]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

«Неспециалисты с высшим образованием»

20:14 31.08.2021
, Сергей Черняховский
Фото с сайта pixabay.com

Сергей Черняховский: «Каждая система образования создается не сама для себя. Она создается для производства специалистов, способных решать те задачи, которые в данный момент стоят перед данной страной»

Одно время на Западе среди определенным образом ориентированных политических групп был распространен тезис о том, что для того, чтобы учить чему-либо, не нужно это что-либо самому знать.

В каком-то смысле российских авторов и организаторов так называемой реформы образования последних двух десятков лет вполне можно считать наследниками этой скорее политической, чем профессиональной моды.

Люди, затеявшие и проводившие ее, как правило, не могут ответить на вопрос, зачем она нужна и что именно она даст. По большому счету, они не могут внятно объяснить даже то, в чем она заключается.

Если взять даже вовсе на самый важный вопрос о том, зачем нужно переходить с системы подготовки «специалистов» с пятью годами обучения на систему подготовки бакалавров и магистров с четырьмя и шестью годами обучения – они на него внятно не ответят. Внятный ответ заключался бы примерно в следующем построении: за четыре года, готовя специалистов, мы даем им объем навыков и знаний, условно говоря, «А». Такой тип подготовки был необходим при господстве такого-то типа производства. Сегодня тип производства изменился таким-то образом, и нам для обеспечения его функционирования требуется такое-то количество бакалавров, то есть работников с объемом подготовки и навыков, скажем, «А-Х» и такое-то количество работников с подготовкой типа «А+Х».

То есть, например, раньше мы создавали в стране производство постиндустриального типа и нам нужны были работники с квалификацией, позволяющей обеспечивать его создание, то есть разбирающиеся как в том, что они создают, так и в том, как это создавать. Теперь оно построено, и нам нужны как в основном работники, способные лишь обеспечивать функционирование этого производства – и им достаточно относительно меньшей подготовки - бакалавры, так и – в меньшинстве - работники, способные на элитных участках развивать фронтирные направления с более высокой подготовкой - магистры.

С этим можно было бы соглашаться или не соглашаться, но было бы понятно, о чем идет речь.

Но на деле ни такого положения вещей нет, ни аргументации подобного типа нет.

Индустриальное производство в стране в значительной степени «деиндустриализовано», постиндустриальное – как раз требует своего создания. Значит, стране нужно как энное количество людей квалификации, способной не допустить распада и разрушения оставшегося индустриального производства, так и большое количество тех, кто должен создавать наукоемкое постиндустриальное производство.

Функционирование старого производства поддерживали те, кого сегодня мы называем «специалистами», то есть люди с пятью годами подготовки. Значит, сегодня нам нужны как люди с не меньшей подготовкой, так и люди с более высокой подготовкой, то есть, условно, скажем, магистры. При чем же здесь бакалавры, то есть люди с заведомо более низкой подготовкой (обучаемые на год меньше, чем специалисты)?

Можно, конечно, сказать, что дело не в том, сколько лет учить, а как учить и чему – и вот в этом-то суть реформы. Но, во-первых, в описании реформы об этом реально ничего нет, то, что она предлагает в плане технологии обучения, ничем не доказано, что лучше того, что было раньше. А во-вторых, допустим, что так: но зачем тогда в эту реформу вставлена вообще тема «бакалавров» и «магистров»?

Кстати, с одной стороны, ведь их подготовка предполагалась и законодательством 90-х гг. – тогда было три варианта обучения: четырехлетнее – бакалавра, пятилетнее – специалиста, шестилетнее – магистра. На практике же оказалось, что спросом пользуется именно квалификация «специалист» - и бакалаврам приходилось вновь возвращаться в вуз и доучиваться на них еще год.

Официально считалось, что «бакалавр» - как раз специалист с высшим образованием. То есть нет, не то чтобы специалист, но «не с высшим». То есть «неспециалист с высшим образованием».

Это, кстати, очень точное определение - «неспециалист с высшим образованием». Потому что предполагается, что этот … «бакалавр» - он ни на чем не специализируется, а получает как бы общую подготовку по избранному им направлению.

В нормативных и законодательных документах в качестве главного требования к «магистру» записано, что он должен быть готов к… поступлению в аспирантуру. То есть он после шести годов обучения получал подготовку для того, чтобы быть готовым сделать то, что мог сделать и «простой специалист».

Бакалавры и магистры просто получились не нужными никому – и потому именно законы спроса определили тогда львиную долю идущих учиться на «специалистов». Потом решили то, что пользовалось спросом, отменить, а то, что им не пользовалось – увековечить.

