]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Российское «актуальное искусство» – это политическая провокация

15:30 20.04.2012
, Павел Святенков
«Человек-собака» Олег Кулик
«Человек-собака» Олег Кулик

Рубка икон топором и «человек-собака» лишь дискредитируют нашу страну

Честно говоря, у меня всегда вызывало изумление российское актуальное искусство – прежде всего тем, что оно никому не нужно, да и не искусство это вовсе. То, что возникло в 90-е годы под этим брендом, – всего лишь политическая провокация. Рубка икон топором, «человек-собака» Кулик малохудожественны. В том смысле, что мало кому придет в голову пойти в «музей» на это смотреть.

Откровенно говоря, я думал, что так же обстоят дела и на Западе, пока не попал на выставку актуального искусства в Эрмитаж. Что же оказалось? Оказалось, что западное актуальное искусство не имеет с российским почти ничего общего. Мне запомнилось такое произведение: британская художница насобирала дохлых мух да стрекоз, повесила их на ниточки, посадила на насекомых, как на коней, маленьких человечков с сабельками. Называлось это произведение «войны лилипутов» или что-то в этом роде. Вокруг висевших на ниточках мух с человечками толпилась куча радостных детей, с громадным удовольствием рассматривавшая этих «бибигонов». Выходит, на выставку актуального искусства на Западе можно ходить с детьми, и дети получат удовольствие? И вы не рискуете напороться на голого лающего дядю или на другого дядю, крошащего иконы топором? Похоже, что так.

Но, если мое наблюдение верно, получается, что российское актуальное искусство – не актуальное искусство вовсе. Это – странная политическая конструкция, призванная не допускать подлинное актуальное искусство в нашу страну, заменяя его провокациями и пропагандой.

Таким образом убиваются сразу два зайца. В глазах российского общественного мнения сама идея актуального искусства дискредитируется, актуальные художники шельмуются как бездарные и грубые провокаторы, чей бизнес состоит в издевательстве над религиозными и нравственными чувствами жителей нашей страны. Ну а в глазах западного общественного мнения «дорогие россияне» выставляются сборищем дикарей, не способных понять красоту актуального искусства и приобщиться к культуре современного Запада. «И все довольны».

Приведу пример. Недавно в Москве с большой помпой прошла выставка знаменитого западного художника-концептуалиста Ильи Кабакова. Данный художник, эмигрант из России, и впрямь знаменит. Про выставку рассказали все крупнейшие российские телеканалы. Однако что привез в Москву по просьбе российских заказчиков художник? На что делался акцент при показе его работ по телевидению? На созданный им в 70-е годы крайне натуралистический муляж советского сортира. Если вы бывали в привокзальных туалетах на «дальних станциях», вы можете себе представить, что там было изображено.

Но когда заходишь на сайт автора, понимаешь, что творчество этого художника состоит не только из заляпанного всяким сортира. Нет, оказывается, есть у него и другие произведения. Зачем же те люди, которые привезли в Москву выставку, сделали акцент именно на сортире?.. Похоже, наша гипотеза и впрямь верна. В России существует устойчивая традиция политизации и дискредитации актуального искусства в глазах граждан.

Конечно, и на Западе было время, когда актуальные художники стремились эпатировать публику, но время это давно прошло. Если актуальное искусство развивалось в России в естественных условиях, оно, без сомнения, быстро прошло бы этап эпатажа, преодолело его как некую подростковую болезнь.

Похоже, российское актуальное искусство нарочно «опускают», заставляя его оставаться в мерзкой политико-пропагандистской нише. Если бы перформансы российских актуальных художников имели хоть какую-нибудь ценность, эти люди быстро стали бы классиками на Западе. Однако, насколько я понимаю, никаких серьезных позиций в западном мире у российского актуального искусства нет, прежде всего потому, что рубка икон топором с точки зрения Запада не представляет никакой художественной ценности. Представьте себе человека, который нарисовал черный квадрат сто лет спустя после Малевича. Да его засмеют на сто верст в округе. Так же и здесь.

Зато, говорят, в мире крайне популярно китайское актуальное искусство. Китайские художники входят в топ самых продаваемых авторов. Что-то подсказывает мне, однако, что китайцы не рубят статуи Будды топором и не строят огромных китайских привокзальных сортиров. Буду рад ошибиться, конечно.

