтобы люди, которые нужны школе, не ушли куда-то еще. Можно ли будет направить на это деньги, пока неясно», – цитирует его слова «Коммерсантъ».

Скептически оценил предложенную балльную систему учитель географии, почетный работник образования Леонид Перлов. Он уверен, что теперь учителям придется тратить все время на зарабатывание этих самых баллов, которые будут выставляться за вещи, не имеющие отношения к педагогике. В то же время баллы надо подтверждать документами, на сбор и оформление которых также необходимо дополнительное время.

Не забыли в программе и основные проблемы образования в столице – постоянный приток детей мигрантов и огромное количество слабых школ. Член Общественной палаты Ефим Рачевский рассказал, что проблема детей мигрантов будет решаться, но не путем создания «резерваций». «Их будут учить русскому языку, а также будут в каком-то смысле перемешивать в школах, невзирая на социальное положение», – цитируют «Московские новости» его слова. В документе говорится о том, что детей будут учить толерантности, способности мирно существовать с представителями других национальностей.

Между тем научный руководитель Института развития образования ВШЭ Исак Фрумин подчеркнул, что в столице «не должно остаться школ, куда родители не хотят отдавать своих детей». В настоящее время ситуация такова, что сильные школы сосредоточены в определенных местах в центре города, в спальных районах, напротив, таких школ нет.

Сопредседатель независимого профсоюза работников образования «Учитель» Андрей Демидов прокомментировал в беседе с обозревателем KM.RU утвержденную программу «Развитие образования города Москвы на 2012-2016 годы».

– У нас в стране такая ситуация, что программ принимается тьма, очень хороших и красивых, но есть сложившаяся практика соотношения лозунгов и реальных действий. Я не могу сказать, что какие-то параметры этой программы вызывают у меня большое воодушевление, потому что сами по себе физические объемы финансирования без выделения приоритетных задач, скажем так, могут раствориться очень быстро. Нас волнует прежде всего в политике нового руководства Москвы и департамента образования в частности (ведь все эти концепции реализуются не ангелами, а вполне конкретными чиновниками, которые выполняют идущие сверху установки) то, что происходит подверстывание исторически сложившихся особенностей образования в Москве под федеральные установки, т. е. подушевое финансирование, перевод на новую систему оплаты труда.

Что касается подушевого финансирования, то под угрозой оказываются небольшие, но часто уникальные и как минимум нужные образовательные учреждения. Например, московская киношкола, центр дистантного образования, т. е. они физически не очень большие, но оказывают услуги образования. Непонятна политика реорганизации, укрупнения, закрытия малокомплектных школ, если программа их развития не устроит департамент. У нас была такая ситуация по детским садам, и опять наступаем на те же грабли. Был демографический спад, сады раздали, а теперь образовалась очередь. Хорошо, давайте школы закроем, а потом куда пойдут эти дети из нынешней очереди? Поэтому непонятна эта сиюминутная бухгалтерская политика. Мы не понимаем, почему надо все мерить деньгами.

Устно заявляется, что ничего не изменится, но есть опасения на этот счет, т. к. в других регионах, где эксперимент подушевого финансирования и новой системы оплаты труда уже идет, есть негативные результаты, т. е. учреждения образования закрываются или реорганизуются. Например, в Астрахани год назад была ситуация, когда областному центру научно-технического творчества, где занимаются 3500 детей, объявили, что в связи с подушевым финансированием они не заработают на зарплату, т. к. у них слишком мало платных услуг. Хотелось бы, чтобы прежде чем распространять эти эксперименты на Москву, чиновники объяснились с профессиональным сообществом и родителями, почему они считают, что этот эксперимент удался. Пока только есть голословные заявления, как аксиома: «Да, это хорошо. Мы это будем делать».

Что касается второго столпа – новой системы оплаты труда, то есть достаточно много претензий по итогам реализации этой системы в регионах. Что педагогов, с которыми мы общаемся, не устраивает? А не устраивает их то, что часть зарплаты выводится в стимулирующие выплаты, т. е. часть необходимой оплаты (мы прекрасно знаем, что у педагогов нет чрезмерных зарплат) еще и выводится в некую переменную составляющую. Мы считаем, что это категорически неправильно.

Это не афишируется, но известно, что тем школам, которые первыми перешли на новую систему оплаты труда с сентября, деньги добавляются, как написано, но нужно ежеквартально подтверждать по ряду показателей право на продолжение финансирования. Получается, что школа оказывается на коротком поводке в связи с этим повышенным финансированием, которое в любой момент может быть обрезано и останется на минимуме. Что касается педагогов, то есть гарантированная базовая ставка – 19 300 руб., но если учитель вдруг не проявил выдающихся способностей, то может и их не получить. Принцип этот непедагогичный: если педагог качественно выполнил свою работу, то он получает этот минимум, но чтобы получить больше, надо кого-то обогнать. А представим, что в коллективе все педагоги хорошие, то что получится? Тогда скажут: «Раз у вас нет лучших, то вы все плохо работаете». И получается такая ситуация, когда всем хорошо работать невыгодно.

