]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Справедливая цена на бензин – 15 рублей за литр?

17:52 5.12.2011
, Александр Романов
Справедливая цена на бензин – 15 рублей за литр?
Справедливая цена на бензин – 15 рублей за литр?

По крайней мере, такой точки зрения придерживается глава Союза нефте и газопромышленников России

О вкусе устриц лучше говорить с теми, кто их ел, о цене бензина – с теми, кто его производит. От них-то и становится известно, что стоимость топлива на выходе с завода составляет всего 10 руб. за литр, а почти 200%-я надбавка, с которой им торгуют на АЗС, – накрутки. Президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль объяснил причину этого явления в интервью «Московским новостям».

Он является одним из авторов письма, которое руководства Российского союза химиков и Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков направили Владимиру Путину. В нем изложено видение причин перебоев с топливом. «Я уверен, что топливные кризисы в нашей стране связаны исключительно с неумением организовать дело, – говорит г-н Шмаль. – Должен быть баланс производства и потребления всех видов моторного топлива в целом по стране и по каждому региону. Но, к сожалению, мы уже 20 лет не занимается составлением таких балансов».

Балансовый метод, кстати, изобрели не советские экономисты, а американский ученый русского происхождения Василий Леонтьев, за что и получил в 1973 году Нобелевскую премию. Используя этот метод, в СССР знали, какова потребность страны в бензине, керосине, маслах. Сейчас этого нет, как нет и представления о том, сколько нужно оставить бензина в стране, а сколько отправить на экспорт. Следовательно, проблема состоит исключительно в управлении, делает вывод Шмаль. «Нужно обладать уникальным талантом, чтобы допустить топливный кризис в стране, которая добывает нефти больше всех в мире», – замечает он.

Таланты, впрочем, у нас есть всякие, хватает «одаренных» людей и такого рода. Это называется, кажется, «альтернативной одаренностью».

«В той записке, которую мы направили премьер-министру, основное внимание было уделено состоянию нефтеперерабатывающей отрасли. Хочу отметить, что мы – в числе самых худших, – констатирует г-н Шмаль. – У нас, конечно, есть отдельные примеры успешной работы в этом направлении, но, тем не менее, Россия находится по качеству бензина на 67-м месте. Глубина переработки, которая у нас составляет около 70-71%, в развитых странах достигает 90-98%. Американцы из одной тонны нефти производят 400 л бензина, а мы – 140 л. Коэффициент Нельсона, принятый во всем мире показатель, дающий представление о сложности переработки нефти, в США составляет порядка 12 пунктов, в Европе – 9, а у нас – 4,3 пункта».

Здесь уместно будет заметить, что глубина переработки нефти как была нашей проблемой 20 лет назад, так ей и осталась. Из-за этого большую часть из тонны нефти составляют темные нефтепродукты (мазут, битум) и меньшую – светлые (бензин, дизтопливо). А раз бензина из тонны нефти получается мало, то и себестоимость его выше, чем могла бы быть при глубокой переработке.

«Еще в 2008 году мы приняли технический регламент требований к моторным топливам, – вспоминает Геннадий Шмаль. – Так, в соответствии с ним мы уже давно должны были перейти на «Евро-3» и «Евро-4». Но и сегодня мы никуда не двинулись: по-прежнему выпускаем 80% бензина «Евро-0» и «Евро-2». Можно много говорить о кризисе, но у нас в принципе не строятся заводы».

Увы, как ни прискорбно, но это так: строить НПЗ – долго и дорого, ждать, пока он окупится, – еще дольше. Одна только установка каталитического крекинга обходится в $500 млн, это даже для крупной компании большие деньги, а окупится объект только через 10 лет. Проще продать нефть на экспорт и не заморачиваться с углублением переработки.

Дальше – больше. Оказывается, из тех всего лишь 28 нефтеперерабатывающих заводов, что сейчас функционируют в стране, большинство было построено до войны или по ленд-лизу. А вот китайцы, не имея собственной нефти, строят уже 99-й НПЗ; у американцев их около полутора сотен, и последний завод они воздвигли в 1978 году. Заводы по переработке нефти, впрочем, у нас сейчас строятся, но правильнее будет назвать их заводиками: это – мини-НПЗ. Суммарная их мощность составляет едва 10% от суммарной мощности больших заводов.

Каких только программ нет у нас в стране! Существует даже «Чистая вода» с фильтрами небезызвестного изобретателя Петрика, а вот программы развития нефтепереработки под названием, например, «Чистый бензин» нет как нет.

«Нужна серьезная государственная целевая программа, и она, кстати говоря, была, – констатирует эксперт. – Точнее, это была подпрограмма «Топливо. Энергия», но она приказала долго жить в 2006 году. Нужно воссоздать ее на основе предложений нефтяных компаний, потому что все НПЗ в стране принадлежат нефтяникам, которые еще во времена приватизации первым делом разделили их между собой, образовав ВИНКи (вертикально интегрированные нефтяные компании).

