Минобрнауки сделает «ремонт в горящем здании»

Вопреки настоятельному призыву духовных пастырей не мириться с пороком, а стремиться искоренять его, российские горе-реформаторы от образования продолжают усовершенствовать систему ЕГЭ, которая уже успела продемонстрировать на практике свою полную несостоятельность. В рамках подготовки к очередной кампании по сдаче ЕГЭ Минобрнауки попытается показать «смертельный номер» – произвести самый настоящий «евроремонт в горящем здании». Ведомство Андрея Фурсенко отреагирует на шумные скандалы, которые сопровождали очередную эпопею ЕГЭ этим летом, внеся коррективы в правила приема в вузы.
Напомним, что соответствующий властный импульс-разнарядка был получен еще в августе, когда президент Дмитрий Медведев потребовал от министерства «подготовить юридические и технологические решения, которые будут препятствовать таким нарушениям». Причем глава РФ, который является убежденным сторонником преимущества ЕГЭ, первым внес свою лепту в этот процесс, предложив создать систему школьных портфолио за счет включения в результат аттестации оценку «школьных и внешкольных достижений учащихся». А буквально на днях Минобрнауки представило проект новых правил сдачи госэкзамена, которые, по всей видимости, призваны имитировать бурный и плодотворный процесс «работы над ошибками».
Одним из главных новшеств станет усиление ответственности за нарушения на экзаменах. Отныне любители продемонстрировать многочисленные уязвимые коррупционные места в процессе сдачи ЕГЭ могут предметно ознакомиться с особенностями пенитенциарной системы РФ. Причем ответственными за нарушение порядка сдачи ЕГЭ могут быть признаны как организаторы единого госэкзамена, так и его участники, которые также «несут ответственность в соответствии с законодательством».
Другие (правда, менее брутальные) ужесточения коснутся победителей олимпиад (об этом KM.RU рассказывал накануне), которые теперь смогут воспользоваться своей льготой только один раз (а использовать результаты ЕГЭ они будут наравне с рядовыми абитуриентами лишь в пяти вузах). Как сообщает «Коммерсантъ», также решено заранее установить минимальный проходной балл ЕГЭ по русскому языку и математике, о величине которого абитуриенты ранее узнавали постфактум, т. е. после сдачи экзамена.
В свою очередь, вузы планируется еще больше ограничить в свободе возможности самостоятельно устанавливать проходные баллы госэкзамена для поступления. Не секрет, что пользующиеся наибольшей популярностью и наиболее престижные вузы, такие как МГУ или МГИМО, зачастую ставили балльную планку максимально высоко, чтобы отсечь середняков. При этом менее раскрученные вузы в конкуренции за абитуриентов, наоборот, всячески занижали проходные требования. Как стало известно, Минобразования планирует завязать с этой практикой. Как заявил в конце сентября Андрей Фурсенко, теперь при распределении бюджетных мест будут учитываться и проходные баллы. «Если у вуза действительно большое количество низкобалльников, то этот хвост надо обрезать», – подчеркнул министр.
Предполагаемое косметическое обновление фасада рушащегося здания под названием «система ЕГЭ» в интервью KM.RU прокомментировал заслуженный учитель России, доктор педагогических наук Яков Турбовской:
– Подобные полумеры, которые планируется принять, являются свидетельством полной беспомощности министерства образования в деле повышения качества образования, потому что никакое введение новых форм контроля над проведением ЕГЭ не устраняет фундаментальных изъянов этой системы.
Вместо того, чтобы ставить вопрос о неудовлетворительном качестве школьного образования, власти идут по тюремному пути – наказать, оштрафовать, посадить. Я в течение 40 лет занимался изучением причин преступности и ответственно заявляю, что никакие наказания не ликвидируют причин. Т. е. людей, которые хотят совершить правонарушение, ничего не останавливает. А останавливают только культура, воспитание и профессионализм. Вместо того, чтобы озаботиться тем, каким образом можно обеспечить эффективность подготовки наших детей, министерство образования больше волнует проблема контроля. Любая проблема, которую мы обсуждаем в образовательной области, носит системный характер.
