Оппозиция готовится к протестам и арестам
История (и истерия) вокруг энтэвэшного фильма «Анатомия протеста – 2» не прекращается уже несколько недель, и, судя по всему, конца этому не видно. В пятницу, 26 октября, будет предъявлено обвинение главному «герою» этого «кино» – оппозиционеру Сергею Удальцову. Следователи якобы скрупулезно препарировали «Анатомию» и пришли к выводу, что рассказанное там – правда. Логично будет ожидать теперь, что они не менее тщательно проверят сообщения СМИ о пытках оппозиционера Леонида Развозжаева и предъявят обвинение тем, кто оказывал на него психическое и физическое давление. Уж если перед законом все равны, то и те, и эти… Следственный комитет уже пообещал, что так и поступит, хотя сам Развозжаев еще не обращался к нему с заявлением о насилии и похищении.
Все началось с того, что вечером 21 октября, после своего ареста, Развозжаев успел крикнуть журналистам на выходе из здания Басманного суда в Москве, что его «двое суток пытали» и «угрожали убить». По версии же СК, прозвучавшей на следующее утро, оппозиционер, ранее скрывавшийся в Киеве, сдался властям добровольно и написал явку с повинной. По версии же самого Развозжаева, явку с повинной написали за него, а его заставили лишь подписать. Из Киева же его похитили неизвестные и доставили на микроавтобусе в Россию. К проверке обстоятельств «явки с повинной» подключились уполномоченный по правам человека Владимир Лукин и комиссар ООН по делам беженцев Антониу Гутерреш. Представитель ООН даже пригрозил Украине, что если страна в нарушение международных норм выдала Развозжаева России, то ее могут ждать санкции.
Во вторник Развозжаева в Лефортово навестили правозащитники, поведавшие впоследствии общественности, что от явки с повинной он отказывается, зато настаивает на применении к нему сильного психологического давления. Физически его не пытали, но, по его словам, угрожали сделать слабоумным, вколов «сыворотку правды», а его детей – убить.
Вечером 24 октября правозащитники отчитались о своем визите в тюрьму на телеканале «Дождь». Глава Общественной наблюдательной комиссии Москвы, член Московской Хельсинкской группы Валерий Борщев поведал, что из Киева в Россию Развозжаева доставляли связанного по рукам и ногам скотчем, с надвинутой на глаза шапкой, в России же (предположительно в Брянской области) отвели в какой-то подвал, сковав цепями руки и ноги. В подвале оппозиционера продержали почти три дня, все время в скрюченном положении, без еды, в туалет не пускали. Ему продолжали угрожать расправой над ним и семьей.
Когда текст явки с повинной был готов, Развозжаева заставили зачитать его в присутствии «главного», но наручников при этом не сняли. Затем его повезли в Москву и в Измайловском парке пересадили в машину Следственного комитета. За этим последовали спешный арест и предъявление обвинения.
В другом интервью – радиостанции «Коммерсантъ ФМ» – Валерий Борщев добавил, что правозащитников в Лефортово пять часов не пускали к Развозжаеву, «придумывая, что он на следственных действиях, еще где-то, хотя на самом деле следственные действия были еще и до нашего прихода, он просто был в другой камере». Произошедшее с Развозжаевым Борщов охарактеризовал так: «Это – страшная вещь, это похищение с пытками, это может случиться со многими. Мне кажется, что это – очень тревожный сигнал для общества в целом».
Журналист издания The New Times, чей корреспондент также побывал на встрече с узником, опубликовал его рассказ от первого лица. Развозжаев сообщил, что киевских похитителей было четверо, трое в масках, один – без. Он считает, что мог бы его узнать. Это были «очень здоровые ребята»; подавляя сопротивление, они затолкали его в микроавтобус. Ехали с ним тоже «человека четыре»; по мнению арестованного, это были украинцы.
Несколько цитат:
«Самым страшным было то, когда мне говорили, что мою жену и моих детей могут убить».
«Я был вынужден сказать в явке с повинной о сотрудничестве с западными спецслужбами, хотя это неправда, потому что я бы иначе оттуда не вышел».