Себестоимость добытой нефти в России – $5-6 за баррель, т. е. $45 за тонну, а НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) – $100. Налоговая конструкция совершенно не стимулирует ни разработку месторождений, ни инвестиции в переработку. Финансисты пугают, что если дать льготы, то мы получим выпадающие доходы, но если их не давать, доходов вообще не будет, говорит Шмаль.

Тем временем эксперты опасаются, что очередной топливный кризис может случиться уже нынешней зимой: акцизы на моторное топливо опять вырастут с 1 января.

«Я не раз говорил, что должны быть какие-то ценовые индикаторы: например, есть смысл отталкиваться от цены килограмма хлеба. Если мы говорим, что сегодня булка стоит 20 руб., то бензин не может стоить дороже. Я считаю, что справедливая цена на бензин – примерно 15 руб. Вот у нас сегодня моторное топливо выходит с завода по 10 руб. за литр. Все остальное – это транспортные расходы, прибыль нефтяной компании. И 60% – налоги. Но разве для населения это правильно? Да, в Европе бензин дороже, но там и зарплаты другие. Поэтому там они на топливо тратят 1-2% из своего семейного бюджета, у нас – значительно больше: примерно 10%».

Эксперт видит выход из ситуации с высокими ценами на бензин в том, чтобы государство дотировало их. Правда, и само оно зарабатывает на этом. Что тогда произойдет с доходами бюджета?

«Мы зарабатываем не на бензине, а на экспортных пошлинах на нефть, которые составляют $350-400 за тонну, и на НДПИ, – говорит Шмаль. – Это – вопрос непростой: должен быть индивидуальный подход и к тем, кто ездит на «Мерседесе», и к тем, кто не может позволить себе заправлять автомобиль дорогим бензином. Я предлагаю дотировать людей с низким уровнем доходов. Нужно ввести талонную систему. Каждый человек заполняет декларацию, уровень доходов налоговым органам известен. Почему бы для пенсионеров не сделать ценовой уровень бензина не 30, а 18 руб.? И разницу государство будет выплачивать компаниям».

Темы: Внутренняя политика в России, Динамика цен на автомобильное топливо
Источник: KMnews
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 08.12.2011, 17:35
    Гость: сергей

    бензин в екатеринбурге 26 р за литр аи 92

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 06.12.2011, 13:54
    Гость: Владимир

    Цену литра нефти вы посчитали правильно. Во только одна неувязочка: нефть внутри вертикально-интегрированной компании (ситуация, характерная для России), которая и добывает и перерабатывает стоит вовсе не те деньги, за которые она идет на экспорт, а где-то на порядок меньше. Хотя на мой взгляд сама постановка вопроса о "справедливой цене" является весьма скользкой.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 06.12.2011, 13:45
    Гость: Да... ужж...

    Выборы прошли... Пионер и Пионервожатый затянули себе галстуки, а мы теперь затянем ремни. До голосовалисЯ...

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 06.12.2011, 13:45
    Гость: Владимир

    "Осенью пригнали в город несколько вагонов яблок. Цены на рынке с 10-15 рублей упали до 3."
    ---
    Да вы что!? И в каком году это было? Живу в Иркутске уже полвека с гаком и ничего об этом не слышал.
    Далее.
    ---
    "В европе цена на бензин не выше, а ниже нашей.
    ---
    Серьезно!? И где же такая Европа располагается? В Италии этим летом бензин стоил 1.5 евро. При желании можно конечно и посвежее цифру найти. Вот только дешевле, чем у нас не получится никак.
    Далее.
    Средняя цена в США на бензин марки Regular 3.290 за галлон. В переводе на рубли будет 27 руб/л. В них 69% стоимость нефти, 12% налоги, 11% - переработка, 8% - торговая надбавка.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 06.12.2011, 13:34
    Гость: figa

    Значит, кровати двигать бесполезно...

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (17)
]]>
]]>
Выбор читателей
Штрафы за VPN и поиск экстремистских материалов: разбор закона и мнения экспертов
80 лет с начала работы Потсдамской конференции: зачем рушат итоги Потсдама?
Фотобанк Росконгресса/Сергей Михайличенко
Захарова: РФ имеет право применять оружие против помогающих Украине стран
Капитализм ХХI век. Эффективность для меньшинства, катастрофа для большинства.
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
«Проект закона о внешнем управлении: будут ли национализированы иностранные компании в России?»
Поматросить и бросить: закон об удаленке упростил увольнение сотрудников
Премия Cup Of Madness, 14 ноября, «16 Тонн Арбат»
Учано «Где ключи от вертолета»
Расслабляться рано: через месяц Россию вновь могут отправить на самоизоляцию
Виктор Алкснис: «Россия для Абхазии нужна сегодня исключительно в качестве дойной коровы для выкачивания денег»
Принцесса Диана: тайны жизни и смерти
Фестиваль «Наука 0+» в стенах московской ветеринарной академии им. Скрябина
Константин Сёмин: «Как и в конце 90-х, в элитах сейчас идёт поиск того, кто мог бы предотвратить народный гнев»
Посев (Егор Летов) «Дождь в казарме»
Брызги «Эталон красоты» (интернет-сингл)
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.