Как и почему был упущен последний шанс остановить Ельцина

Ровно двадцать лет назад, 25 апреля 1993 года, у России была возможность остановить авантюры тогдашней власти и вернуть развитие страны в более или менее естественное русло. Сделать это не удалось.
Ситуация в результате политики сначала Горбачева, а затем первого правительства Ельцина во главе с Гайдаром действительно была катастрофической.
Давайте вспомним, что мы имели в результате их действий. Падение валового внутреннего продукта (ВВП) в 1992 году достигло 19%, в 1993 году – 29%. Промышленное производство к осени 1993 года составляло минус 31,3% к 1991 году. В структуре ВВП в 1993 году по сравнению с 1992 годом с 57 до 49% снизилась доля производства товаров при возрастании доли услуг. Удельный вес накоплений в ВВП сократился в 1993 году на 6,2%. Объем капитальных вложений уменьшился на 15%, ВВП – на 12%. Это означает, что предприятия так и не ощутили необходимость структурной перестройки, несмотря на все понесенные потери. Объем инвестиций в российскую экономику за 1992-1993 годы сократился более чем в два раза и составил 40% к докризисному уровню. Эмиссия наличных денег возросла с 1,5 триллиона в 1992 году до 10,1 триллиона в 1993 году.
Что касается ощущений переживающих «шоковую терапию» россиян, то 37% населения тогда говорили, что «не выдерживают либерализации цен», 45% считали, что это «тяжко, но терпимо», 10% – что это «не так страшно, как казалось», 4% – что «это их устраивает».
Трехкратно снизился уровень жизни населения, быстрыми темпами росло расслоение общества. Даже по официальным данным Госкомстата, доходы верхних 10% в 11 раз превышали доходы нижних 10%. К концу 1993 года 22% населения имели доход ниже прожиточного минимума, который тогда составлял 42 800 рублей. По оценкам же Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ), таких было З2%.
По данным Фонда «Общественное мнение», число сторонников активной роли государственного регулирования к концу 1993 года возросло до 48%, сторонников рыночного регулирования – до 23%, остальные затруднялись с ответом. До опасной черты, более 20%, возросло число националистически ориентированных граждан. Однако при этом большинство населения затруднялись определить свою систему политических ценностей. Доминировало мнение, что ситуация будет ухудшаться и впредь.
Москву затопили многотысячные демонстрации под красными знаменами. По нарастающей шло восстановление партийных структур КПСС и создание вновь образованных коммунистических партий – РКРП, РПК, Союза коммунистов. В феврале прошел учредительный съезд КПРФ, в конце марта – 29-й съезд КПСС, преобразовавший ее в СКП-КПСС.
Борис Ельцин лишился поддержки совсем недавно избравшего его председателем Верховного Совета и защищавшего его же в качестве президента РСФСР в августе 1991 года Съезда народных депутатов. К концу 1992 года он был лишен чрезвычайных полномочий и не смог добиться назначения предложенной им кандидатуры премьер-министра. Дважды – в декабре 1992 года и в начале марта 1993 года – он предпринимал попытки совершения государственного переворота, и оба раза они ему не удавались. Во второй раз в парламенте был поставлен вопрос о его импичменте, избежать которого удалось, только пойдя на капитуляцию перед требованиями нефтегазовых кланов.
Объявление референдума было результатом компромисса со Съездом как высшим на тот момент органом власти в России. В отличие от нынешней ситуации, президент формально был инстанцией, подчиненной и Съезду, и Верховному Совету, которые могли отменять его акты.
К избирательным урнам 25 апреля пришли 64% избирателей. На четыре поставленных перед народом вопроса были получены следующие ответы.
1. «Доверяете ли Вы президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину?» Из числа принявших участие в голосовании 58,7% ответили «да». То есть о доверии ему заявили 37,6% от числа всех граждан России.
2. «Одобряете ли Вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом Российской Федерации и правительством Российской Федерации с 1992 года?» 53% голосовавших ответили «да», то есть доверие проводимой политике высказали 33,9% от всех граждан.
3. «Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов президента Российской Федерации?» На этот вопрос положительно ответили 49,5% от числа принявших участие в референдуме, или 31,68% от всех граждан. При этом особо важно, что против досрочных перевыборов высказались меньше – лишь 30%.
4. «Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации?» «Да» ответили 67,2% от числа пришедших, или 43,2% от всех граждан.
Сторонники президента, то есть остатки «Демроссии» и (как ни странно) общество «Память», позднее поддержавшее и разгон парламента, призывали голосовать по формуле «да – да – нет – да». Противники же Ельцина раскололись: КПРФ и демократы-государственники предлагали голосовать по формуле «нет – нет – да – нет», КПСС, радикальные коммунистические партии (РКРП, ВКПБ) и «Гражданский союз» – по формуле «нет – нет – да – да». Если говорить о поддержке или неподдержке президента по стране, то 28 субъектов Федерации из 86 высказались за недоверие ему, а 48 – за недоверие его политике.
