]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

У Мединского есть шанс стать новым Луначарским

11:37 7.06.2012
, Сергей Черняховский
Владимир Мединский. Фото © РИА Новости, Руслан Кривобок
Владимир Мединский. Фото © РИА Новости, Руслан Кривобок

Он может стать создателем новой культурной политики в стране, где 25 лет ее не было вообще

Назначение политолога и писателя Владимира Мединского министром культуры – самое неожиданное и вызывающее интерес из всех назначений в нынешнем кабинете. О том, кто станет министром культуры, вообще особенно не гадали и не придавали этому значения, в отличие от вопросов о министрах финансов, энергетики, обороны, внутренних дел, образования и т. д. Просто потому, что прежний министр Авдеев, с одной стороны, не вызывал аллергии, а с другой – само министерство давно не воспринималось как значимое и скорее выполняло некие хозяйственно-распорядительные функции в области музеев, театров и близких учреждений, поддерживаемых исключительно по остаточному принципу.

Ни роли Министерства культуры СССР во главе с Екатериной Фурцевой, ни роли Наркомпроса Луначарского оно не играло: от него этого не ждали и как значимое оно никем, кроме бюджетно зависящих от него сфер, не воспринималось. Яркими публичными фигурами во главе него могли бы считаться лишь Николай Губенко и Юрий Соломин, недолго и почти одновременно возглавлявшие четверть века назад «культурные» министерства Союза и России, но скорее в силу своей популярности как актеров.

В полной мере значимой политической фигурой был Луначарский, потом этот пост стал явно второстепенным и инструментальным. Фурцева получила его в качестве почетной отставки в 1960 году, утратив при этом место члена Президиума ЦК КПСС. И уже потом с нуля сумела сделать министерство значимым фактором общественной жизни. Настолько, что после ее смерти его отдают Петру Демичеву, входившему во второй, если не в первый эшелон политического руководства СССР.

В этом отношении назначение Мединского, политика по роли и политолога по специальности, дает основание полагать, что это решение означает признание политической роли не только Минкульта, но и самой культуры, в то время как раньше ее считали просто частично развлекательной, а частично – лично творческой сферой и ничем большим.

Собственно, Мединский об этом и сказал в одном из первых интервью: что культура – это не некая социально-остаточная сфера, что к ней надо относиться как к сфере, определяющей национальную самоидентификацию человека и общества. Функционально в политической системе общества культура – это сфера производства «латентных образцов» – того, что определяет систему поведения человека, тип его реакций, характер поведения в социуме и полисе.

Мединский видит свою задачу в этом, в обеспечении именно этой роли культуры, в превращении ее из некоего фактора «официального язычества» в фактор собственно культуры, т. е. скрепляющего общество самосознания, и именно это является сегодня объективно наиболее востребованной задачей, потому что сейчас российское общество и его сознание расколоты. Есть как минимум три основных политико-историко-культурных сектора общества. Первый – идентифицирующий себя в первую очередь по принадлежности к советскому периоду, и это – далеко не только избиратели КПРФ: данный сектор присутствует среди симпатизантов всех политических сил. Второй сектор идентифицирует себя по принадлежности не то с периодом между февралем-октябрем 1917 года, не то с мифологическим восприятием реформ Александра II, не то вообще с сугубо прозападной ориентацией; т. е. это те, кого условно, неточно и ошибочно принято называть либералами. Третий сектор – это те, кто живет картинами «старой доброй дореволюционной России».

Между ними существует огромный раскол в оценках и суждениях и по отношению к прошлому, и по отношению к настоящему и будущему. Хотя раскол по отношению к прошлому среди них превалирует.

Сфера культуры может сохранять и воспроизводить этот раскол, но может и попытаться преодолеть. Что правильнее и реалистичнее – отдельный вопрос. «Лидеры секторов» больше тяготеют к продолжению противостояния, общество же больше настроено на некое интегрирование.

В этом отношении Мединскому придется выбирать: либо он будет культивировать ожидания одних секторов, либо он будет стремиться обеспечить то, что принято называть признанием равнозначимости досоветского и советского периодов истории.

При этом он определенным образом детерминирован – если не в своих действиях, то в оценках его самого, теми или иными своими прежними действиями. С одной стороны, он озвучивал идею переноса тела Ленина из Мавзолея и переименования станции метро «Войковская» и прилегающих одноименных объектов, т. е. обозначал в своей позиции солидарность с досоветскими секторами. С другой – он активно выступал против атак на советскую историю и советские ценности.