Спрашивается: почему власти сейчас озаботились тем, чтобы расширить сферу ЕГЭ? А потому что ЕГЭ – это сложная процедура, на которую надо именно натаскивать. При этом поощряется не получение знаний, а умение заполнять клеточки. А теперь этому умению заполнять они хотят научить не только старшие, но и средние и даже начальные классы. При этом мы потеряем возможность по-настоящему учить детей, уже начиная с первых классов школы. Вместо развития навыков мышления мы будем натаскивать их на сдачу ЕГЭ. Можно подумать, что школа существует не для того, чтобы учащиеся получали реальные знания, а чтобы они в конце обучения сдали единый госэкзамен. Что же это за зверь такой, который пожирает и сущность, и культуру российской школы? И это вместо того, чтобы искать пути для того, чтобы образовательный процесс имел целостный характер (как в школе, так и в вузе).
Эти экзамены для вуза совершенно не нужны, поскольку имеют чисто формальный характер. Школа отстала на долгие годы, до сих пор не разработаны многие учебные предметы, и содержание образования не определено. В результате в вузе одни требования, а в школе – другие. Возникает закономерный вопрос: у нас все-таки единая система образования или нет? Вот что надо решать. Косметический ремонт, когда протекает крыша, просто не имеет смысла. Или можно привести такой пример, когда люди пошли в поход и забыли, скажем, рюкзак, спички и постельные принадлежности. И только в дороге они вспоминают, что все это нужно было взять.
Уже 10 лет творится этот бедлам, связанный с ЕГЭ. Наверняка даже сами создатели и идеологи единого госэкзамена осознают весь ужас содеянного и ищут пути каким-то образом улучшить то, что должно подлежать не исправлению, а полной ликвидации. Реформаторы в любых областях должны руководствоваться главным императивом – «не навреди». А эти люди сначала наносят вред, а потом начинают искать пути, каким образом его можно уменьшить. Болезнь надо лечить, а не думать исключительно об устранении ее симптомов. Даже когда останавливается машина, у нее есть тормозной путь. А образование – это инерционная система со своей культурой и традициями. Они вообще понимают, что делают, или нет?
Комментарии читателей Оставить комментарий
Ну почему нежелание учиться, трудиться дома над домашними заданиями, просто думать почаще вы не берете в расчет. Почему от вас ничего не зависит? Почему виноваты в вашей деградации "большой брат", запад, кровавая гэбня, все, кто угодно, но не вы сами?
Рефераты - нужная вещь, учит находить данные, систематизировать их. Вообще, сейчас без проектной деятельности никуда, а рефераты - ее основа, заложенная еще в школе.
Странно, что у преподавателя такое мнение об экзамене. Зачем обязательно кого-то именно натаскивать на ЕГЭ? Почему нельзя учить детей как прежде? Не вижу ни одной причины изменять прежний способ обучения, если он был хорош.
"Они вообще понимают, что делают, или нет?"
Не стройте иллюзий. Прекрасно понимают. Отрабатывается социальный заказ нашей "элиты" - поголовная дебилизация с последующем замещением коренного населения на эммигрантов из Средней Азии. Образование - это только один из кирпичиков этого здания.
Всем нам, гражданам России,понятно, что ЕГЭ только продолжило и углубило тот негатив, который охватило образование с 90-хх гг. И по своим детям, и по чужим мы видим, как они становятся в прямом смысле дураками и зомбированными на одно слово "ЕГЭ". Какое изучение наук в школе? Это смешно. Все только говорят об одном: сдать ИГА (9 класс) и ЕГЭ (11 класс). Глаза у детей пустые, равнодушные... Натаскиваются за пару лет репетиторами и всё: можно сдавать и поступать в вуз. Тем более на коммерческое отделение. Проблем нет. А в вузах видим то, что видим...
А поголовные дебилы - это то, что нужно нашей власти. Стадо - это не индивидуумы, не мыслящие единицы... Главное, чтоб айфоны хавали и достаточно...