Путин признал: без фальсификаций на выборах не обошлось

Место для общения с лидерами «системной» оппозиции предварительно объявленный новым президентом России Владимир Путин выбрал необычное — элитную клинику в элитном поселке на Рублевке. Вряд ли в том был скрыт некий потайной смысл, «лечить» своих оппонентов во всех смыслах премьер явно не планировал. На «поговорить» к премьеру приехали Сергей Миронов, Михаил Прохоров и Владимир Жириновский. Главный же соперник Путина — и по данным социологов, и по результатам самой кампании, — Геннадий Зюганов высокое приглашение проигнорировал.
И это стало хрестоматийным случаем, когда для того, чтобы о тебе говорили, нужно не что-то сделать, а что-то не сделать. «Игнор» такого приглашения — событие неслыханное, и что удивляться, что отсутствие Зюганова на разговоре с Путиным едва ли не стало главным событием, главным поводом для новых кухонно-кулуарных споров на тему «Неужели и правда не признает?». Но и сама по себе встреча Путина со вчерашними оппонентами оказалась пусть не сильно содержательной, но изрядно наполненной сигналами да намеками — любимым развлечением политаналитиков.
Кто-то в блогах немедленно прицепился к «привилегированному» месту Михаила Прохорова в рассадке гостей — олигарх и до недавнего кандидат в президенты сидел прямехонько напротив пока что премьера. К слову, Михаил Дмитриевич, равно как и Геннадий Андреевич, не стал в «ночь выборов» поздравлять фаворита президентской гонки, что было отнесено кем-то едва ли не к дерзкому вызову. Но Путин, кажется, на деле вообще достаточно спокойно относится к подобным признакам внимания, какой природы бы ни были его слезы на Манежной площади.
Владимир Владимирович — и это было заметно — старался держаться равноудаленно от всех своих оппонентов, и такое впечатление действительно создавалось более-менее успешно. Говорили о прошедшей непростой кампании. Ну как тут мог Владимир Путин упустить возможность легкого «мобилизационного» подкола? «Боевые действия закончены», - пошутил новый-старый российский лидер и тут же — шутки в сторону! - сам перешел к «больной теме» фальсификаций. Надо отдать премьеру должное. В отличие от не всегда далеких умом ревнителей, премьер не стал отрицать очевидного — фальсификации были. Хотя сама по себе избирательная кампания, по оценке премьера, «была лишена непременной грязи, как бывало в прежние времена, проводилась непосредственно кандидатами и нашими штабами достаточно корректно и интеллигентно при всей известной жесткости», - приводят слова Путина СМИ.
А раз так, то, отметил Владимир Путин, есть какая-то надежда на конструктив. «Мы должны действовать, объединяя усилия, для того чтобы более эффективно решать проблемы, которые стоят перед страной», - заметил Владимир Путин. Но вот последует ли за этим красивым и по-восточному витиеватым оборотом нечто определенное — вопрос, причем, похоже, из числа риторических.
Как останется, видимо, риторическим вопрос об эффективности веб-камер. Само их наличие должно было стать мощным дисциплинирующим фактором, но как показал день выборов и при них без греха не обошлось. И потому слова фаворита президентской гонки о том, что фальсификации ему изначально не были нужны, в этом контексте прозвучали каким-то уж совсем приземленным оправданием. Собственно, почему бы этому не верить? Фальсификации ведь и правда нужны не Владимиру Путину, а целой армии чиновничества, живущей в режиме постоянной «перестраховки» и в страхе потерять насиженные места, привилегии и, наконец, статус в своих глазах и глазах окружающих, творящей те самые вбросы, карусели и прочий иллюзион.
Эту мысль до Владимира Путина, в частности, попытался донести Сергей Миронов, который признал победу ВВП еще в ночь с 4 на 5 марта. Миронов отметил, напомним, что Владимир Путин объективно пользуется поддержкой большей части граждан России. «На этом фоне тем более удивительными и абсолютно непонятными становятся некие услужливые деяния мелких и крупных чиновников на местах, которые хотели подсуетиться и немножко «покрасивше» сделать», - указал лидер справедлиороссов. Виной этому, по мнению «эсера», стала в том числе и безнаказанность фальсификаторов, отличившихся на думских выборах в декабре 2011-го — безнаказанность подвигла на новые «подвиги».