Причем единственный, хоть сколько-нибудь внятно озвученный довод, для чего это нужно, заключается в том, что этого требует Болонский процесс.

Но если этот, давно ставший в профессиональной среде предметом насмешек процесс требует того, что ни стране, ни ее производству, ни системе образования не нужно и вредно, то может быть, не нужен и вреден этот процесс? В ответ слышится: «Ну, мы же его подписали…» Тут «болонский лоббист» начинает впадать в ступор и твердить о том, что «Болонский процесс» - он же «Болонский процесс», и как же без него. Причем почему без него никак – не говорит.

Допустим, та – западная - система хороша и себя оправдала, хотя и наша себя оправдала. Но каждая система образования создается не сама для себя. Она создается, как говорилось выше, для производства специалистов, способных решать те задачи, которые в данный момент стоят перед данной страной.

Если не входить в многочисленные детали, западные страны, подписавшие Болонское соглашение, находятся на ином этапе производственного развития, нежели Россия. В этих странах, так или иначе, создано, как минимум, частично-постиндустриальное производство, в России, как говорилось, не создано оно и разрушается индустриальное.

То есть задачи экономического развития  в России и странах Запада разные. Западу нужно прежде всего поддержание функционирования существующего постиндустриального производства, России нужно прежде всего создание, причем форсированное создание постиндустриального производства – кстати, по ряду причин о которых можно говорить отдельно – иного, чем существует на Западе, типа.

Отсюда Западу в основном нужны работники, способные обслуживать такое производство, то есть в большей степени образованные, но в первую очередь с навыками инструктивного действия, а уже плюс к ним – нужны особо подготовленные работники эвристического труда, работающие за фронтом нынешних достижений. Отсюда - система «бакалавр-магистр». возможно, действительно адекватна этим условиям.

А России в основном нужны работники, обладающие повышенной подготовкой, повышенной эрудицией и способные на ходу решать новаторские, творческие задачи. То есть России нужно производство работников с более высокой подготовкой и более высокой способностью к творческим решениям.

Если же Россия переделывает свою систему образования под западную, значит. она будет готовить специалистов для решения не своих, а чужих производственных и экономических задач.

И, собственно, имеющаяся российская система и создавалась именно с учетом опыта западной – как стоящая на уровень выше, потому что и в дореволюционной России, и в СССР перед страной стояли более сложные задачи развития. Российская система изначально, опираясь на достижения западной, создавалась как шаг вперед по сравнению с последней, тогда как инициаторы реформы, не понимая этого, просто не зная, в силу безграмотности, в каких условиях и для решения каких задач она создавалась, пытаются ее реформировать не в векторе движения вперед. а векторе опускания до более низкого уровня.
 

Темы: Высшее образование в России
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 06.09.2021, 17:43
    Гость: смешливому

    Придётся ещё раз напомнить: уже много раз говорили - надо смотреть не на пустые/полные полки в магазинах, а на потребление основных товаров на душу населения. Даже по нынешней статистике нынешняя Россия отстаёт в потреблениии основных товаров от Советов. Пустые полки определялись очень низким уровнем цен.
    И непонятно что лучше - походить поискать, постоять в очереди и, всё-таки, купить что тебе нужно, или зайти в магазин, посмотреть на изобилие и подкупить корзинку для нищих.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 03.09.2021, 14:53
    Гость: ПТРД-"Европеец"

    Юра, много раз я Вам повторял, что не собираюсь Вас, и никого другого, обижать. Я вас не знаю, но, кажется, встречал. Такое возможно. Я только читаю текст. И иногда он меня возмущает. Скажите, как правда соотносится с патриотизмом?
    Иногда осознание фактов оглаушивает и гвоздем вбивается в голову. Я первый раз попал в США в 1992 г в Сиэтл. У нас гремела перестройка и мы там ходили по магазинам чтоб женам что-то прикупить. Так там все буквально было китайское. И, любуясь заливом, вижу, вползает субмарина. Гениальность янки тогда поразила: Китай шьет им трусы, а они тачают субмарины. Тем самым уплывая в рай. Далее в Канаде, везде, в любом магазине висят брэнды итальянские, французские, любые, в уголку мэйд ин Чайна. Качество великолепное. Но идут стоны-инструмент плохой, запчасти авто-г--но и тд. А у меня есть антикварная игрушка-Ролс Ройс, внутри транзисторный приемник вделан, первые японские товары в Канаде. Транзистор спаян вручную, грубо до невозможности. Не то, что американский электронный антиквариат. Старожилы рассказывают, как народ презирал японские товары-дрянь, дешевка. Но все изменилось, как изменилось и китайское. Естественно, зачем китайцы строят свой новый шелковый путь, да в обход России? Этот путь-новый. Старый был-шелк, который делел только Китай-в Европу, оттуда деньги. Новый путь-европейские товары по дешевым китайским ценам в Европу, туды-сюды. Технологии, дизайн-в Китай, товар-в Европу. По этой причине Россия Китаю мало интересна в этой вот их стратегии.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 03.09.2021, 14:52
    Гость: ПТРД-"Европеец"

