]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Капитуляция образования перед бюрократией

21:11 29.12.2011
, Виктор Мартынюк
Капитуляция образования перед бюрократией
Капитуляция образования перед бюрократией

Фурсенко решил, что хватит обсуждать законопроект «Об образовании», теперь его судьбой займется Дума

Законопроект «Об образовании» прошел уже огонь и воду. Настала очередь «медных труб» – нижней и верхней палат парламента и президента. Но покуда главная подпись и резолюция еще не легли на его титульный лист, экспертное сообщество практикующих педагогов и ученых продолжает дискуссию – весьма острую. Пусть и с оттенком заметной обреченной усталости.

Речь министра образования Фурсенко достойна пера эпохи античности или средневековья. «Невозможно всю жизнь обсуждать документ: на каком-то этапе мы должны остановиться, принять на себя ответственность и передать его законодательным органам. Вряд ли кто-то скажет, что по этому закону не было возможности высказать точку зрения. Многие пожелания были учтены». Прямо по Алигьери: «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу», никак не меньше. Но круги ада надлежит испытать вовсе не этому подправленному, припудренному, но столь же бестолковому документу, а скорее педагогическому сообществу, которому и предстоит «с этим жить».

Однако в самом Минобре чиновники полны оптимизма: в парламент уйдет, по их словам, самая совершенная из всех возможных версий документа, в которой, кажется, учтены все-все-все замечания. Это, правда, оговоримся, слова чиновников министерства (в частности, статс-секретаря Игоря Реморенко), но отнюдь не экспертов, мнение которых, впрочем, вряд ли сейчас кому-то интересно. Сказал же сам Фурсенко: «пора» – значит, действительно пора.

Из интересного, что можно встретить в документе, – закрепление гарантий по зарплате учителей. Она теперь будет привязана к средней по региону. Подвох чувствуется не сразу, но звучит благородно. Разве что остается наивный вопрос: это показатели той самой «средней зарплаты» будут теперь подгонять под представления учителей (кстати, весьма скромные) о достойной жизни, либо, наоборот, учителям предложат подстроиться под имеющиеся данные, которые еще упрямее фактов? Вопросы остались и по дошкольному образованию, которое, как предполагается, будет составным из двух компонентов – реализации основных образовательных программ дошкольного образования и реализации услуг по присмотру и уходу. Первый компонент, как предполагается, будет финансироваться за счет государства, второй – на паритетной основе бюджетных и родительских вливаний. При этом, как отмечают критики, из текста неясно, предполагается ли дошкольное образование, как и ранее, добровольным, либо оно фактически станет обязательным.

Свою итоговую оценку вынесенному на суд парламента нашумевшему законопроекту «Об образовании» в беседе с обозревателем KM.RU дал сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Андрей Демидов:

– Обсуждения законопроекта действительно были довольно длительные, но суть ведь не в том, как долго его нужно было обсуждать, а в том, что в результате должно было появиться. Определенная «усушка» документа состоялась (самая первая версия была вообще абсолютно нечитаемой, нефункциональной), но, как представляется, каких-то фундаментальных изменений, которых хотела общественность, все же не произошло. Осталось, к примеру, много вопросов по финансированию образования. Поскольку уход государства от каких-то конкретных обязательств, выражающихся в жестко определяемых процентах финансирования (от ВВП или от расходной части бюджета), – это превосходная возможность для чиновников понижать финансирование и при этом никак не отвечать за это.

Вторая проблема, не менее важная, – проблема заработной платы работников образования. Мы видим в последние месяцы попытки властей каким-то образом завоевать любовь работников отрасли: они нам говорят о 30%-м повышении зарплаты, о ее достижении средней величины по региону. На деле это все оборачивается разочарованиями и обманутыми надеждами, потому что, по той информации, которая поступает к нам, в профсоюз учителей, эти надбавки в итоге получаются гораздо меньшими, т. к. считаются от одной лишь ставки, да и зачастую непонятно, по каким принципам проходит это индексирование и насколько было продумано соответствие реального индексирования зарплаты росту инфляции.

Данный законопроект не отвечает на эти вопросы, т. к. в нем указано лишь то, что заработная плата педагогов должна быть не ниже средней по региону. И непонятно, что же подразумевать под этим определением – «средней». «Средней» от чего?.. Поэтому мы от нашего профсоюза вносили поправку, согласно которой заработная плата учителя, педагога должна быть не ниже средней по промышленности и, кроме того, начисляться за норму рабочего времени, т. е. за ставку в 18 часов. И на этой норме мы будем настаивать в дальнейшем.

– А если отвлечься от финансовой составляющей и взять выше? Законопроект многие обвиняют в том, что он – просто калька с некоего западного «фастфуда», что он абсолютно не учитывает ни традиций, ни особенностей России...

– Практика и анализ показывают, что те завоевания в плане культурной компоненты, национальной компоненты, которые существовали еще в 90-е, действительно сейчас постепенно нивелируются. Причем по каким-то бюрократическим соображениям: мол, зачем нам все эти особенности – национальные, культурные? Давайте сделаем все едино! Так легче управлять! И на какие-то местные наработки педагогов на региональных уровнях просто наплевать. Это – важная проблема, которая не была устранена в результате обсуждения законопроекта. Вообще нами управляют так, как будто мы уже давным-давно находимся в Болонском процессе, хотя у нас есть действительно прекрасные традиции дореволюционной педагогики, советской педагогики, да и в 90-е годы много чего интересного было наработано педагогикой. И все это теперь просто не учитывается.