Тем не менее лидер «Справедливой России» выразил готовность сотрудничать с новым президентом, но не безоговорочно, а в случае, если тот будет настроен на серьезное изменение ситуации в стране. И выразил убеждение, что уличная активность тут будет, скорее, помехой. «Наверное, митинги нужно заканчивать, надо приступать к работе, созидательной работе, потому что люди, делая выбор, ориентировались на то, что все-таки изменения будут», – отметил Сергей Миронов.
Известный политолог, заместитель генерального директора Центра политической конъюнктуры России Александр Шатилов в беседе с обозревателем KM.RU проанализировал значение встречи Владимира Путина со своими соперниками по предвыборной президентской гонке:
- Как вы объясните столь радикальную позицию Геннадия Зюганова?
- Как мне кажется, здесь, скорее, имеет место эмоциональный порыв Геннадия Андреевича, поскольку он рассчитывал получить минимум 20%. Контроль над пятой частью электората позволял ему претендовать на некоторые бонусы со стороны власти. Понятно, что Зюганов не относится к числу непримиримых оппозиционеров — наоборот, он стремился всегда быть договороспособным и даже в самые, казалось бы, пиковые моменты проявлял системность и сговорчивость, как это было, например, в 1996 году, когда у него были реальные шансы одержать победу над дряхлеющим Ельциным. В настоящий момент очевидно, что он не сможет составить серьезную конкуренцию Владимиру Путину, но по крайней мере на свои 20% он рассчитывал. Но чего не случилось — того не случилось. И Зюганов «встал в позу» и, скажем так, начал изображать из себя обиженного властью. Другое дело, что, как я полагаю, долго его обида не продлится. Думаю, что спустя некоторое непродолжительно время его конструктивные отношения с властью полностью восстановятся.
- В чем вообще заключался смысл этой встречи? Что избранный президент таким образом хотел продемонстрировать?
- Это было знаковое мероприятие, демонстрация того, что в России вменяемые политики не являются противниками власти, а являются пусть и оппонентами, но конструктивными, к их точке зрения можно прислушиваться. С другой стороны, речь идет о том, что де-факто своей встречей с Владимиром Путиным и Михаил Прохоров, и Сергей Миронов, и Владимир Жириновский подтвердили согласие с итогами выборами. Что для власти было немаловажно как с внутрироссийской, так и с внешнеполитической точки зрения.
- Надо ли ожидать, что теперь Владимир Путин вслед за своим партнером по тандему также встретится и с представителями несистемной оппозиции?
- Я думаю, что такой вариант сейчас маловероятен, поскольку сейчас слишком сильны негативные эмоции у самой оппозиции, к тому же можно констатировать уже с полной ответственностью, что «болотный пузырь» лопнул. И в целом вся эта радикально оппозиционная деятельность закончилась пшиком. В то же время и со стороны Владимира Путина последовали определенные выводы по несистемной оппозиции, которые были озвучены им не раз. Так что у меня нет пока оснований даже предполагать, что конструктивный диалог между Путиным и несистемными оппозиционерами будет возможен. Последние при «старом новом» президенте останутся в маргинальной нише.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Илья, а у меня наоборот, все мое окружение голосовало за Прохорова и никто не признался, что он - запутин. Так где же фальсификации? Мы с тобой живем в разных обществах, Илья. К сожалению, я знаю немного больше, чем ты, и поэтому я выбрал честного кандидата, не стыдящегося своих миллиардов, с которых он честно платит свои налоги. Вместо перепуганного, слившего Россию в оффшор, строящего замки на подставных лиц, и вечно врущего с маленькими бегающими глазками.
А результат-то какой?
Одно дело - победа в первом туре, другое - второй тур. ПО моим оценкам, а я был наблюдателем, искажения результатов достигли 9-11% процентов, что для нашего участка означало второй тур. Даже и по официальным данным у нас ВВП досталось лишь 46%. Если бы Зюганов вышел во второй тур, то растаяла бы вся риторика власти о противостоянии "оранжевым". Вот тогда бы не обошлось бы без дебатов, вот тогда бы выбор осуществляли не по принципу "лишь бы не было войны", а по результатам сравнения программ. И исход оставался бы неясным кто победит: патриот от олигархов, или патриот от народа...
Зачем Путину было жульничать, думаю он всё равно победил бы. Но видно не может не жульничать.
Многие оболванены это точно, но очень многие подкормлены по самое не хочу и сидят на хлебосольных местах