Пока у него получалось описывать нашу относительно недавнюю историю примерно так: «Россия – великая страна с великой историей. К несчастью, большевики во главе с Лениным разрушили славную старую Россию. Но затем они же, во главе со Сталиным, сделали ее еще более великой, разгромили фашизм и спасли от него мир».

Не оценивая эту трактовку по существу, можно отметить лишь ее сложность для политического позиционирования, потому что советский сектор никогда не согласится и не простит Владимиру Мединскому каких-либо атак на то, что можно назвать «ленинско-октябрьской героикой», а квазилиберальный, да и «дофевральский» секторы – признания ценности советской эпохи.

В данном случае вопрос не о том, чтобы подсказывать Мединскому, какую идентификационную позицию выбирать на будущее: дважды доктору наук и самому предстоит в этом определиться. Вопрос в том, что данная позиция не решает задач «воссоединения истории» и национальной идентификации.

И новый министр культуры попадает в эпицентр нескольких узлов. Первый узел заключается в том, что если действительно вести активную культурную политику, если превращать Минкульт в активное министерство, то на это нужны деньги. Не на те или иные запланированные ремонты и реконструкции музеев, а на программы развития и поддержки искусства, на политику поиска и выращивания талантливой молодежи, на государственные заказы в области кинопроизводства. На зарплаты актерам и работникам культуры, чтобы одни не метались между спектаклями в поисках того или иного подножного корма и съемок в рекламе, а вторые занимались творческой работой в своих музеях и институтах, а не изматывали себя поточными экскурсиями на стороне.

Т. е. нужны деньги, причем значительно большие, чем те, что выделяются на культуру сейчас. Иными словами, нужно, чтобы не только Мединский и наиболее интеллектуальные группы признали, что культура первична по отношению ко всему остальному, но чтобы это восприняли и общество, и особенно власть, в т. ч. ее финансовый блок. Денег Мединскому пока давать, кажется, никто не собирается: напротив, от него будут требовать сокращать бюджетные расходы.

Второй узел (точнее, другой узел, потому что они несоподчинены) – это как раз вопрос отношения к истории, потому что культуры вне отношения к истории не бывает. Здесь Мединский оказывается в определенного рода клещах. С одной стороны, сразу после назначения по нему нанесли удар квазилибералы, подняв чуть ли не волну истерики по этому поводу. Но, с другой стороны, одновременно удар нанесли и коммунисты в лице Зюганова, обвинив его в антикоммунизме, антисоветизме и русофобии. Заодно можно ждать удара и от «дофевральских ностальгентов».

Хотя со стороны тех, кто считает себя коммунистами и защитниками советского наследия, может быть, умнее было бы понять то просоветское, что защищает Мединский, и, с одной стороны, поддержать его в этом, а с другой – опереться на это самим.

Т. е. Мединскому нужна некая интегрирующая историческая парадигма, некая база.

Что у него есть сейчас? Он понимает, что культура и история должны работать на интеграцию национального самосознания, а не на постоянное воспроизведение раскола. Он понимает, что любой нации нужна версия истории, позволяющая гордиться своей страной, а не считать себя вечными учениками, «прокаженными», которым постоянно твердят о никчемности их истории и культуры и предлагают пойти в ученичество к иным нациям и культурам – в основном существующим в нынешнем благополучном виде за счет того, что как раз Россия (СССР) их неоднократно защищала и дала им возможность существовать как независимым и благополучным народам...

Он понимает, что нужно объединяющее видение отечественной истории и культуры как восходящей линии, как истории и культуры великих достижений и подвигов, хотя проведенной и через преодоление огромных проблем и огромных препятствий. И это единство должно включать в себя периоды дореволюционной и послереволюционной России как самоценные.

Он понимает, что и история, и культура – это не абстрактно познавательные и развлекательные сферы. И то, и другое – это информационное пространство, в котором ведется борьба: борьба за национальный суверенитет, борьба за самоуважение, борьба за состояние морального духа. И она ведется не в силу того, что кто-то сплел некий «русофобский заговор», а в силу того, что у страны есть конкуренты, которым не нужно, чтобы она оказалась сильнее их. А страна усиливается не только экономикой, но и верой народа в свои возможности, в свои прежние успехи и в свою силу добиться новых.

