«Справедливая Россия»: новые партии должны работать серьезно

Политический организм России продолжает переваривать пролиберальные инициативы власти, рожденные скорее вынужденно, нежели «по любви». Среди них – предложение главы государства об упрощении порядка регистрации политических партий. Политический ландшафт, что и говорить, не будоражит глаз разнообразием: на политическом поле сегодня есть лишь четыре партии с «весом», из которых похвалиться решающим положением может лишь одна, да еще три совсем мелкие. Сам же Медведев неоднократно публично сетовал на то, что пора бы разнообразить палитру. Путин не возражал.
И тут случилась Болотная – как очень удобный повод для начала претворения операции «Многопартийная Россия» в жизнь. Охотно поверим прокремлевским политтехнологам, что нет прямой причинно-следственной связи между первым многотысячным митингом и последовавшим предложением президента о либерализации процесса партийного строительства, озвученным в ходе ежегодного послания Федеральному Собранию. Однако события удачно совпали по времени, и получилось, что как будто глава государства прислушался к оппозиции, быть может, даже «пошел на поводу». Самим «белым ленточкам» таковая трактовка льстит, хотя в либеральных кругах и в реалистах недостатка нет.
Однако у власти был выбор – не заметить требований протестующих или же отделаться общими фразами, пообещав, например, «подумать» над предложениями Болотной после выборов. Кремль решил избрать тактику осторожных и небезграничных уступок: да, возможности участия граждан в политической жизни через партии расширятся многократно, но это будет не чисто «уведомительный» порядок, когда Минюст просто ставится перед фактом, что та или иная группа единомышленников вдруг решила назваться партией. Согласно предложению Дмитрия Медведева, единомышленников должно быть минимум 500 по всей России, при этом ценза на региональном уровне не предполагается, т. е. искомое число партийцев можно зарегистрировать даже только в одном городе.
Столь либеральный подход смутил даже давних оппонентов «партийной монополии», принявших саму идею упрощения регистрации партий с воодушевлением. «Справедливая Россия» подготовила свой комплект поправок, которые все же «по-доброму» отфильтруют совсем уж экзотических фриков, ставших партией «по приколу» (о других инициативах «Справедливой России» читайте в нашем фронт-проекте). «Эсеры» предлагают отсеивать «шутников» красиво, без репрессий. Все, что нужно, – это прописать в законе обязанность зарегистрированной партии как-либо свидетельствовать о своем политическом существовании.
«Зарегистрированная партия должна принимать участие в определенном количестве выборов в местные органы самоуправления. Получив определенное количество депутатских мандатов на этом уровне, она должна получить право без сбора подписей принимать участие в выборах регионального уровня. А получив места в законодательных собраниях не менее чем в 10, скажем, субъектах РФ, имела бы право без подписных листов участвовать в выборах в Госдуму», – привел в интервью РБК суть предложенных справедливороссами поправок председатель фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Николай Левичев. Он также отметил, что партии должны будут доказать свою состоятельность именно в процессе взаимодействия с избирателями.
И спорить тут решительно невозможно. Глупого и пустого пиара на нынешнем достаточно консервативном политическом поле и без того избыток. Причем самым взыскательным поборникам демократии волноваться не придется. Усталость от «выборов без выбора» – это действительно примета нашего времени, и можно с определенной долей уверенности прогнозировать, что новые партии найдут отклик в сердцах граждан без особого труда. Главное – показать, что ты пришел на это поле работать, а не собирать ролики с собой любимым для микроблога. Ведь кому-то действительно ради этого и 500 человек найти будет не жалко, но тем, кому действительно есть что предложить содержательного для обустройства страны, будет несложно собрать и в сто раз больше неравнодушных единомышленников.
