Игумен Сергий Рыбко: «Головы рубить никому не надо, Православие – религия любви»
Это уже становится похоже – и чем дальше, тем очевиднее – на какой-то массовый психоз. Не за горами, видать, уже день, когда разнокалиберные «аналитики» (на зарплате и по призванию) начнут выискивать смыслы и намеки в том, с какой интонацией тот или иной священнослужитель чихнул. Пока что ловят интонации в сказанном, через невиданные лупы рассматривая едва ли не покушение на государственное устройство. Свежий пример – листовка, которую известный игумен-миссионер Сергий Рыбко распространил среди прихожан окормляемого им храма Сошествия Святаго Духа на Лазаревском кладбище.
Приведем текст этой листовки, обнародованный в православной газете «Крестовский мост», где также опубликовано и интервью с игуменом: «Уважаемые прихожане! В связи с участившимися нападениями на храмы и осквернениями православных святынь прошу обращать внимание на подозрительных посетителей. В случае намерения с их стороны каких-либо бесчинств, краж икон, мощей, особенно же попыток проникнуть на амвон и в алтарь, незамедлительно принимайте меры: громко зовите на помощь, обращайтесь к охранникам, не стесняйтесь своими силами остановить кощунников. Благословляю применять физическую силу. «Если кто-то при тебе бесчестит Царя Ангелов, освяти свою руку, ударив по нечестивым устам» (святитель Иоанн Златоуст). Мы не пацифисты и не толстовцы. Никто, кроме нас, не будет защищать наши святыни от нечестивцев и безбожников. Если сегодня мы не отстоим наши храмы, завтра их переделают в супермаркеты и автостоянки».
Написано резко, что есть, то есть. Хотя, если отбросить эмоциональную составляющую, которая и была аккуратно выделена в большинстве последующих публикаций в СМИ, становится решительно невозможным прицепиться к сути. Нас ведь и без того денно и нощно вроде как призывают быть бдительными: увидел бесхозный пакет на станции метро – сообщи дежурной и полиции; видишь, как некто лезет по водосточной трубе в явно чужую квартиру, – звони «02». В эту же канву ложится и призыв настоятеля: видите, что некто собрался облить икону чернилами или уверенным шагом направился к Царским вратам, – остановите.
Впрочем, ажиотаж вызвала всего одна фраза – «благословляю применять физическую силу». Странно предполагать, что настоятель вверенного ему храма грезит о рукопашной перед алтарем, однако беда в том, что под «применением физической силы» она-то как раз и подразумевается неискушенным сознанием. И как не вспомнить здесь хрестоматийную строчку из Тютчева – «нам не дано предугадать, как слово наше отзовется»? Между тем о проблеме «ревнивых не по разуму» не раз высказывались и церковные иерархи: их упреки в адрес тех мирян, которые во имя чистоты веры готовы действовать не словом, а кулаком, отдавая оному исключительное предпочтение, в последнее время звучат нередко, благо поводов тому достаточно. И каждый с удовольствием берется на вооружение СМИ. В данном же случае игумен сделал тем более щедрый подарок для разного рода интерпретаторов, заявив «Крестовскому мосту» буквально следующее: «Если надо – будем в тюрьмах сидеть за веру. Наша социальная концепция допускает не исполнять законов, если они противоречат Евангелию и христианской совести». Эта реплика последовала после рассуждений о пассивности власти в защите святынь, которая и вынуждает самих православных действовать порой радикально.
Вот власть и проявила наконец активность – правда, не в том контексте, которого, очевидно, ожидал сам Сергий Рыбко. «В МВД России обеспокоены такого рода заявлениями, содержащими призыв к противоправной деятельности. Все они будут внимательно изучены и отправлены на исследование, по результатам которого будет принято процессуальное решение», – цитируют СМИ слова одного из представителей Главного управления по противодействию экстремизму (ГУПЭ) МВД РФ. Правда, ряд экспертов усомнились в том, что слова известного церковного деятеля будут иметь для него негативные последствия. «В его (о. Сергия. – Прим. KM.RU) словах нет не только экстремизма, но и вообще состава какого-либо уголовно наказуемого деяния. Здесь можно судить только о каких-то этических нормах автора высказывания как священника, то есть насколько уместно священнику выдвигать подобные заявления. По результатам процессуальной проверки, которую начали сотрудники МВД, будет отказной материал», – дала свой прогноз в интервью «Взгляду» научный сотрудник Института религии и права Инна Загребина. Юрист также напомнила, что право человека на защиту жизни, имущества и своих святынь оговорено в действующем законодательстве.