Так что российское и русское общественное мнение не должно сильно сердиться на российских актуальных художников. Это люди, которых искусственно держат в дикости и отрыве от западной культуры. Наша задача, таким образом, не оттолкнуть от России и русского народа актуальное искусство, представляющее собой законный и часто остроумный вид творчества, а помочь ему выйти из искусственного политического гетто, куда оно было загнано усилиями «кураторов».

Ведь актуальное искусство – это тоже индустрия. В нормальном национальном государстве для российских актуальных художников может быть поставлена следующая простая цель – занять 10% мирового рынка к, скажем, 2020 году.

Освободившись от ненужной политизации и провокаторского бизнеса, актуальное искусство получит почву для развития в нашей стране. В конце концов, именно Россия сделала для развития этого жанра очень многое и была пионером в этой отрасли искусства.

Так что нам нужно не ругать его и не уничтожать, а напротив, помочь ему освободиться от политических пут. Тогда поход с детьми в музей актуального искусства станет совершенно нормальным. Или школьные экскурсии на каникулах...

Ведь, если убрать провокаторов, актуальное искусство способно будить «чувства добрые», как и завещал великий Пушкин. Сам, кстати, тот еще экспериментатор и любитель поехидничать в адрес Церкви.

Темы: Культура и искусство в России, Общественно-политическая жизнь в России, Проблемы культуры в России
Источник: KMnews
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 23.04.2012, 17:56
    Гость: Саша

    Возьмем гениального художника политической инсталляции товарища Путина, вот он создает шедевры а вы о Пабло.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 23.04.2012, 09:57
    Гость: Скучножить

    Лично вам, да и мне тоже, Пабла эта не шибко нравится. Кустодиевские купчихи - вот сие лепота. Да вот против голого факта не попрешь. Если уж у кого подлинник Паблы - тот гоголем ходит, деньги вложил не хуже чем в акции Газпрома..Эта Пабла имеет тенденции к дорожанию более крутые, чем Кустодиев.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 22.04.2012, 20:48
    Гость: не надо передергивать!

    Да ладно, приколист-ерник! А то ты не знаешь, что у "Пабла, нашего, Пикассо" творчество гораздо богаче, чем у рассияньских самозванцев от искусства, т.е. "малиновых пиджаков с распальцовкой" и лютой ненавистью к обществу, в котором они живут. И самое парадоксальное, к тому самому обществу, признания которого они так жаждут, фарисей.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 22.04.2012, 20:42
    Гость: А кто "судья"???

    Ну вы - в духе либеров-алогистов - и сравнили! Сравнивать Эдуарда Мане и даже не столь искусного и талантливого, но своеобразного Модильяни с полным отстоем выпендрежников, а не творцов Малевичем и Кандинским, - это всё равно, что сравнивать компьютер и топор! Вы и есть ангажированный "кухонный" эксперт на службе у крикливой, но бездарной тусовки.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 21.04.2012, 18:38
    Гость: для А

    Актуальное искусство существовало до того, как Швыдкой родился. И с его уходом с поста министра ничуть не снизило свою актуальность.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (31)
]]>
]]>
Выбор читателей
© KM.RU
В России предложили ужесточить допуск к вождению людей старше 60 лет
Кто убил киевского диверсанта?
Путин оценил ситуацию с рождаемостью в России строчкой из песни
Трамп дал России 50 дней на урегулирование украинского конфликта
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
Stahlmann «Quarz»
Биохакинг: как и зачем люди делают из себя киборгов
Сергей Черняховский. Юбилей предательства. Лишение суверенности
Разгром Ирана: три аспекта ирано-израильской войны
Megalodont «Treasure Island»
«Человек-паук. Нет пути домой». Свой среди чужих, чужой среди своих
Польша отбирает у России студентов из Беларуси
Как заставить людей дружить с вами? 7 правил, которые поменяют вашу жизнь
Валерий Сюткин устроил вечер лампового рок-н-ролла без Лободы
Декабрь 1916 года: агония старого мира
Камень преткновения – украинский национализм
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.