Своим видением перспектив либерализации системы регистрации политических партий в беседе с обозревателем KM.RU поделился известный политолог, заместитель генерального директора Центра политической конъюнктуры России Александр Шатилов:
– Здесь есть две составляющие. Инициатива упрощения регистрации партий направлена на развитие гражданского общества, на обеспечение представительства интересов самых разных политических и идеологических групп. Но, с другой стороны, столь серьезная атомизация политического поля, если она произойдет, если сохранится требование к минимальному количеству членов партии в 500 человек, приведет к неизбежной хаотизации партийного поля, когда на него выйдут абсолютно несистемные, а то и откровенно экстремистские игроки. Это уже будет явно не на руку власти.
Я допускаю вариант, что изначальные предложения Медведева в ходе обсуждения законопроекта будут подправлены. Все же такой низкий порог по численности членов партии – это нонсенс, на мой взгляд. Мы уже через это проходили, мы уже имели подобную систему по Закону «Об общественных организациях» 1990 года вплоть до принятия Закона «О политических партиях». Каких только партий у нас не было, включая «Партию любителей пива»! На мой взгляд, это – уже чистой воды профанация, и такого в перспективе быть просто не должно.
Вообще я придерживаюсь такой позиции, что закон о партиях не должен принуждать их к исполнению неких четко заданных сверху правил, как это происходит в т. ч. сейчас. Однако сама по себе идея освободить от сбора подписей для регистрации на думские выборы те партии, что добились успеха на региональном уровне, вполне допустима, ничего страшного тут я не вижу. Это никак негативно не отразится на стабильности партийной системы. Другое дело, что надо определить минимальное число регионов, в которых та или иная партия должна быть представлена в законодательных органах для свободной регистрации на думских выборах. Все-таки партия должна доказать свою реальную политическую состоятельность, солидность, если угодно. Думаю, что для этого было бы достаточно представительства в заксобраниях хотя бы в четверти российских регионов.
Конечно же, не исключаю, что появятся и какие-то дополнительные фильтры. Можно вспомнить 90-е, когда, при всем либеральном подходе власти, откровенно радикальные экстремистские партии все же не допускались до выборов, при этом отказ в их регистрации был формально обоснован. Другое дело, что в подобных случаях власти не избежать обвинений в предвзятости, в необъективности. Но тут уже ничего не поделаешь: недостаточная объективность – распространенный грех, в т. ч. и в политике.
Комментарии читателей Оставить комментарий
"В России не должно остаться места для «партий», создаваемых «по приколу» и для пиара их создателей"
По моему более точного определения истории создания партии «Справедливая Россия» я еще не слышал.
Извините, не пойму "Справедливую Россию"!? Ну, непонятная партия! Как историк знаю ЭсЭРов, ну боевики, террористы однозначно, но раз вы себя абвиатурите с этой партией, то хоть огонька от неё возмите! Ну омёбная партия.
...а что сделал лидер этой партии за бытность СПИКЕРА Думы ?!
Огромное количество «партий», многие из которых будут представлять из себя группки людей, клубы, сообщества … только увеличит бестолковую суету и болтовню. Не может быть сотни разных мнений по основным ключевым политическим вопросам государства. Все шаги по «нововведениям» бестолковы и репродуктивны. Только та партия которая может возглавит страну и сформировать правительство, предоставив народу четкую программу и взяв на себя ответственность вплоть до уголовно может считать себя политической. А все остальные паразитирующие грызуны, смысл существования которых, не утруждаясь, сладко есть и мягко спать, упражняясь в красноречии поливать грязью друг друга и создавать социальные потрясения. Крупные либеральные партии приведут к развалу государства, Либералы для государства вреднее коммунистов, а демократия такая же утопия как и коммунизм. Не доросло еще сознание человека до голубой мечты отдельных гениев.
цитата - "у вас пытаются, с одной стороны, отдать страну под экономическое иго мировой плутократии в надежде, что она, эта плутократия, убережет страну от революций и передела собственности, а с другой - сохранить личную и клановую власть тех, кто защитит от этой самой плутократии круг людей, прибравших к рукам национальные богатства."