«Неспециалисты с высшим образованием»

Одно время на Западе среди определенным образом ориентированных политических групп был распространен тезис о том, что для того, чтобы учить чему-либо, не нужно это что-либо самому знать.
В каком-то смысле российских авторов и организаторов так называемой реформы образования последних двух десятков лет вполне можно считать наследниками этой скорее политической, чем профессиональной моды.
Люди, затеявшие и проводившие ее, как правило, не могут ответить на вопрос, зачем она нужна и что именно она даст. По большому счету, они не могут внятно объяснить даже то, в чем она заключается.
Если взять даже вовсе на самый важный вопрос о том, зачем нужно переходить с системы подготовки «специалистов» с пятью годами обучения на систему подготовки бакалавров и магистров с четырьмя и шестью годами обучения – они на него внятно не ответят. Внятный ответ заключался бы примерно в следующем построении: за четыре года, готовя специалистов, мы даем им объем навыков и знаний, условно говоря, «А». Такой тип подготовки был необходим при господстве такого-то типа производства. Сегодня тип производства изменился таким-то образом, и нам для обеспечения его функционирования требуется такое-то количество бакалавров, то есть работников с объемом подготовки и навыков, скажем, «А-Х» и такое-то количество работников с подготовкой типа «А+Х».
То есть, например, раньше мы создавали в стране производство постиндустриального типа и нам нужны были работники с квалификацией, позволяющей обеспечивать его создание, то есть разбирающиеся как в том, что они создают, так и в том, как это создавать. Теперь оно построено, и нам нужны как в основном работники, способные лишь обеспечивать функционирование этого производства – и им достаточно относительно меньшей подготовки - бакалавры, так и – в меньшинстве - работники, способные на элитных участках развивать фронтирные направления с более высокой подготовкой - магистры.
С этим можно было бы соглашаться или не соглашаться, но было бы понятно, о чем идет речь.
Но на деле ни такого положения вещей нет, ни аргументации подобного типа нет.
Индустриальное производство в стране в значительной степени «деиндустриализовано», постиндустриальное – как раз требует своего создания. Значит, стране нужно как энное количество людей квалификации, способной не допустить распада и разрушения оставшегося индустриального производства, так и большое количество тех, кто должен создавать наукоемкое постиндустриальное производство.
Функционирование старого производства поддерживали те, кого сегодня мы называем «специалистами», то есть люди с пятью годами подготовки. Значит, сегодня нам нужны как люди с не меньшей подготовкой, так и люди с более высокой подготовкой, то есть, условно, скажем, магистры. При чем же здесь бакалавры, то есть люди с заведомо более низкой подготовкой (обучаемые на год меньше, чем специалисты)?
Можно, конечно, сказать, что дело не в том, сколько лет учить, а как учить и чему – и вот в этом-то суть реформы. Но, во-первых, в описании реформы об этом реально ничего нет, то, что она предлагает в плане технологии обучения, ничем не доказано, что лучше того, что было раньше. А во-вторых, допустим, что так: но зачем тогда в эту реформу вставлена вообще тема «бакалавров» и «магистров»?
Кстати, с одной стороны, ведь их подготовка предполагалась и законодательством 90-х гг. – тогда было три варианта обучения: четырехлетнее – бакалавра, пятилетнее – специалиста, шестилетнее – магистра. На практике же оказалось, что спросом пользуется именно квалификация «специалист» - и бакалаврам приходилось вновь возвращаться в вуз и доучиваться на них еще год.
Официально считалось, что «бакалавр» - как раз специалист с высшим образованием. То есть нет, не то чтобы специалист, но «не с высшим». То есть «неспециалист с высшим образованием».
Это, кстати, очень точное определение - «неспециалист с высшим образованием». Потому что предполагается, что этот … «бакалавр» - он ни на чем не специализируется, а получает как бы общую подготовку по избранному им направлению.
