Российская высшая школа в мире уже не котируется

Вчера британская компания Quacquarelli Symonds, один из трех общепризнанных в мире составителей рейтингов вузов (наряду с британской Times Higher Education World University Rankings и китайской Academic Ranking of World Universities), нанесла очередной удар по репутации российской высшей школы. В составленном QS рейтинге ведущий российский вуз – МГУ – не только не попал в первую сотню, но и откатился на четыре позиции (со 112-й до 116-й) по итогам прошедшего года. Та же участь постигла и второй ведущий вуз страны – Санкт-Петербургский госуниверситет, который за год опустился в рейтинге QS с 251-го на 253-е место. А вообще в список британской компании попали лишь 14 наших вузов, большинство которых расположилось в пятой-шестой сотне рейтинга. Вот такая нынче репутация в мире у российской высшей школы.
Как же так, недоуменно спросите вы? Даже наш прославленный МГУ – и тот во второй сотне?! А уж СПбГУ (откуда, кстати, чуть ли не все высшее руководство страны) – и вовсе в третьей? Тут наверняка что-то не так: британская фирма, очевидно, необъективна в своей оценке.
Пенять на субъективность QS, конечно, можно, однако факт остается фактом: нынешняя российская «элита» (усиленно, кстати, реформирующая все последние годы нашу высшую школу) предпочитает направлять своих чад на учебу в западные вузы, а не в те же МГУ или СПбГУ, тем самым невольно подтверждая, что качество высшего образования на Западе выше.
А ларчик открывается очень просто: достаточно оценить общий уровень российского образования по гораздо более объективному рейтингу, который составляет ЮНЕСКО. И картина получается просто удручающая: «С 1980 по 1991 гг. в рейтинге качества образования ЮНЕСКО СССР прочно удерживал третье место. В 2001 году Россия оказалась уже на 19-й строчке, в 2007 году – на 27-й, в 2012-м – на 35-й. При этом ЮНЕСКО отмечает, что расходы страны не соотносятся с качеством образования. За 15 лет расходы бюджета на образование выросли в 30 раз, что не помешало стране опуститься в рейтинге на 35-е место». Это – цитата из недавнего интервью «Радио России» председателя партии «Справедливая Россия» Николая Левичева. При этом, подчеркнул председатель «эсеров», самые эпохальные изменения в сфере образования производятся по-тихому, без согласования с общественностью. Так, незадолго до своего ухода с поста министра образования Андрей Фурсенко подписал образовательный стандарт, который закрепил для старшеклассников шесть обязательных предметов. «Сколько было разговоров, что этот стандарт надо еще пообсуждать, сколько было высказано мнений педагогов, родителей… А Фурсенко взял и подписал», – констатировал Левичев.
Кто-то может возразить, что вышеприведенный рейтинг ЮНЕСКО оценивает всю систему образования нашей страны, а не только ее высшую ступень, и потому проецировать его на российскую «вышку» некорректно. Да, отчасти это так, но в то же время именно средняя школа определяет начальный уровень будущих студентов вузов.
«Начнем с самого начала – с набора абитуриентов, – сравнительно недавно рассказывал на страницах argumenti.ru преподаватель высшей школы со стажем Дмитрий Рязанов. – Все мы помним, как еще совсем недавно поступить в ведущий вуз технического профиля было довольно трудно. Помимо твердого знания школьной математики и физики требовалось умение решать специфические задачи, предлагаемые на вступительных экзаменах конкретного института. Будущий студент должен был оказаться лучшим среди всех желающих поступить, а конкурс мог достигать 10 и более человек на место – в зависимости от престижности вуза.
Сейчас ситуация в корне переменилась. ЕГЭ стер границы между различными вузами. Теперь не нужно заранее узнавать о конкретных специальностях и специфике обучения в институте. Достаточно, набрав энное количество баллов за Единый экзамен, ознакомиться с яркими и привлекательными рекламными проспектами, выбрать наиболее престижный институт, подать документы и подождать результата. Если вуз не сверхпопулярный, то результат (положительный) известен заранее. Но для подстраховки не мешает, конечно, подать документы еще в четыре вуза. Из-за демографического кризиса, пик которого приходится на 2011-2012 гг., многие вузы страны испытывают острый дефицит студентов. Некоторые выходят из положения весьма странным образом. Приемные комиссии начинают зачислять всех желающих, что приводит к парадоксальной ситуации: в институтах учатся студенты, получившие отметки чуть выше двойки на выпускных экзаменах в школе!»
«Нынешней весной, – продолжает свой рассказ Дмитрий Рязанов, – действия административного аппарата некоторых вузов дошли до полнейшего маразма и беззакония. По существующим правилам число мест для будущих первокурсников в каждом вузе Минобрнауки определяет, исходя в т. ч. и из того, какова успеваемость студентов. В результате, чтобы не снижать набор и сохранить бюджетные деньги, руководством этих институтов была сформирована специальная комиссия. Она «закрыла» долги за прошлый осенний семестр абсолютно всем двоечникам».
