Правительство готовит антикризисную «заначку»

Совещание, состоявшееся неделю назад, 2 июня, у Дмитрия Медведева, на котором он поручил Центробанку осуществлять «при необходимости» валютные интервенции, было посвящено, как выясняется, не только курсу рубля. Более важной его частью была подготовка к возможному в будущем кризису. Судя по всему, власти решили, не мудрствуя лукаво, использовать уже имеющийся опыт 2008-2009 гг. На его основе будет написана антикризисная программа, для реализации которой в бюджетах 2013 и 2014 гг. зарезервируют огромные средства в сотни миллиардов рублей, чтобы не пришлось потом урезать расходы тут и там.
На совещании, протоколом которого располагает ИА «Финмаркет», выступили два главных ответственных за состояние финансовой системы страны лица – глава ЦБ РФ Сергей Игнатьев и министр финансов Антон Силуанов.
Чиновникам из Минэкономразвития, Минфина, ФСФР России и госбанкирам из Сбербанка, ВТБ и Россельхозбанка по итогам совещания поручено «обеспечить мониторинг финансово-экономического состояния компаний, имеющих существенное значение для экономики Российской Федерации». Координировать их усилия должен первый вице-премьер Игорь Шувалов, который осенью 2008 года уже занимался подобной работой, будучи руководителем правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики.
Самые значимые для экономики компании поддержат госгарантиями под кредиты, если с их обслуживанием возникнут сложности. Недавно «Ведомости» написали, что с такой просьбой в правительство уже обратились трубопрокатчики из ЧТПЗ. Возможность применения механизма госгарантий подтвердил на этой неделе и министр финансов Антон Силуанов в эфире «Эха Москвы»: «В 2012 году есть подобный резервный механизм – государственные гарантии. В случае, если мы видим, что будут возникать проблемы у каких-то системообразующих предприятий, у финансовых институтов, мы можем использовать этот механизм«.
Госгарантии означают, что кредиты за несостоятельных заемщиков погасит государство. Иными словами, кредитор, вместо того чтобы банкротить должника, получив такие гарантии, не станет торопиться и подождет, сколько возможно, а уж потом обратится к гаранту: «Извольте заплатить!»
Все это хорошо, да только имеется один щекотливый момент. Бизнес у нас частный? Частный. У него имеются свои собственники? Да. Они делятся с государством прибылью? Нет, речь идет только о налогах, да и то с тех сумм, которые им не удалось увести в офшоры. А государство им – гарантии по кредитам. И хорошо еще, если догадается оговорить за эти гарантии переход части бизнеса, а то ведь может и просто так предоставить, бескорыстно. Ну или формально бескорыстно. Такая ситуация вполне описывается поговоркой про «приватизацию прибыли» и «национализацию убытков».
Более того, в протоколе говорится, что чиновники Минфина и Минэкономразвития должны проработать вопрос о возможности упрощения процедуры предоставления госгарантий не только по кредитам, но и по облигационным займам. Это чтобы собственники крупных бизнесов могли занимать деньги не у одних лишь банков, но и у всех остальных, продавая им свои облигации.
Ну и заодно гарантии сохранности вкладов будут предоставлены гражданам, копящим деньги в негосударственных пенсионных фондах (НПФ). Этим займется как Пенсионный фонд, так и сами НПФ, создав совместный гарантийный фонд для покрытия возможных убытков вкладчиков. А если средств фонда не хватит, на помощь придет государство. Такой механизм заложен в проекте Закона «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования», который уже написали в Минэкономразвития.
Правда, ничего не сказано о том, будут ли распространяться гарантии на ожидаемую сумму дохода или же только на внесенные средства.
Традиционно, банки – особая забота государства. В прошлый кризис правительство и ЦБ предложили им практически неограниченный доступ к ликвидности (деньгам) через механизмы докапитализации и кредитные беззалоговые аукционы. Тем же способом их возьмут под крыло и сейчас. А чтобы банкам жилось привольнее, правительство, вероятно, не будет дожимать их требованиями увеличить собственный капитал, как того ранее хотел ЦБ. С такой инициативой выступил замминистра финансов Алекей Саватюгин, с давних пор возражающий против этой меры. «У нас есть заявления и есть соответствующий закон о 300 млн руб. с 2015 года, поэтому давайте до 2015 года не будем делать никаких более резких шагов».
ЦБ согласился с мнением Минфина и, в свою очередь, решил упростить порядок получения ликвидности (денег). Зампред Центробанка Михаил Сухов сообщил: «С середины года несколько корректируем ограничение по величине процентной ставки по субординированным кредитам, которые банки могут привлекать».
