Власть решила оказать оппозиции медвежью услугу

Иногда выясняется, что у оппозиционеров нет лучшего друга, чем власть. Бывает, что на нее накатывает волна человеколюбия, и она берет их, словно детей малых, за руку, чтобы перевести через муниципальный фильтр и привести на выборы московского мэра и подмосковного губернатора.
Вот так и случилось вчера: врио столичного градоначальника Сергей Собянин призвал муниципальных депутатов дать достаточное количество подписей своему конкуренту Алексею Навальному, а врио губернатора Московской области Андрей Воробьев потребовал того же для Геннадия Гудкова, который, если пройдет тот самый муниципальный фильтр, будет конкурировать с ним на выборах главы региона.
Политологи, кинувшиеся разбираться, сколько в этих призывах искренности, а сколько лукавства и расчета, не обратили внимания еще на два обстоятельства. Во-первых, сами депутаты – небось не малые дети, чтобы поучать их, кому отдать свои голоса. А во-вторых, нетрудно предположить, что они не давали их оппозиционерам из чувства самосохранения, рассуждая примерно следующим образом: «Дашь такому голос, а потом как бы чего не вышло. Проверка какая-нибудь свалится с ясного неба или неприятности на работе начнутся».
Таким образом, двое упомянутых врио фактически успокоили депутатов: дескать, давайте, ребята, голоса смело, ничего вам за это не будет! И теперь муниципальные депутаты, отдавшие свои голоса оппозиционерам, смогут в будущем при возникновении недоразумений воскликнуть, как актер Евстигнеев в фильме «Место встречи изменить нельзя»: «Не имеешь права! Тебе старший приказал!»
С другой стороны, два призыва – Собянина и Воробьева, – прозвучавшие вчера почти синхронно, только добавили грядущим выборам неловкости, став косвенным признанием того, что фильтры сильны и при желании могут задержать кого угодно, если только «старший» не разрешит его пропустить. Работает барьер, не зря умные головы его придумали.
Но реальное ли это разрешение или все же с двойным дном? В штабе Навального полагают, что верно, скорее, второе. Сергей Собянин уже знает, что разбирательство по делу «Кировлеса» закончится для оппозиционера обвинительным заключением, и это приведет его к снятию с выборов. Стало быть, делая широкий жест, Собянин ничем не рискует, а только придает процессу голосования за себя дополнительную легитимность. Мол, мы хотели как лучше, а то, что его сняли, – не наша вина, а его старые дела.
Обставлено все это почти с отеческой заботой. «Кандидаты от крупных партий успешно проходят муниципальный фильтр, – сказал Сергей Собянин, которого цитирует «Коммерсант». – За Навального пока подано очень мало подписей, поскольку среди московских депутатов очень мало тех, кто разделяет его образ мыслей».
Ну, последнее нам представляется не столь очевидным, как бывшему мэру города. Какая-никакая поддержка у одного из лидеров мощной волны протестных акций прошлого и позапрошлого годов в Москве должна быть, и на 110 депутатских голосов ее должно хватить.
Собянин развивает мысль и говорит, что неправильно лишать москвичей возможности выразить свое отношение «к точке зрения, которую представляет Навальный». «Попрошу муниципальных депутатов рассмотреть возможность поставить свои подписи и дать Алексею Навальному возможность полноценного участия в избирательной кампании»,– призвал он.
Ему вторит Андрей Воробьев. «Прошу наших депутатов для абсолютной легитимности кампании поддержать других кандидатов в прохождении муниципального фильтра и персонально кандидата Гудкова»,– сказал вчера же врио губернатора Подмосковья на встрече с конкурентами по избирательной кампании, где, впрочем, Геннадия Гудкова не было.
Вот, значит, как: «для абсолютной легитимности». Будет Гудков – она будет абсолютной, нет – значит, нет. И все эти чудеса делает одна маленькая закавыка в законе о выборах – муниципальный фильтр. Похоже, сами власти недооценили его эффективность, когда принимали, раз теперь приходится управлять им «в ручном режиме».