Итоги народного волеизъявления были далеко не случайны. Конечно, надо обладать очень большой фантазией, чтобы утверждать, что подобные результаты можно рассматривать как успех Ельцина. Можно говорить только о том, что ему удалось избежать отставки. Но безусловно то, что эти результаты являлись поражением оппозиции в такой же степени, как и поражением президента. А поскольку ядром оппозиции являются коммунисты, то следует говорить в первую очередь о поражении последних: в условиях глобального снижения уровня жизни народа, затронувшего 90% общества, они смогли мобилизовать на поддержку своей позиции чуть больше трети от всех пострадавших.
Очевидно, здесь можно выделить три фактора.
Первое: они не смогли противопоставить официальной проправительственной пропаганде, которая, что вполне естественно, доминировала в средствах массовой информации, ту неформальную пропаганду, с помощью которой демократы одерживали победы в 1989 году и которая, в общем-то, и является изобретением большевиков. Это значит, что, восстановив радикальность своих программных установок в традиционном плане, они не смогли восстановить радикальность повседневной работы, свойственной партии в ее первый, «катакомбный» период.
Второе – проигрышность формулы, предложенной ЦК КПРФ. Накануне референдума всем было ясно, что если президент не пользуется поддержкой общества, то рейтинг депутатов намного ниже. Настроение общества определялось формулой «убрать и тех, и этих; всех долой». Именно это в конечном счете и показали результаты референдума: президенту не доверяют 63% всех избирателей (кто доверяет – пришел поддержать), его политику не одобряют 68%, а депутатам не доверяют около 80% всех избирателей.
Настроениям общества отвечала бы агитация за утвердительный ответ по третьему и четвертому вопросам и отрицательный – по первым двум. Но когда КПРФ выдвинула формулу «да – нет» по последним вопросам, а руководство КПСС, считаясь с их «самостоятельностью» в России, сняло свою агитацию за положительный ответ по четвертому вопросу, избиратели оказались поставлены перед необходимостью ответа на абсолютно иной вопрос: «Вы за президента или за парламент, за Ельцина или за Хасбулатова?» В результате часть недовольных выбрали Ельцина как меньшее зло, а часть просто не пришли голосовать.
Но была и третья, может быть, самая главная причина: сплочение организованной части недовольных, объединение оппозиции происходили на почве неприятия официальной политики. Но никто, по существу, не предложил привлекательной альтернативы. Б.Ельцин наглядно показал, что он может дать – наличие товаров по малодоступным ценам, и пообещал, что в будущем цены будут доступнее. В своей речи накануне референдума он сформулировал набор обещаний и положений, от которого у любого специалиста округлились бы глаза, поскольку одна их часть заведомо исключала другую: «остановить инфляцию при социальной защите населения и углублении реформ». Это был абсурд, но оппозиция не предложила даже его. Самое вразумительное, что просматривалось из ее пропаганды, – это возвращение к тому, что было до реформ. Референдум показал, что если жить так, как жили после 1991 года, не нравится двум третьим населения, то и идея возврата к тому, как жили до 1991 года, не нравится тоже двум третьим общества.
Это, конечно, было главным. Но на этом голосовании, наверное, впервые в российской истории сыграли свою роль и манипулирование сознанием избирателей, и откровенные вбросы бюллетеней сторонниками Ельцина и поддерживавшими его группами.
Фото со страницы политтехнолога Валентина Полуэктова на Facebook
Противники курса Ельцина опирались на массовое недовольство общества, но его сторонники контролировали СМИ, и заполнившая эфир мелодия на слова популярной песни 40-50-х гг. («Журчат ручьи, поют грачи, и тает снег, и сердце тает...») со словами формулы поддержки Ельцина («да – да – нет – да») моделировала сознание и поведение как не определившихся, так и даже не доверявших ему людей; тем более что она, хотя и без слов, звучала в часы голосования на самих избирательных участках. Случаи прямого вброса бюллетеней происходили подчас прямо во время голосования. Но протесты наблюдателей не фиксировались, и составленные ими заявления и акты по указанию представителей власти просто не принимались.
В итоге страна упустила свой последний шанс остановить каток ельцинских «реформ» и на всех парах понеслась к кровавой развязке, которая наступила совсем скоро – в октябре 1993 года.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Познавательно.
Пережиток - остаток прошлого, устарелого.
"Прошлое и устарелое" - ещё не значит "неправильное и бессмысленное".
В "нынешнем и новом" больше экстравагантности и глупости.
(продолжение)
>...человеку как-то мало из него что предлагали...