В нормативных и законодательных документах в качестве главного требования к «магистру» записано, что он должен быть готов к… поступлению в аспирантуру. То есть он после шести годов обучения получал подготовку для того, чтобы быть готовым сделать то, что мог сделать и «простой специалист».
Бакалавры и магистры просто получились не нужными никому – и потому именно законы спроса определили тогда львиную долю идущих учиться на «специалистов». Потом решили то, что пользовалось спросом, отменить, а то, что им не пользовалось – увековечить.
Причем единственный, хоть сколько-нибудь внятно озвученный довод, для чего это нужно, заключается в том, что этого требует Болонский процесс.
Но если этот, давно ставший в профессиональной среде предметом насмешек процесс требует того, что ни стране, ни ее производству, ни системе образования не нужно и вредно, то может быть, не нужен и вреден этот процесс? В ответ слышится: «Ну, мы же его подписали…» Тут «болонский лоббист» начинает впадать в ступор и твердить о том, что «Болонский процесс» - он же «Болонский процесс», и как же без него. Причем почему без него никак – не говорит.
Допустим, та – западная - система хороша и себя оправдала, хотя и наша себя оправдала. Но каждая система образования создается не сама для себя. Она создается, как говорилось выше, для производства специалистов, способных решать те задачи, которые в данный момент стоят перед данной страной.
Если не входить в многочисленные детали, западные страны, подписавшие Болонское соглашение, находятся на ином этапе производственного развития, нежели Россия. В этих странах, так или иначе, создано, как минимум, частично-постиндустриальное производство, в России, как говорилось, не создано оно и разрушается индустриальное.
То есть задачи экономического развития в России и странах Запада разные. Западу нужно прежде всего поддержание функционирования существующего постиндустриального производства, России нужно прежде всего создание, причем форсированное создание постиндустриального производства – кстати, по ряду причин о которых можно говорить отдельно – иного, чем существует на Западе, типа.
Отсюда Западу в основном нужны работники, способные обслуживать такое производство, то есть в большей степени образованные, но в первую очередь с навыками инструктивного действия, а уже плюс к ним – нужны особо подготовленные работники эвристического труда, работающие за фронтом нынешних достижений. Отсюда - система «бакалавр-магистр». возможно, действительно адекватна этим условиям.
А России в основном нужны работники, обладающие повышенной подготовкой, повышенной эрудицией и способные на ходу решать новаторские, творческие задачи. То есть России нужно производство работников с более высокой подготовкой и более высокой способностью к творческим решениям.
Если же Россия переделывает свою систему образования под западную, значит. она будет готовить специалистов для решения не своих, а чужих производственных и экономических задач.
И, собственно, имеющаяся российская система и создавалась именно с учетом опыта западной – как стоящая на уровень выше, потому что и в дореволюционной России, и в СССР перед страной стояли более сложные задачи развития. Российская система изначально, опираясь на достижения западной, создавалась как шаг вперед по сравнению с последней, тогда как инициаторы реформы, не понимая этого, просто не зная, в силу безграмотности, в каких условиях и для решения каких задач она создавалась, пытаются ее реформировать не в векторе движения вперед. а векторе опускания до более низкого уровня.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Придётся ещё раз напомнить: уже много раз говорили - надо смотреть не на пустые/полные полки в магазинах, а на потребление основных товаров на душу населения. Даже по нынешней статистике нынешняя Россия отстаёт в потреблениии основных товаров от Советов. Пустые полки определялись очень низким уровнем цен.
И непонятно что лучше - походить поискать, постоять в очереди и, всё-таки, купить что тебе нужно, или зайти в магазин, посмотреть на изобилие и подкупить корзинку для нищих.
Юра, много раз я Вам повторял, что не собираюсь Вас, и никого другого, обижать. Я вас не знаю, но, кажется, встречал. Такое возможно. Я только читаю текст. И иногда он меня возмущает. Скажите, как правда соотносится с патриотизмом?