Глава политуправления правительства Московской области Андрей Ильницкий считает, что такой поступок Воробьева показывает, что кампания идет «без административного давления, свободно». При этом любопытно, что на участие в выборах мэра Москвы и губернатора Подмосковья заявились по три десятка кандидатов, некоторые из которых выглядят совсем уж экзотично, словно актеры массовки, не имеющие ни малейшей надежды на успех и с единственной миссией – сказать своим существованием, когда придет время: «Выборы поданы!» После этого им предстоит опять погрузиться в полную безвестность, где они и пребывали до сего времени. Интересно, у них не возникало никаких проблем с муниципальным фильтром? Все депутаты «разделяют их образ мыслей»?..
Кстати, Сергей Собянин собрал муниципальные «автографы» с более чем двукратным запасом – 250 голосов, а Андрей Воробьев завершает сбор 350 муниципальных подписей, после чего также будет зарегистрирован. Такая запасливость, пишет «Полит.ру», противоречит постановлению Конституционного суда, запретившего собирать в предвыборную житницу больше подписей, чем требуется. Кроме того, рачительные врио уменьшили таким образом возможность сбора подписей остальными кандидатами. Им ничего за это не будет?
Оба, тем не менее, заявили вчера, что пекутся о перспективах оппозиционеров, поскольку кандидаты от партий и так справляются. К примеру, в Москве коммунисты сдали 114 подписей (при необходимых 110) за своего кандидата Ивана Мельникова.
Глава Совета муниципальных образований Москвы Алексей Шапошников подтвердил «Коммерсанту», что на их площадке за Алексея Навального «пока не подано ни одного голоса», хотя свои подписные листы он передал в Совет 27 июня. При этом за кандидата от ЛДПР – 62 подписи, «Яблока» – 60, «Справедливой России» – 50. Шапошников считает, что «во время выборов мэра интересно, чтобы были представлены все точки зрения, в том числе оппозиционных кандидатов».
А координатор Совета муниципальных депутатов Москвы Петр Милосердов утверждает, что свободные подписи уйдут прежде всего представителям крупных партий: в Москве это Митрохин и Левичев.
Инициатива Собянина не стала сюрпризом для оппозиционеров. Алексей Навальный и глава его штаба Леонид Волков, как и кандидаты от других партий, узнали о ней за несколько дней. Касательно подписей Навальный рассказал, что у него их 45 нотариально заверенных и еще 50 оформляются (список привел у себя в блоге глава его штаба Леонид Волков). Геннадий Гудков, который собрал около 60 подписей, считает, что вчерашние обращения «согласованы в Кремле» и нужны «для легитимности». Пресса уже назвала призыв врио московского мэра «медвежьей услугой Собянина».
Комментарии читателей Оставить комментарий
ну да, битых и гонимых любит русская душа.
в студию и если докажешь, я сам расстрляю. А некоторых уже пора.
не надо про коммунстов. таких еще нигде не было. Это название глупое. Они все государственники, госсобственники. Может Мельников сумеет национализировать что приносит городу прибыль и прекратит хапугам растаскивать всё что осталось и наживаться.
Зато палатки двигаются туда-сюда...сюда-туда...
Это же просто здорово! Загляденье!Какой инновационный подход!
...и это..плитку тротуарную нанотехнологично мелком рисуют творческие узбеки.
Раньше такой красоты не было.
Навального. Пусть баллотируется и тогда посмотрим как к нему относятся москвичи. Могу прогнозировать процента полтора. Ведь никто его в деле не видел. А если стал бы мэром, то всё делал бы как и Собянин, разрешал бы митинги на болотной и сзывал бы полицаев со всех соседних областей. Может отнял бы у московских полицаев дубинки, этого позора "демократии". Но всё это не нужные разговоры. Нужно вернуть Лужкова, его хоть старики обожали. И могли бы выбрать снова.