Согласитесь, как может такая высшая (в данном случае это слово вообще лучше взять в кавычки) школа претендовать на сколь-нибудь ведущие места в мировой табели о рангах?..
Высшее образование в нашей стране превратилось в жесткий бизнес, в который с каждым годом поступает все больше денег, рассказывал на днях «Радио FM» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. «У нас к концу 90-х годов было примерно 35-40% «платников», – пояснял эксперт, – которые платили самостоятельно; в начале 2000-х уже было 50% платных студентов, сегодня мы имеем до 70% «платников». Поэтому каждый вуз – это целая коммерческая компания, задача которой – извлекать прибыль». «Разговоры о подготовке специалистов – это то, чем завлекают абитуриентов, чтобы они платили деньги за обучение, это то, о чем обычно говорят в интервью, но главным для вуза были и остаются деньги, миллиарды рублей, – продолжает Сергей Комков. – Несмотря на то, что вроде бы руководством страны было сделано заявление, что с внедрением ЕГЭ коррупция пропадет, она не только не пропала, но и возросла. Сегодня наблюдаются факты, когда абитуриенты с достаточно низкими баллами ЕГЭ поступают в вузы; соответственно, можно сделать вывод, что были уплачены деньги».
А вот что анонимно (и эта анонимность объяснима) пишут в Интернете о современной системе высшего образования России рядовые преподаватели вузов: «Зарплата ректора – 700 000 руб. при зарплате преподавателей 5500 руб. Студенты не ходят на занятия, не сдают зачеты и экзамены, но нас заставляют ставить им оценки под угрозой увольнения».
Или вот свежая информация из Владивостока, где студентам наконец повысили стипендии и даже готовы передать под общежитие объекты, построенные на острове Русский под форум АТЭС. Стипендии-то повысили, сообщает агентство primamedia.ru, но даже после этого их размер не позволит учащимся оплачивать проживание в новых общежитиях. Так, академическая стипендия для студентов-отличников, обучающихся на приоритетных направлениях, составит теперь 7500 руб., а тех, кто сдаст экзамены на «4» и «5», ожидает выплата в размере 3600 руб. Абсолютных хорошистов поощрят 2800 руб.
Тем временем университет предлагает учащимся заселиться в жилые корпуса со стандартными номерами и корпуса с гостиничным сервисом «Премиум». Стандартные номера делятся на однокомнатные и двухкомнатные. За однокомнатный номер двухместного стандарта площадью 25 кв. м предлагают платить по 2900 руб. в месяц за койко-место. Такую комнату смогут позволить себе лишь отличники и хорошисты избранных специальностей и отличники неприоритетных направлений. За двухместный улучшенный номер площадью 30-32 кв. м придется заплатить 3400 руб. В соответствии с размером стипендии жить там смогут, опять же, только приоритетные отличники и хорошисты и отличники обычных специальностей. А за 19 кв. м одноместного стандарта просят 4600 руб., что позволительно только для отличников с негуманитарным складом ума.
Таким образом, многим студентам, если они не найдут подработки, придется или снимать углы на стороне, или покидать университет (вошедший, кстати, в вышеупомянутый рейтинг QS). Разве может такая высшая школа претендовать на ведущие позиции в мире?..
Комментарии читателей Оставить комментарий
Да...это всё печально. А самое главное, что огромное количество бюджетных студентов получают эти места необоснованно! А многие платники напротив добросовестные студенты, которые честно решили куда то поступить. Места продают, просто раздают по блату или хорошим связям, а потом такие студенты вообще на занятиях не появляются.
Ой ли! Да будет Вам известно, что золотых медалей на прошедшей олимпиаде Россия, Украина и Беларусь собрали урожай золотых медалей всего лишь 32 шт. А вот СССР в 1972 – 50 шт., 1976 –49 шт., 1980–80 шт., 1988–55 шт.
Россия: 1996–26 шт. Когда к власти пришёл КООПЕРАТИВ олигархов, то этот процесс пошёл на убыль, как и во ВСЁМ остальном. У Вас есть дети ? Если есть, то рассказывайте им сказки, а не мне, я из этого возраста уже вышел.
Не Россия, а СССР занял бы первое место, если бы кому-то не захотелось в свое время всё это развалить. А Россия - если бы наши нынешние правители уделяли этой проблеме побольше внимания, чем своим личным делам и досугу.
А как же МГИМО? Туда элита тоже иногда своих отпрысков направляет Особенно кавказская.
Наш Минобр старается изо всех сил не оставить камня на камне от нашего высшего образования, так что рейтинги - это явно не для нас.
А если честно - зачем он вообще, рейтинг этот? Он создает условия для хитрых маркетинговых ходов, то есть той же коррупции.
Национальной идеей россии вечнопьяный борька обьявил - обогащайтесь кто как может. Никто курс не менял, так что государство от выборов в думку до местного хозяйства "заточено" на хапок под любым соусом. Во всём. О выполнении обещаний, а уж тем более об ответственности за невыполнение никогда речи не было. Так чего вы хотите, продолжая терпеть этих чипов-дейлов и укротителей лампочек?