Поэтому когда критики Мединского предъявляют ему обвинение в том, что он на место самоценности фактов ставит значимость их политической интерпретации, то прав он, а не они. Потому что есть история как историческая наука, как часть процесса познания. Но есть и ее использование в политических целях, когда те или иные факты, допускающие разную трактовку, используются для борьбы против твоей страны. И отдавать это пространство под контроль цивилизационных конкурентов нелепо, как и нелепо под видом непредвзятости отдавать историю в качестве оружия в руки своих противников.

«Как лезвие меча история длинна, но память коротка ее, как рукоять. Послужит лишь тому оружием она, кто сможет рукоять в своей руке зажать».

Факты не воюют с фактами, но их интерпретации воюют друг с другом. Есть основания полагать, что Мединский это понимает. Вопрос в том, насколько он сможет воплотить это понимание в политике и работе своего министерства.

И третий узел проблем как раз и состоит в том, останется ли все это лишь личным пониманием Мединского или реально воплотится в деятельности его министерства.

У него есть шанс. Есть множество проблем. Но есть и шанс стать неким новым Луначарским. Стать создателем новой культурной политики в стране, где четверть века никакой культурной политики не было вообще.

И многое из того, что для этого нужно, он, кажется, понимает. Вопрос в том, насколько ему удастся реализовать этот шанс.

Темы: Внутренняя политика в России, Народная культура в России, Проблемы культуры в России, Правительство России
Источник: KMnews
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 03.03.2013, 21:32
    Гость: Гали.

    В самом деле очень противно,в городе почти все улицы названы в честь политических преступников Русского и Коренных народов России. (Воровского,Либкнехта,Карла...).

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 14.06.2012, 00:20
    Гость: Меркулов Виктор Влад*

    Если Сергей Черняховский хоть чуть подумал хорошо о мединском стало быть парень переутомился. Ленин гений и тело его принадлежит науке но это надо понимать. Например, надо понимать, почему с зарплаты нельзя брать подоходный налог или возразить Михаилу Хазину по части указания его на не верную причину кончины капитализма и т.д. и т.п. мои выражения человечны в сравнении с преступным уничтожением СССР, с человеконенавистническими (вся деятельность Великого ВОЖДЯ доказывает необходимость в том чтобы каждый жил свои трудом) идеями по уничтожению тела Ленина.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 11.06.2012, 15:04
    Гость: нику

    Вы что, думаете, те кто строил метрополитен, тот и давал названия станциям?

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 09.06.2012, 22:02
    Гость: Ать2, левой..

    Ув., насчет истории России, ген.линии "партии" и личного мироощущения..
    Не поленитесь почитать, хотя бы в эл.виде, полные варианты книг В.Мединского:
    * О русском рабстве, грязи и "тюрьме народов";
    * О русском воровстве, особом пути и долготерпении";
    * О русском пьянстве, лени и жестокости;
    * Война (Мифы СССР 1939 - 1945) г., ну и пр. разные.
    Любопытная о Нем сложится картина, Так под заказ писать..?! Сомнительное удовольствие.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 09.06.2012, 12:44
    Гость: maikl

    А, что, Наркомкульт Мединский, звучит! Солидно и для врагов пугливо! Вроде, мужик не плохой, но в высших кругах, голова всегда кружится. Кто его знает, может войдет в историю,а я тут про него,политически близорук, так что, звиняйте!

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (99)
]]>
]]>
Выбор читателей
Штрафы за VPN и поиск экстремистских материалов: разбор закона и мнения экспертов
Фотобанк Росконгресса/Сергей Михайличенко
Захарова: РФ имеет право применять оружие против помогающих Украине стран
Мединский: Путин разбирается в истории лучше многих специалистов
© KM.RU, Алексей Белкин
Кабмин утвердил перечень лиц, которым можно передать телефон без штрафа
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
Действуй! «Это не пройдет» (интернет-релиз)
Василий Шумов «Поющие подкасты»
«Дворцовый» поворот: «разгорятся» ли протесты к лету?
Глеб Самойлов вернул золотой состав The Matrixx ради «Треша»
Западный Фронт «Зимняя Фантазия»
negative zero feat. Ненавижу Макса «Дай мне яд»
Ловитура «Чертово созвездие» (интернет-релиз)
Азон «Выживут панки» (макси-сингл)
«Запись в реестре: к чему приведет "выдача" цифровых паспортов»
«Заблуждения великого режиссера: благодаря Станиславу Говорухину в наш обиход прочно вошла фраза о России, которую мы потеряли»
Методы боевой спецпропаганды: сегодня они применяются против нас самих
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.