– Данный документ авторы пиарят, отмечая, что до сих пор не было некоего единого документа, который охватывал бы все сферы образовательной деятельности. Слишком много тут было бюрократии до сей поры: куча подзаконных актов, два отдельных закона… Это – достаточный аргумент, на Ваш взгляд?

– Если Закон «Об образовании» считать неким образовательным кодексом, единым документом, регулирующим основы функционирования данной отрасли, то да, это – плюс. Но дьявол, как обычно, кроется в деталях. Мы знаем на примере Закона «О монетизации льгот», что существует проблема наличия подзаконных актов. Имеется некоторая превосходная норма, которая при этом не работает, пока под нее не будут приняты некие подзаконные акты. А с этим у нашего правительства всегда была проблема. И потому я думаю, что первый запрос, который будет поставлен разработчикам этого закона, – о наличии нормативной базы, которая конкретизирует положения закона. Поскольку можно прописать некую норму, но она будет всего лишь декларативна до тех пор, пока вы не пропишете, как конкретно она будет работать.

– Коммунист Смолин, помнится, подготовил альтернативный законопроект «Об образовании». Вы знакомы с этим документом? Что скажете?

– Да, министерство уже поспешило обвинить его законопроект в популизме. Я же, если честно, думаю, что когда мы говорим о такой фундаментальной сфере, как образование, где критически важны такие параметры, как общедоступность и качество, то в данном случае обвинения в популизме как минимум странны. Если мы хотим вырастить поколение, которое завтра будет летать в космос и делать выдающиеся успехи в науке, то в чем здесь популизм? В требовании бесплатного качественного образования? В том, чтобы педагоги получали достойную зарплату?.. Популизма здесь не вижу, хотя сами альтернативные предложения Смолина, конечно, нуждаются в некоторой доработке. Как и любые здравые предложения, впрочем.
 

Темы: Россия, Законотворческая деятельность в России, Высшее образование в России, Образование в России, Реформа образования в России, Государственная Дума РФ
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 06.01.2012, 19:50
    Гость: ZOOM

    Всё верно - проблема системная. Целеполагание меняет всё.
    Чистый монетаризм разрушает страну.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 05.01.2012, 15:08
    Гость: Абрам

    "...самая совершенная из всех возможных версий документа, в которой, кажется, учтены все-все-все замечания." То бишь - "павлино-утко-ёж". Документ для отчётности. Исполнение его и не предполагается. Иначе учитывались бы только научно обоснованные и практически доказавшие свою эффективность рекомендации. Но где ж та наука и каким боком она относится к практике? Самые безграмотные "специалисты" - это выпускники педагогических ВУЗов.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 31.12.2011, 10:16
    Гость: док

    Всю редакцию КМ с Новым годом!Всего самого доброго здоровья ,любви, удачи прекрасного настроения !И, конечно творческих успехов!С НОВЫМ ГОДОМ!!!БУДЬТЕ СЧАСТЛИВЫ!
    ---
    Большое спасибо! И Вам всего наилучшего в новом году. И в следующие годы тоже.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 30.12.2011, 16:33
    Гость: Валентина

    Реформа образования по Фурсенко и его братьев чиновников- полнейший абсурд. Тупые станут еще тупее.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 30.12.2011, 15:44
    Гость: алексей

    хватит уже про 30%ную надбавку учителям! У нас в Тульской области у всех, кто работает по должности "учитель", заработная плата действительно выросла на 30%. Сильно много молодых специалистов, конечно, не прибавилось (их вообще не прибавилось)и кадровой проблемы в школе только повышением зарплаты вообще не решить, но, как директор школы, скажу, что учителя повышением действительно остались довольны.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (16)
]]>
]]>
Выбор читателей
Путин: где ступает нога русского солдата, то – наше
Ракеты Tomahawk и бомбы GBU-57 принуждают Иран «к миру»: 22 июня Трамп начал свою первую войну
Трамп заявил о начале перемирия между Ираном и Израилем
Зеленский отказался покидать пост президента Украины до конца конфликта
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
«Последние по времени мирные инициативы были оглашены Кремлём в июне. Ответ на них – вторжение в Курскую область»
«Если Украину от России оторвали, то не по воле Ленина и даже не по воле его формальных наследников: зато при поддержке и с подачи руководства России 1991 года»
Волков бояться — на митинги не ходить: какие фобии нас одолевают
Стволы «Стволы»
«Не будут препятствовать германской экспансии на Восток»: так кто же на самом деле разжигал Вторую мировую войну?
«Лютый беспредел творится в Троицке»: бандиты захватили государственный лес?
«Ну, и психика у него тоже расшатана»: зачем пермский школьник взялся за оружие
Действуй! «Рябинушка» (интернет-сингл)
«Без восстановления справедливости в распределении национального богатства Россию ждет деморализация и деградация»
Премьера «Балалайкин и Ко», 13 ноября, Основная сцена театра «Прогресс сцена Армена Джигарханяна»
Лидер «Крематория» полюбил «кривую» Москву после концерта на крыше
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.