Иногда осознание фактов оглаушивает и гвоздем вбивается в голову. Я первый раз попал в США в 1992 г в Сиэтл. У нас гремела перестройка и мы там ходили по магазинам чтоб женам что-то прикупить. Так там все буквально было китайское. И, любуясь заливом, вижу, вползает субмарина. Гениальность янки тогда поразила: Китай шьет им трусы, а они тачают субмарины. Тем самым уплывая в рай. Далее в Канаде, везде, в любом магазине висят брэнды итальянские, французские, любые, в уголку мэйд ин Чайна. Качество великолепное. Но идут стоны-инструмент плохой, запчасти авто-г--но и тд. А у меня есть антикварная игрушка-Ролс Ройс, внутри транзисторный приемник вделан, первые японские товары в Канаде. Транзистор спаян вручную, грубо до невозможности. Не то, что американский электронный антиквариат. Старожилы рассказывают, как народ презирал японские товары-дрянь, дешевка. Но все изменилось, как изменилось и китайское. Естественно, зачем китайцы строят свой новый шелковый путь, да в обход России? Этот путь-новый. Старый был-шелк, который делел только Китай-в Европу, оттуда деньги. Новый путь-европейские товары по дешевым китайским ценам в Европу, туды-сюды. Технологии, дизайн-в Китай, товар-в Европу. По этой причине Россия Китаю мало интересна в этой вот их стратегии.
Так что приключилось? Амеры, когда вышли победителями, не стали грабить побежденных, как после 1МВ, чтоб более Великой депрессии не получилось. А дали им деньжат и говорят: ребяты, мы вас прощаем и таперя должны зашитить от кровавой гэбни. Поэтому пока что расположимся у вас тут. Побежденные смирились и стали спешно восстанавливать экономику. Япония от криворуких транзисторов совершила технологический скачок. Даже стали победителей прижимать. Я вот все время на Хондах езжу, не в пример американскому металлолому. Так же и китайцы, когда их пристегнули, амеры решили, что прокатит, как с японцами. Но не тут-то было. Они исторически-близнецы братья, но Китай это не Япония. Если б амерам удалось их примирить под своим руководством, все-весь мир был бы у них в кармане. Индусы-отстой. Штука в том, что это у амеров не получилось. И Китай, прямо по Марксу, нарастил сначала индустрию, потом науку, потом вооружения, сильно подсосав секреты с нищей России. И пошел в отрыв. А США стала деиндустриализоваться, развела паразитов, педерастию и пошла вниз. Это увидал старик Трамп, но ничего сделать уже не смог.
Так что такова селяви и, как мне кажется, России не светит стать китайцам друганами. Китайцы-коммунисты, Россия-дикий капитализм полу-колониального типа.
Юра, нечего Россию сравнивать с Литвой или Чехией, как и с Китаем. Это другая страна, другая история, другой народ, и, вероятно, другой путь. Возможно, у нас производить качественный товар и победить головотяпство вообще нельзя.
Ведёте себя очень непатриотично !!
Вот российский патриот с ником Астолоп возмутился и воскликнул, что как я могу утверждать, что китайские товарищи производят Европейский товар на китайской территории, китайских заводах, руками китайских товарищей - что-то чужое, европейское !!!
Надо было Вам Астолопа патриотически поддержать а Вы бессовестно поддержали моё утверждение, что Китайцы штампуют там европейское для европейцев и других капиталистов в мире.
Россиянин, особенно чувствующий себя другом Китая, должен быть убеждён, что китайские товарищи самостоятельные товарищи и не будут горбатиться для нужд избалованного населения стран врагов России.
Было бы с Вашей стороны ещё патриотичнее, если бы Вы рассказали Астолопу, что Китайцы заманили европейские и американские фирмы в дружественный России Китай, чтобы сами научились производить качественные товары и так ослабили мировых гегемонов и что и россиянам советуют заманить и учиться как победить головотяпство.
Вы тут демонстрируете эрудицию, считая, что кроме Вас-любимого Ваши прописные истины на стр Км.Ру никто никогда не знал.