Кризиса, впрочем, еще нет, считают в правительстве, но быть готовыми к худшему нужно. На брифинге в четверг первый вице-премьер Шувалов уверял журналистов: если кризис вернется, правительству «есть как на него ответить». Все законодательство готово и «каждый знает, что делать», отметил он, но уточнил: правительство надеется, что для таких мер «сейчас еще не время».
Ну и самое интересное – откуда будут брать деньги на антикризисную заначку. Чтобы определиться с этим вопросом, Минфину и Минэкономразвития нужно «в рамках подготовки проекта федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 гг. предусмотреть разработку и представление в правительство вариантов бюджетных проектировок на указанный период при различных внешнеэкономических сценариях».
И Минфин этим уже занимается. Силуанов на «Эхе» заявил, что министерство заложит в федеральный бюджет на 2013 год необходимые средства. «Мы сделаем резерв внутри бюджета на случай, если ситуация будет напряженная, чтобы этот резерв, как и в 2009 году, мы могли направить на поддержку экономики, финансового сектора, граждан. Такой резерв будет просто необходим».
На другом совещании, 5 июня у первого вице-премьера Игоря Шувалова, о деньгах говорилось более конкретно. Шувалов попросил Минфин и Минэкономразвития немного поменять параметры бюджетного правила, регламентирующего использование нефтегазовых доходов бюджета, начиная со следующего года. Сейчас этот механизм является одной из главных забот правительства и обсуждается практически ежедневно. Минфин с его помощью собирается ограничить использование «в быту» нефтяных денег, полученных за счет все еще высоких цен на энергоносители. Если цена нефти превысит «цену отсечения», все «излишки» должны направляться в Резервный фонд.
В 2013 году цена отсечения будет рассчитана как средняя за пять лет, начиная с 2007 года. Шувалов, как следует из протокола совещания 5 июня, предложил министрам «отрезать» в формуле расчета этот самый 2007 год, а вместо него «приклеить» 6 месяцев этого года. В 2007 году средняя цена нефти составила $69 за баррель, а за 5 месяцев этого года – $114. Таким образом, цена отсечения в $83 за баррель в старой формуле может быть поднята до $91.
Как известно, каждый добавочный доллар в цене бочки дает российскому бюджету около 50 млрд руб. доходов. Следовательно, только за счет манипуляции с формулой из Резервного фонда удастся «обособить» около 400 млрд руб. Это снизит темп накопления резервов в случае катастрофического падения цен на нефть в будущем, но зато оставит бюджету средства для борьбы кризисами настоящего.
Шувалов распорядился записать их в «условные расходы» – статью, которая не предполагает заранее определенного получателя и является той самой «заначкой» на всякие непредвиденные расходы. По бюджетному правилу ее изымут первой, если нефть упадет.
Пока в проекте бюджета на 2013 год «условные расходы» составляют 340 млрд руб. Ранее глава Минфина Силуанов заявлял, что их могут пустить на покрытие выпадающих после вступления России в ВТО доходов. Шувалов просил довести эту сумму до «5% всех расходов бюджета«, что составляет около 600 млрд руб. А в 2014 году «заначка» может превысить 800 млрд руб., или даже 1,1 трлн руб. с учетом затребованной Шуваловым добавки. С такой суммой уже вполне можно рапортовать о готовности к кризису.
Комментарии читателей Оставить комментарий
А куда дели предыдущие заначки? Может хватит ныкать, пора вкладывать в производство и давать долгие кредиты бизнесу.
Шувалов как Меньшиков при Петре,тот был вор,клейма ставить негде, но в доску свой сукин сын...
Цитата:"Пока в проекте бюджета на 2013 год «условные расходы» составляют 340 млрд руб. Ранее глава Минфина Силуанов заявлял, что их могут пустить на покрытие выпадающих после вступления России в ВТО доходов. Шувалов просил довести эту сумму до «5% всех расходов бюджета«, что составляет около 600 млрд руб. А в 2014 году «заначка» может превысить 800 млрд руб., или даже 1,1 трлн руб. с учетом затребованной Шуваловым добавки. С такой суммой уже вполне можно рапортовать о готовности к кризису,"-
/////
конечно, кому, как ни Шувалову можно доверить "заначку"!
"Конфликта интересов" с начальством он не допустит-проверенный чиновник!
Да, и себя, родимого, не забудет- как уже не раз бывало!
Ну, а народ, в очередной раз - останется в дураках!:-(((((((((
не в первой такие бабки будут закачивать в безызвестность
Каждый этап кризиса дает утроение числа миллиардеров и миллионеров.Чем больше в россии беспризорных детей и нищих,которых банда называет малоимущими,тем больше богачей.Чем больше мигрантов,тем больше безработных.Так на кого работают правители?