]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Власть должна быть под контролем народа, а не самозванцев

09:42 4.09.2013
, Сергей Черняховский
Коллаж © KM.RU
Коллаж © KM.RU

Те, кто громко кричит о «гражданском обществе», и гражданами-то не являются

Одним из любимых заклинаний и мантр групп, концентрирующихся вокруг Болотной площади и радиостанции «Эхо Москвы», является требование создания «гражданского общества» и установления его контроля над властью. Формально это почти правильно и даже где-то красиво. Точнее, правда, надо говорить не о контроле гражданского общества над властью, а о его контроле за государством.

Вопрос только в том, что такое государство и как понимать понятие «гражданское общество». Классический, традиционалистский консерватизм понимает государство как высшую ценность, ответственную только перед трансцендентальными началами, а общество – как призванный служить ему конгломерат, совокупность осуществляющих ему служение. Национализм – как политически субъективированную нацию, форму ее политической самоорганизации. Либерализм – как институт, создаваемый обществом и им же контролируемый, осуществляющий его обслуживание (иначе говоря, совокупность менеджеров). Коммунизм же рассматривает государство как аппарат насилия, машину осуществления господства одного класса над другим.

Идея разделенности и отделенности государства и гражданского общества рождается с переходом от Средних веков к Новому времени, когда стали разделяться и отделяться друг от друга политические и хозяйственные функции. Причем впервые заговоривший об их противопоставлении Гоббс, в общем-то, являющийся первым предтечей либерализма, говорил отнюдь не о контроле гражданского общества за государством, а об осуществлении цивилизаторской миссии по отношению к «цивильному» (гражданскому). Потому что, с его точки зрения, государство выступало как начало цивилизации, а «гражданское общество» рассматривалось как «дикое», «нецивилизованное» общество, что на тот момент в целом отражало реальное положение вещей. Позже один субъект осуществил цивилизацию другого – и другой (то есть «гражданское общество») сначала потребовал паритета прав по отношению к государству, а потом – доминирования над ним.

То есть вопрос о том, кто приоритетнее кого – гражданское общество или государство, – конкретно-историчен, и ответ на него состоит в том, кто на этот момент больше развит. Можно считать, что гражданское общество должно осуществлять контроль над государством, можно наоборот – что государство над гражданским обществом. Хотя, конечно, в более или менее современных развитых обществах именно государство подчиняется гражданскому обществу.

Только, опять же, гражданскому обществу, а не тем, кто им себя объявляет. Спекулирующие на идее контроля гражданского общества за государством политические группы объявляют таковым некое особое состояние, обладающее некими качественно отличными от других сегментов общества частями. И такими чертами они объявляют только им присущие политические взгляды и установки. И поскольку они наделяют образ «гражданского общества» такими чертами, то получается, что «гражданское общество» – это именно они сами, ну а поскольку гражданское общество обладает правом на доминирование над государством, то получается, что этим правом именно они (и только они) сами и обладают.

На самом же деле политическая философия понимает под гражданским обществом не некое особое состояние общества и не некую особо идеологически и политически ориентированную группу, а совокупность отношений, не опосредованных государством. Совокупность всех граждан страны, которые, соответственно, и обладают высшим правом на власть, на свой статус единственного источника власти и носителя суверенитета в своей стране. И поскольку граждан много и интересы и воля у них разные, то их совокупная воля и определяется через выявление воли большинства.

Но «гражданское общество» – это все же не некий механический конгломерат или «совокупность особей», а сообщество граждан. И сущностное качество гражданства – не в его юридическом определении и присвоении по праву рождения. Сущность гражданства – вообще не юридическое, а политико-этическое начало.

Гражданин – это не столько обладатель паспорта, сколько обладатель ответственности за страну, признавший определенные правила жизни в ней (что не всегда тождественно законопослушности и лояльности власти), и, во всяком случае, гражданин именно данной страны. То есть тот, кто отождествляет себя именно с ней, а не с той или иной ее частью, и уж тем более не с какой бы то ни было другой страной.

«Космополит» – уже не гражданин. Не потому, что он плох, а потому, он что отождествляет себя с иным началом, нежели своя страна. В отличие, кстати, от действительного интернационалиста, для которого даже принадлежность к наднациональным началам означает не противопоставление, а синтез их со своей принадлежностью к своей стране.