-- таким, как вы, всегда мало, а если не мало - то плохо, а если не плохо - то не то, что ВАМ надо. Вам все, всегда и всем обязаны. Вы - никому, никогда и ничем. И читателей уподобляете себе.
>...Так на хрена такой ВВП и промышленность нужны, если народу от него никакой пользы?
-- так таки и никакой? Образование, здравоохранение, безопасность, права на труд, отдых... - не нужны народу?
Вы в нуждах народа разбираетесь примерно так, как свинья разбирается в апельсинах.
>...На Западе без всяких лозунгов все делалось для человека и для женщины-хозяйки прежде всего...
-- Глупость несусветная. Не "для женщины-хозяйки прежде всего", а для прибыли, если смотреть по-рыночному. Или для превосходства, если геополитически.
И лозунги были. Вот например последние строки из гимна США:
"Звёздный флаг над страной будет реять пока
Ещё есть храбрецы, в ком свобода жива."
>...О бытовой технике средней западной семьи советский человек и мечтать не мог...
-- Вы забыли про джинсы и жвачку. Вы наверное без этого не могли быть "по-настоящему счестливым". Сейчас-то оттянулись?
Зато в СССР было то, о чём западный человек мог только мечтать: образование, здравоохранение, безопасность... социальные блага и гарантии.
Понятно, что обстоятельства разные. У одних лучше одно, у других - другое. Но выпячивать пресловутый "комфорт" запада и "неудобства" СССР - это идиотизм или лукавство.
(продолжение)
>...человеку как-то мало из него что предлагали...
-- таким, как вы, всегда мало, а если не мало - то плохо, а если не плохо - то не то, что ВАМ надо. Вам все, всегда и всем обязаны. Вы - никому, никогда и ничем. И читателей уподобляете себе.
>...Так на хрена такой ВВП и промышленность нужны, если народу от него никакой пользы?
-- так таки и никакой? Образование, здравоохранение, безопасность, права на труд, отдых... - не нужны народу?
Вы в нуждах народа разбираетесь примерно так, как свинья разбирается в апельсинах.
>...На Западе без всяких лозунгов все делалось для человека и для женщины-хозяйки прежде всего...
-- Глупость несусветная. Не "для женщины-хозяйки прежде всего", а для прибыли, если смотреть по-рыночному. Или для превосходства, если геополитически.
И лозунги были. Вот например последние строки из гимна США:
"Звёздный флаг над страной будет реять пока
Ещё есть храбрецы, в ком свобода жива."
>...О бытовой технике средней западной семьи советский человек и мечтать не мог...
-- Вы забыли про джинсы и жвачку. Вы наверное без этого не могли быть "по-настоящему счастливым". Сейчас-то оттянулись?
Зато в СССР было то, о чём западный человек мог только мечтать: образование, здравоохранение, безопасность... социальные блага и гарантии.
Понятно, что обстоятельства разные. У одних лучше одно, у других - другое. Но выпячивать пресловутый "комфорт" запада и "неудобства" СССР - это идиотизм или лукавство.
>...Во-первых, в развитых странах доля производства в ВВП и составляет примерно 20 - 30 процентов
-- это вы продвигаете ту мысль, что снижение производства товаров с 57 до 49% - это и хорошо и правильно, поскольку приближает долю производства товаров к той, что имеет место в "развитых" каписталистических странах. Это некритичний и несистемный взгляд на вещи. Всякий взрослый понимает - то, что хорошо для одного человека, общества, может быть плохо для другого. "Русскому здорово, а немцу смерть" - слышали такое?
А вот ещё:
Иностранцы пришли в деревню, где убирали урожай. Довольные крестьяне носят мешки с зерном в амбары. Переводчик, сопровождавший иностранцев, выражая уважение крестьянам, сказал: "таскать вам не перетаскать".... Иностранцы взяли эту фразу на заметку... А через пару дней прибыли они в другую деревню, где случился мор (эпидемия) и в тот день хоронили несколько человек. Иностранцы, желая что-то там выразить, решили использовать заученное с прошлого раза выражение, и сказали крестьянам, несшим гробики - "таскать вам не перетаскать".
Так и вы.
Только в истории речь идет о глупости сказавших это, а вы понимаете, что пишете несуразицу, но оглупляете читателей.
>...всего всем хватает и обслуживание на уровне...
-- так таки "всего" и "всем"? Откуда вы знаете за "всех"? Вы что, ребёнок?
(продолжу)
Антонина, попробуйте связать ваше повествование о журналистах, советнике Сталина, забывчивости, фамилии советника Ельцина, себестоимости телевизора и домах в США с вашим замыслом -- объяснить, почему " так стремительно разорилось хозяйство...".
Попытайтесь ещё. А то у вас плохо получилось с первого раза.