В беседе с обозревателем KM.RU настоятель храмов Сошествия Святаго Духа на Лазаревском кладбище и Преподобного Сергия Радонежского в Бибирево игумен Сергий Рыбко признался, что удивлен таким ажиотажем вокруг своей инициативы:
– Сам понятия не имею, как внутрицерковный документ мог вызвать такую реакцию. Он был издан мной еще после того, как активистки украинского движения Femen пригрозили всем нам, что приедут в Россию для того, чтобы гадить, пилить кресты и тому подобное. Понятное дело, что я не подразумевал, что бабушки должны колотить хулиганов на паперти: как вы себе это представляете? «Применение физической силы» – это схватить нарушителя за руку, оттащить, вызвать полицию; вряд ли бабушка-прихожанка способна на большее.
Но, видимо, эта моя инициатива кого-то сильно задела. Между тем я могу привести пример Франции, где государство моментально взяло под защиту религиозные объекты всех конфессий после того, как там прошла информация о готовящемся теракте. Это – пример адекватной реакции в цивилизованном государстве, где понимают, чем могут обернуться для страны покушения на святыни.
– Ранее не менее бурную реакцию вызвала полярная инициатива известного протодиакона Андрея Кураева накормить кощунниц из Pussy Riot блинами...
– Об акции Pussy Riot я узнал из СМИ и первое время мыслил примерно так же: мол, дурочки, сами не поняли, что натворили. Но потом я узнал о совершенной ими ранее акции в Зоологическом музее и понял, что это вовсе не дурочки, а самые натуральные отморозки, которые не признают никаких норм морали, культуры. И с этим нужно было бороться, поскольку если вообще ничего не делать, такое поведение станет нормой, а значит, пляски на амвонах и осквернения икон станут уже не вопиющими событиями, а традицией. Но Церковь озвучила совершенно правильную позицию: если они покаются – зачем их держать в тюрьме? Тем более у них есть маленькие дети.
Церковь ждет от кощунников прежде всего искреннего покаяния, отказа от совершения подобного в будущем. А головы рубить никому не надо. Православие – религия любви. Ведь сказано: «Возлюби ближнего своего, как самого себя», а не «Отрежь голову».
Комментарии читателей Оставить комментарий
Не буду комментировать статью, но скажу - все эти события с пусями и реакция на них церкви многих отвернула от церкви. Меня раньше брали с собой на какое-нибудь событие в церкви, а вот сейчас я туда уже не пойду. Мне не нравится агрессивная церковь. Охранять их надо, а вот то, как они себя повели мне не понравилось.
""" “И сказал змей жене: нет, не умрёте, """
Так обманул же. Где Адам и Ева ?
Религия - это путь ведущий к единению с Богом.
Не пилите Сук на котором сидите ! Вас провоцируют на Всех уровнях, а Религиозный Самый важный. К своей религии они Вам даже не дадут прибизиться, не то что пообсуждать быт их духовенства.
Православная Вера дает Духовную Защиту, Сплачивает Нацию, делает в Бою Бесстрашным, Поддерживает и развивает традиции, ведет ко Спасению Бессмертной души, делает человека Цельным.
Нет Православных НЕ Патриотов. Не зря в первую очередь убивали Правосланых священников, арестовывали и ссылали мирян, Разрушали храмы - это был Фундамент нашего государства.
Все существующие сегодня нации Имеют эффективную Духовную Защиту, другие НЕ выжили или просто растворились.
Это точка отсчета любого народа ! Его код если хотите.
" В Православии русский человек найдет все ответы на свои вопросы"- писал Достоевский ( близко по смыслу, не дословно). Это действительно так. А свои святыни мы конечно будем защищать - это не подлежит сомнению
Это к сожалению бред воспаленного ума.
А что такое религия, как не вера, основанная лишь на внутреннем убеждении? Вот и атеизм - ни что иное, как такая же, основанная на внутреннем убеждении вера в то, что Бога не существует. Следовательно - своего рода религия.
Что характерно, носителями данной атеистической религии очень часто являются представителями одного народа, имеющего ближневосточные корни. Но почему-то проповедуют атеизм и государственную светскость отнюдь не в собственной стране, которую вновь обрели после долгих веков рассеяния.У себя-то дома они, наоборот, очень даже пекутся о религиозном воспитании, вплоть до того, что основы иудаизма - обязательный предмет в израильской школе, оценка за который занимает почетное место в документе, аналогичном нашему аттестату зрелости. Почему же, являясь членами российской еврейской диаспоры, они столь резко возражают против преподавания "Основ правосолавной культуры" в школе и традиционно ратуют за атеизм? Да потому, что прекрасно осведомлены о том,какой мощной скрепой является религия для единства народа.Это убедительно доказали века рассеяния евреев по всему миру.У них не было ни единого языка, ни единой территории проживания, ни единой экономики и культуры - ничего из тех признаков, которые делают людей единой нацией. Но у них был единый БОГ.И одного этого им хватило, чтобы остаться единым народом вопреки всем бедам,на них свалившимся. Они знают силу религии и хотят, чтобы в России эта сила исчезла. Значит, наша задача - жестко противостоять духовной агрессии.