Право контролировать государственную машину своей страны и чего-либо требовать от нее (то есть от государства) имеет действительно «гражданское общество», то есть совокупность граждан своей страны. В первую очередь – их большинство. Те, кто не признают приоритетности суверенитета своей страны и пытаются утверждать суверенитет иных прав, иностранных государств или международных организаций и их норм, уже не являются гражданами данной страны и не имеют такого права ее граждан, как право определять ее судьбу и контролировать деятельность государства.

Пытающиеся утверждать, что «гражданское общество» и граждане – это не люди, отождествляющие себя со своей страной и ее суверенностью, а люди, обладающие некими особыми, присущими только «избранным» политико-идеологическими качествами, не принимающие ценность истории своей страны, пропагандирующие приоритет норм внешних организаций над нормами своей страны, приоритет «универсальных прав человека» или чего-либо подобного над суверенностью своей страны, не признающие принципа верховенства воли народа (его большинства) над иными началами уже не являются гражданами и не могут пользоваться правами граждан своей страны и ее социальными гарантиями. И уж тем более они не могут претендовать на контроль за властью в этой стране.

Они не граждане страны: они – «проживающие на ее территории». Они могут считаться иностранцами или лицами без гражданства, могут проживать в соответствии с нормами, установленными для таких лиц, но они не являются гражданами и не могут пользоваться конституционно закрепленными правами граждан страны. Соответственно, они не имеют отношения к гражданскому обществу данной страны и не имеют права на политическую деятельность и участие во власти в данной стране, равно как и права на вмешательство в ее внутренние дела. Они – не гражданское общество, а сообщество «неграждан» или диаспоры других стран, которые они же добровольно выбрали в качестве образца для политической и социально-экономической организации.

Это не значит, что они плохие. Они вообще могут быть вполне милыми. С ними можно дружить, ходить в гости, влюбляться, спорить, работать. Это только значит, что они не являются гражданами данной страны, не имеют отношения к ее гражданскому обществу и не имеют права говорить от его имени.

По отношению к ним можно быть гостеприимными хозяевами. Их можно даже селить в своем доме. За ними даже можно ухаживать и их лелеять. Но они – не хозяева, не граждане. Они – нечто вроде гостей, которых граждане приютили в своей стране, по отношению к которым вполне можно быть добрыми и дружелюбными, если они не нарушают правил, установленных гражданами. Но при этом граждане имеют право лишить их своего гостеприимства, если они будут нарушать установленные данными гражданами правила жизни и поведения.

Гражданское общество – это не они. Гражданское общество – это мы.

Темы: Россия, Внутриполитическая ситуация в России, Межнациональные отношения в России, Общественно-политическая жизнь в России
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 06.09.2013, 21:23
    Гость: Хватит

    вам ордного "Вы" на двоих.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 06.09.2013, 11:36
    Гость: Ас

    Спасибо за столь блестящую оценку моей скромной персоны и за дружеское "ты".

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 06.09.2013, 00:43
    Гость: Нравственность

    в Белоруссии очумела от удивления, когда у цыгана при законной жене от любовницы-брюнетки родился мальчик-блондинчик.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 06.09.2013, 00:32
    Гость: Он

    настолько блестящий публицист, насколько ты блестящий комментатор. Вы оба блестящие.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 05.09.2013, 17:00
    Гость: Совет

    Вот именно, Изя.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (99)
]]>
]]>
Выбор читателей
Сергей Переслегин: «Проблема не в том, что дети перегружены, – проблема, что они перегружены имитацией!»
В Иране обвинили Россию в помощи Израилю во время конфликта
Трамп: Украина думала, что сможет победить кого-то, кто в 15 раз больше нее
Пенсионерка на приеме у врача © KM.RU, Кирилл Зыков
На замену врачам призовут фельдшеров, акушеров и искусственный интеллект
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
«Трамп разбушевался, или Почему современная американская политика всё больше напоминает гангстерский боевик периода Дикого запада»
«В Бахмуте русский дух и русская ярость оказались сильнее смрадного бандеровского духа»
«Казус Протасевича и истерика Европы. Посмотрим, кто у чьих ботфорт в конце концов согнет свои колени»
Игорь Растеряев: «Прабабушка не любила говорить про блокаду — плакать начинала»
«На крыльях песни» (музыка немецкого романтизма), 4 февраля, Малый зал Московской Консерватории
Оркестр Сергея Мазаева, 7 декабря,, «Барвиха Luxury Village»
Медвежья хватка за «четырехдневку»
Джин-Тоник «снебаупасть»
Шэрон Стоун: «Я все еще ношу бикини!»
«Черный Обелиск», 11 апреля – Москва, клуб Pravda
Афганский дебют Эрдогана
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.