«Я говорил им, что мы куда-то ездили, что обсуждали проведение акций протеста, а они говорили мне: «Лучше напиши про взрывы железных дорог». Я немного отстоял свое право написать не о взрывах, а о перекрытии дорог. В целом все, что я написал в этой так называемой явке с повинной, было написано под давлением. Я действительно был в Минске, но не с теми людьми, о которых я там написал. Я был в Курске, Воронеже, но не с теми целями, о которых я сказал в явке с повинной».
«Мы приехали в Измайловский парк. Я сидел в микроавтобусе, а они вышли и минут десять разговаривали со следователем и передали ему мою явку с повинной. Потом меня пересадили в машину к следователю: это был то ли черный Mercedes, то ли BMW. То есть, понимаете, я не сам пришел в Следственный комитет: люди, которые меня похитили, передали меня следователю! Из рук в руки!»
«Мне страшно в одиночной камере. Прошлую ночь я не мог спать. Боялся, что они снова придут ко мне сюда. Кто «они»? Те люди, которые меня похитили и пытали».
В среду адвокат Марк Фейгин (защищал Pussy Riot) заявил, что будет представлять интересы Развозжаева, и подписал соответствующий договор с его женой. В этот же день адвокат намеревался добиться встречи с подзащитным, чтобы подготовить документы для отказа от явки с повинной.
Тем временем координатор «Левого фронта» Сергей Удальцов накануне предъявления ему обвинения стал недоступен для контактов, выключив телефон. Заговорили даже о том, что он вот-вот покинет Россию, однако он это опроверг. «Меры предосторожности связаны с тем, что я планирую прийти на допрос самостоятельно, а не замотанным в скотч и наручники», – написал он сегодня в своем микроблоге в Twitter, прозрачно намекая на обстоятельства «явки с повинной» Развозжаева.
Семья же Удальцова все-таки покинула Россию. По словам его жены Анастасии, дети учатся в школе на Украине уже полгода, а она поехала их навестить, сообщает «Коммерсантъ». Анастасия Удальцова считает, что власти подталкивают ее мужа к побегу из страны, но уверена, что «ему не дадут уйти». В настоящий момент Удальцов находится под подпиской о невыезде.
Политолог Леонид Радзиховский считает, что если Удальцова осудят, то «закроют» надолго, потому что обвинение в организации массовых беспорядков – это «не пение в храме Христа Спасителя», «это пахнет настоящим длинным серьезным сроком». По мнению эксперта, если Удальцов действительно, «как он часто декларирует, человек жертвенный и такой идеологический мазохист, то он, конечно, сядет в тюрьму добровольно и с песнями».
Примечательно, что даже накануне весьма вероятного ареста Удальцов не теряет оптимизма и заявляет, что следующий «Марш миллионов» должен пройти 8-9 декабря, в годовщину начала протестов, и собраться на него должны 200 000 человек или более, поскольку на стотысячные митинги власть не обращает внимания. Возможно, если его арестуют, так и будет.
Пока же попиариться на акции решил свежеизбранный Координационный совет российской оппозиции. Сегодня он выпустил в свет свое первое заявление, высказавшись «против репрессий и пыток». Среди конкретных мер, которые намерены принять оппозиционеры, называется «массовая акция протеста в поддержку политзаключенных» в субботу, 27 октября. Мэрия, впрочем, заявила, что акция не согласована, сроки подачи уведомления прошли, а значит, в случае, если оппозиционеры все-таки выйдут протестовать, они «будут иметь дело с правоохранительными органами, которые будут стоять на страже закона и порядка».
Комментарии читателей Оставить комментарий
Это не предатели, а прогрессивные люди. Я - пенсионерка.завидую им. Потомучто остальные - бараны в стаде.
Юленька! Если не будет революционеров, то Вы скоро будете на 4 работах работать. А Ваши дети будут вообще за кусок хлеба!.
Сажать тютюкиных развожаевых дайте народу жить за вами никто не пойдет
Потому что в нашей стране кавказцы неподсудны.
А удальцовы подсудны.
Если спецслужбы вместо того, чтобы террористов ловить будут ловить Удальцовых и иже с ними - получим и взрывы домов и бесперядки по всей России.
PS Заказные убийства и теракты происходят каждую неделю. Вот только в них всегда кавказский и исламский след, а не удальцовский. Вас это не удивляет?