Нам рассказали такой грустный случай, когда педагоги в начале года занижают ученикам оценки, а в конце года завышают, тогда у них получается положительная динамика, и они получают выплаты. Кроме того, нам кажется, что эта система провоцирует нездоровую конкуренцию и напряженность в коллективе; опыт показывает, что уровень конфликтности возрастает, а это сказывается и на образовании. Дополнительный вал бюрократической отчетности тоже сказывается на образовании: все, что мы пишем чиновникам, мы не даем детям.

Мы же как профсоюз предлагаем записывать в коллективный договор 3-4 базовых принципа, по которым бы начислялась премия. Фактически мы хотим сохранить принцип, по которому определенный уровень квалификации, подтвержденный аттестацией, стаж и какие-то 1-2 критерия давали учителю уверенность, что он получит соответствующие доплаты, а не пугали его этой произвольностью.

Темы: Образование в России, Реформа образования в России, Школьное образование в России
Источник: KMnews
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 29.09.2011, 06:23
    Гость: Петр

    К чему только не прикасается алчная, липкая лапа хапуг-реформаторов все приходит в запустение, все разрушается. Одно остается постоянным последние 20 лет - все больше пухнут счета в западных банках, вывезенные из изнасилованной и брошенной России.Какая же мы нация, если за столько лет не смогли сформировать честную, вменяемую и профессональную власть?Грош на всем цена

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 28.09.2011, 21:08
    Гость: док учителю

    Основой эксперимента должна быть наука,а ею тут и не пахнет,а по сему Фурсенковские реформы по уничтожению пост советской системы образования вряд ли можно назвать научно просчитанными и прогрессивными.Претворение их в жизнь-снизить качество образования в стране,а по простому-это дебилизация народа!В отношении"старых" учительских кадров-в вас говорит юношеский максимализм и в некотором роде корысть и пустое стремление подать себя в лучшем виде,явная самопереоценка.Что касается "замшелая Арина Родионовна"-конечно ,человечество двигается в своем развитии, привносятся новые методики обучения,в школьные программы, но человек также формируется и семье и в особенности его гражданская позиция ,Арина Родионовна не была педагогом,и не имела педагогического образования,однако то, что она формировала великого гражданина-это бесспорно!И имя ее навеки есть и будет рядом с великим Пушкиным!Вы же на высокое звание учителя явно не тянете,ибо учитель это в первую голову-гражданин,а не только сумма знаний по предметам обучения!!!!!!

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 28.09.2011, 17:26
    Гость: Ося

    Учитель. Старые учителя за счет опыта обеспечивают необходимый уровень знаний по своим предметам. Возможно, их ученики не будут блистать на олимпиадах, но школьную программу будут все ученики будут знать на нормальном уровне, то есть минимальная оценка будет где-то 3+ объективно...

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 28.09.2011, 17:08
    Гость: Учитель

    Желание не изобретать и не экспериментировать , а работать на сложившемся багаже исходя из стажа можно понять , но поддержать категорически нельзя. Старые учителя требуют большую зарплату, тогда как многие из них являются тормозом для образовательного процесса.Почему-то во всех без исключения сферах деятельности молодежи дают предпочтения, и только в образовании, особенно детском, за образец берется замшелая Арина Родионовна.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 28.09.2011, 17:05
    Гость: Ося

    Уже как-то приводил пример, но... знакомый учитель по информатике (в прошлом), у которого ученики были призерами Всероссийской олимпиады по информатике на протяжении нескольких лет, не был выдвинут на рассмотрение кандидатуры на звание "Учитель года", потому что не имел специального педагогического образования (МИЭТ закончил)... Тогда талантливый учитель сделал школе ручкой (и всей системе образования), и сейчас возглавляет IT-подразделение в приличной фирме

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (6)
]]>
]]>
Выбор читателей
© KM.RU, Алексей Белкин
Кабмин утвердил перечень лиц, которым можно передать телефон без штрафа
Путин: Россия утратит суверенитет, если будет все покупать за нефть и газ
Путин назвал минимальную рождаемость, которой надо добиться
© KM.RU, Роман Погодаев
Илья Гращенков: Государство переложило проблемы на плечи авиакомпаний и пассажиров
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
Лидер «Черной Ленточки» приобщил Юрия Шатунова к «Родине-смерти» и «Империи»
Карикатура как триггер Третьей мировой
«ЛГБТизация» за фасадом бандеризации: Украина как она есть
«Если ограничить использование иностранной рабочей силы, то это повысит уровень зарплат и вернет интерес россиян к трудоустройству по рабочим специальностям»
Томшин-бэнд «Восстание машин»
Сколько хранить маринованное мясо?
«Ответственность за освобожденные от нацистов территории Новороссии надо брать немедленно»
«Сердце не выдержало»: почему Королев умер во время операции
Свободный полет feat. Майк Кремлин «Джими»
Пикник «Будущее ждет нас» (2 CD)
Тишин «На вписку» (интернет-сингл)
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.