    Так что приключилось? Амеры, когда вышли победителями, не стали грабить побежденных, как после 1МВ, чтоб более Великой депрессии не получилось. А дали им деньжат и говорят: ребяты, мы вас прощаем и таперя должны зашитить от кровавой гэбни. Поэтому пока что расположимся у вас тут. Побежденные смирились и стали спешно восстанавливать экономику. Япония от криворуких транзисторов совершила технологический скачок. Даже стали победителей прижимать. Я вот все время на Хондах езжу, не в пример американскому металлолому. Так же и китайцы, когда их пристегнули, амеры решили, что прокатит, как с японцами. Но не тут-то было. Они исторически-близнецы братья, но Китай это не Япония. Если б амерам удалось их примирить под своим руководством, все-весь мир был бы у них в кармане. Индусы-отстой. Штука в том, что это у амеров не получилось. И Китай, прямо по Марксу, нарастил сначала индустрию, потом науку, потом вооружения, сильно подсосав секреты с нищей России. И пошел в отрыв. А США стала деиндустриализоваться, развела паразитов, педерастию и пошла вниз. Это увидал старик Трамп, но ничего сделать уже не смог.
    Так что такова селяви и, как мне кажется, России не светит стать китайцам друганами. Китайцы-коммунисты, Россия-дикий капитализм полу-колониального типа.
    Юра, нечего Россию сравнивать с Литвой или Чехией, как и с Китаем. Это другая страна, другая история, другой народ, и, вероятно, другой путь. Возможно, у нас производить качественный товар и победить головотяпство вообще нельзя.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 03.09.2021, 08:08
    Гость: Европеец

    Ведёте себя очень непатриотично !!
    Вот российский патриот с ником Астолоп возмутился и воскликнул, что как я могу утверждать, что китайские товарищи производят Европейский товар на китайской территории, китайских заводах, руками китайских товарищей - что-то чужое, европейское !!!
    Надо было Вам Астолопа патриотически поддержать а Вы бессовестно поддержали моё утверждение, что Китайцы штампуют там европейское для европейцев и других капиталистов в мире.
    Россиянин, особенно чувствующий себя другом Китая, должен быть убеждён, что китайские товарищи самостоятельные товарищи и не будут горбатиться для нужд избалованного населения стран врагов России.
    Было бы с Вашей стороны ещё патриотичнее, если бы Вы рассказали Астолопу, что Китайцы заманили европейские и американские фирмы в дружественный России Китай, чтобы сами научились производить качественные товары и так ослабили мировых гегемонов и что и россиянам советуют заманить и учиться как победить головотяпство.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 02.09.2021, 22:42
    Гость: ПТРД-"Европеец"

    Вы тут демонстрируете эрудицию, считая, что кроме Вас-любимого Ваши прописные истины на стр Км.Ру никто никогда не знал.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (131)
]]>
]]>
Выбор читателей
Новый глава «Роскосмоса» рассказал, почему Россия отстала в космосе
Глава Минюста предложил принудительно «вправлять мозги» желающим развестись
Делегация «Талибана» на ПМЭФ договорилась ввезти в Россию 1000 специалистов
Ракеты Tomahawk и бомбы GBU-57 принуждают Иран «к миру»: 22 июня Трамп начал свою первую войну
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
Пигмеи «Последний индеец» (интернет-сингл)
«Эрдоган, как и Путин, тоже читал Киплинга. И видя, что "конкурент по роли" слабеет, сам решил подхватить падающее знамя спасителя цивилизации и белой расы»
Сергей Бобунец, 19 марта, «SHERWOOD IRISH PUB»
Сергей Бобунец сыграл для капитана воздушного судна
Украинский конфликт – предтеча заката Европы
Uratsakidogi «Норильск» (макси-сингл)
БеZ Б feat. Включай микрофон! «Грустные песни» (интернет-сингл)
Дореволюционное московское метро – битва лебедя, рака и щуки
Владимир Спиваков разрешил Оркестру Сергея Мазаева похулиганить в Доме музыки
«СерьГа», 1 июня, «16 Тонн»
Русская Правда «Не война» (интернет-сингл)
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.