Российский президент рискует повторить судьбу де Голля

Сосредоточение внимания общества на как раз не слишком занимающей его проблеме нынешнего электорального цикла и гипотетически складывающейся после его завершения политической конфигурации несколько уводит внимание от того, что кажется более важно, – нового формата избирательных циклов.
Все обсуждают довольно вялый ход избирательной кампании и то, что получится на выходе, то есть все обсуждают декабрь 2011 года (парламентские выборы) и март 2012 года (президентские выборы), что само по себе, конечно, интересно, но в известной степени предсказуемо. И никто не обсуждает то, что получится через несколько лет после этого цикла, - формат развития ситуации в следующие два срока парламентских и президентских полномочий.
А у этого формата есть свои и не слишком простые проблемы. В частности, если при прежнем четырехлетнем сроке правления президента за период, скажем, в 40 лет десять человек теоретически могли занять эту должность, то есть, с учетом условной численности полноправных граждан в сто миллионов человек, стать президентом мог один из десяти миллионов, то при новом сроке правления в шесть лет на этот пост теоретически могут попасть шесть-семь человек, то есть один человек из пятнадцати-семнадцати миллионов. Понятно, что речь идет об очень гипотетических шансах, но и таковые снижаются в полтора раза. То есть в конечном счете право на замещение высшей должности в стране ограничивается для отдельного человека в полтора раза.
Ограничению подвергается сам принцип «Каждый гражданин страны может стать президентом», а значит, ограничивается сама причастность отдельного гражданина к высшей власти, увеличивается его отрыв от нее – ровно в полтора раза.
Во-вторых, по сути дела, ограничивается зависимость власти от граждан, степень ответственности власти. Если за те же условные сорок лет высшая власть при четырехлетнем сроке десять раз должна была проходить оценку своих действий общенародным волеизъявлением, то теперь – в полтора раза меньше.
В этом отношении, на мой взгляд, если один человек занимает пост президента два раза подряд по шесть лет, то есть в сумме - 12 лет, то это хуже, чем если тот же человек правит такой же срок, но занимая его три раза подряд по четыре года: потому что в первом случае за эти 12 лет он дважды оценивается гражданами по результатам своей деятельности, а в другом случае – трижды. То есть в первом случае ограничивается уже не только пассивное избирательное право, но и активное, не только право избирать, но и право быть избранным.
И дело здесь не в тех или иных личностях, их способностях или недостатках, а в том, что опять-таки снижается степень зависимости власти от народа, степень подотчетности власти, а потому ограничивается как раз конституционная характеристика народа как единственного источника власти и носителя суверенитета.
В этом смысле уместно будет обратиться к опыту Франции. Да, действительно, де Голль, вводя во Франции в 1958-59 годах президентскую республику и семилетний срок правления президента, решил стоявшие тогда перед страной задачи. Он выиграл референдум о новой Конституции, выиграл и первые, и вторые президентские выборы, и в 1965 году вторично заступил на пост, на котором должен был пробыть еще семь лет. Но пробыл лишь до начала 1969-го, когда принял решение подать в отставку в условиях охвативших страну социально-политических волнений.
Да, начало второй половины 60-х годов стало апогеем успехов де Голля. Он разорвал военные отношения с НАТО. Он заключил союз с СССР, посетил советскую столицу и, выступая с балкона Моссовета, гордо сказал, что смог сделать то, чего не сумел сделать Наполеон, – завоевать Москву.
Де Голль действительно решил проблемы тогдашней Франции, точнее, те ее проблемы, которые существовали к моменту, потребовавшему его возврата. Он, повторимся, триумфально начал второй срок. Но пришел к социальному катаклизму
Кризис мая 1968 года, в конечном итоге приведший к отставке генерала, произошел всего через три года после его повторного избрания на второй семилетний президентский срок. То есть идея семилетнего повторяющегося правления не сработала как раз для того, для кого и кем это правление вводилось.
В итоге, вместо двух семилетних сроков по факту де Голль пробыл у власти в качестве президента 10 лет – время, по длительности равное двум пятилетним срокам. То, что после этого семилетнее президентское правление во Франции просуществовало еще более тридцати лет, – не свидетельство эффективности этой схемы, а как раз проявление уважения к Конституции, которую французы не стали трогать, раз уж она была принята. То есть они предпочли тридцать с лишним лет не менять не оправдавший себя срок правления, лишь бы не снизить уровень легитимности Конституции.
Что касается России, то, кстати, до 1993 года срок президентского правления был определен в 5 лет: в июне 1991 года Ельцина избирали на пост президента РСФСР сроком именно на 5 лет. 4-летним этот срок сделала ельцинская Конституция 1993 года. Теперь нынешняя российская власть вновь изменила этот срок – в третий раз за пятнадцать лет (в соответствии с поправками к Конституции, вступившими в силу 31 декабря 2008 года, начиная с 2012 года, Президент РФ избирается на 6 лет). Причем, по большому счету, продолжительность срока изменили без особых на то оснований и явно проявившихся потребностей в этом. Хороша «константа»…
Особенность той ситуации, которая возникнет в России после первого шестилетнего срока правления будущего президента, то есть примерно к началу 20-х годов XXI века, будет заключаться и в том, что к этому времени третьи парламентские выборы по новому сроку полномочий депутатов (5 лет, начиная с 2011 года, вместо прежних 4-х) придутся на 2021 год, а третьи президентские с 6-летним сроком – на 2024 год. Парламентские выборы 2021 года состоятся на десятый год после того, как президент впервые будет избран сроком на 6 лет.
Точно так же кризисный 1968 год во Франции пришелся на 10-летие первого избрания генерала де Голля на пост президента. Причем тогда, в мае 1968-го, он еще смог сдержать удар и на июньских досрочных выборах получил поддержку 75% избирателей, разгромив своих оппонентов. Но менее чем через полгода проиграл инициированный им же референдум и в апреле 1969-го честно ушел в отставку.
Российские парламентские выборы, еще не сегодняшние, а те, которые будут через 10 лет, придутся на потенциально слабую точку президентского срока 2018-2024 года. И если первые успехи не будут к этому времени подкреплены явным повышением жизни народа и реальными, а не относительными успехами экономики страны, до президентских выборов 2024 года дело может не дойти.
В 2011-12 годах власть, скорее всего, победит. Еще раз победит. Но эта победа власти будет уже победой в долг. Под обещанный прорыв. Если его не произойдет, власть уже не спасет никакой капитал стабилизации 2000-х годов.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Зря вы так Магон, статья очень хорошая, если вы вы считаете эту статью словоблудием, вас нельзя не упрекнуть в политической близорукости. Может в 2018-2024 годах вы это поймёте.
Аника
ты весьма опрометчиво думаешь, что постоишь в стороне.
Или будешь стоять с нами или будешь валяться на обочине.
Цитата: ...ограничивается сама причастность отдельного гражданина к высшей власти, увеличивается его отрыв от нее – ровно в полтора раза.
...ограничивается зависимость власти от граждан...проходить оценку своих действий общенародным волеизъявлением... – в полтора раза меньше.
Правильно, я предлагаю: пусть выборы проходят каждый день!!!
Неправомерно сравнивать наших "руководителей" с де Голлем: он руководствовался интересами и благом своей страны.
Очень даже может быть. Однако, сдается, с этими бунтующими французскими студентами в 1968 году все было не так просто. Это сейчас просто взбунтовать молодежь, а тогда посложнее было - думали люди больше.