Объективная истина может вернуться в российские суды

Председатель Следственного комитета России (СКР) Александр Бастрыкин выступил с предложением ввести в Уголовно-процессуальный кодекс понятие «институт установления объективной истины». В чем заключается суть инновации, Бастрыкин рассказал в интервью «Российской газете».
Одной из главных задач нововведения является обеспечение справедливости правосудия, что, безусловно, повысит степень доверия граждан к нему.
В 2002 году в РФ вступил в силу новый УПК, который наделил сторону защиты правом собирать доказательства и возможностью активного участия в следствии. Кроме того, значительно расширены гарантии обеспечения конституционных прав и свобод граждан. Но одно из главных упущений, как считает Александр Бастрыкин, заключается в том, что разработчики УПК забыли об объективной истине, на основе которой и выносится приговор по уголовным делам.
Процесс доказывания виновности или ее отсутствия должен быть направлен в первую очередь на поиск объективной истины. Как считает Бастрыкин, на данный момент наше судопроизводство не ставит своими целями поиск этой самой истины. Оно больше тяготеет к англо-американской доктрине. В такой модели суд играет роль пассивного наблюдателя за процессуальным противоборством сторон, при этом не участвуя в собирании доказательств. Суд лишь выносит решение в пользу той стороны, чьи доводы, на его взгляд, были более аргументированными. В таком процессе победителя в споре выявляет т. н. формально-юридическая истина, а не объективная.
Как заметил председатель СКР, наша страна исторически тяготела к романо-германской модели уголовно-процессуального доказывания, которое основывается на достоверных, объективно истинных знаниях о событии преступления. Требования принять все меры к отысканию истины всегда содержались в российском УПК, в частности, по словам Бастрыкина, «в Уставе уголовного судопроизводства 1864 года, УПК РСФСР 1922 года, а также УПК РСФСР 1960 года».
Проект, предложенный СКР России, предусматривает дополнение УПК положениями, в сумме образующими институт установления объективной истины по уголовному делу. Суд не будет связан мнением сторон и при возникновении каких-либо сомнений обязан принять меры к установлению фактических обстоятельств уголовного дела. Кроме того, расширятся полномочия председателя суда. Теперь он будет не только руководить судебным процессом, обеспечивать равноправие сторон и состязательность, но и принимать участие во всестороннем, объективном выяснении обстоятельств уголовного дела. За счет требований об устранении неполноты предварительного расследования расширяются пределы судебного разбирательства. «Суд наделяется обязанностью по ходатайству сторон или по собственной инициативе восполнять неполноту доказательств в той мере, в какой это возможно в ходе суда, сохраняя при этом объективность и беспристрастность и не выступая на стороне обвинения или стороне защиты», – поясняет председатель СКР. Кроме того, законопроектом расширяется перечень оснований возвращения уголовного дела обратно в прокуратуру для устранения препятствий к его рассмотрению.
Также расширяются процессуальные возможности других участников уголовного судопроизводства – в основном за счет права ходатайствовать в случае, если, по их мнению, предварительное расследование не получило полную, объективную картину обстоятельств преступления.
«Для исправления при производстве в суде второй инстанции судебных ошибок, связанных с непринятием мер по установлению объективной истины, проект закона предусматривает дополнение перечня оснований для пересмотра судебных решений, не вступивших в законную силу», – сообщил г-н Бастрыкин.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Объективная истина может вернуться в российские суды/ - " Нельзя в одну телегу врячь, вола и трепетную лань". Хотя это только предложение. А пока:" Да здравствует наш российский суд,самый справедливо-выборочный!"
Для "прежде всего": Это Россия, голубчик, это Россия. Ничего не изменится - если мозги набекрень - будет корпоративная дурка - скажет судья - "люминь", и остальные в "честь мундира" подтвердят. Сначала надо порвать круговую поруку. Её создали продажные бездарности 90-х, теперь она воспроизводится, удачно переаттестовываясь, в МВД, например. Тоже будет и в судах. Это Россия, голубчик, это Россия. Нет фигур, способных навести порядок - одни персонажи...
Три путника шли по дороге мимо кладбища. И в это время над их головами каркнула ворона. Первый путник воскликнул:
— Ворона каркнула в мою пользу!
Второй путник возразил:
— Нет! В мою!
Третий тоже кричит:
— В мою пользу!
Спорили-спорили — поссорились. Пошли к деревенскому судье. Тот выслушал их и говорит:
— Приходите через неделю. Я посмотрю старинные книги и решу, в чью пользу каркнула ворона.
Разошлись спорщики. Но каждый из них решил подкупить судью.
Вот первый путник поджарил дома двух гусей и несёт их судье. Тот гусей взял и говорит:
— Молодец! Умница!
Второй путник отнёс судье двух жареных уток. Судья и у него взял подарки с удовольствием.
А третий путник стоял около своего дома недалеко от конторы судьи и всё видел.
Вот вечером судья идёт с работы домой с гусями и утками в руках, видит третьего спорщика и спрашивает его:
— А ты почему не зайдёшь ко мне?
Третий спорщик отвечает:
— А я уже знаю, в чью пользу каркала ворона!
— В чью же?
— В вашу, судья-эфенди!
<<Объективная истина может вернуться в российские суды>> -
Наконец-то... Хотелось бы верить...
А то мафия "добровинских" распоясалась не на шутку, выворачивая правду наизнаку для тех, у кого кошелек бездонный. Выколупывая для них каждую незначительную закорючку, и объявляя ее ЗАКОНОМ, на основании которого действия преступников, совершивших кражу детей или имущества обявлялись опять-таки ЗАКОННЫМИ, а пострадавшие - не имеющими никаких прав на детей (если это не родственники Пугачевой) или на имущество.
Точно также убийцы, совершившие свои преступления нагло, демонстративно, при большом количестве свидетелей - по желанию таких "адвокатов" объявляются защищающими свою "жизнь и достоинство", а жертвы этих убийств - закоренелыми и опаснейшими преступниками. Для распростанения лживых сведений, порочащих погибших и их семьи, подключаются (читай - покупаются) медиа (особенно преуспела в этом "Комсомолка"). И все это - по закону! На самом деле - это издевательство над ЗАКОНОМ, его профанация.
Как же так получается: в Германии, например, распространение заведомо ложных сведений с целью повлиять на судебное расследование уголовного дела карается штрафом в сотни тысяч евро или тюремным заключение на срок до 5 лет, а у нас - абсолютно наглая ложь, оформленная письменно, с подтасованными фотографиями и фамилиями якобы должностных лиц ("Комсомолка" - постоянные авторы подобных опусов ХОЖАТЕЛЕВА и НИЗАМОВ) - воспринимаются как "ничего не случилось"? Доколе?
Прежде всего судья должен нести ответственность ( в т.ч. уголовную)за принятие противозаконного решения. Как рабочий несет ответственность за несоблюдение техники безопасности, как врач за неправильно назначенное лечение и неоказание помощи, как полицейский использующий свои полномочия для совершения противозаконных действий и т.д. и т.п.