Единый госэкзамен перестанет быть угадайкой

Наверное, сакраментальное выражение «все проходит, и это пройдет» теперь можно применить и к одной из самых болезненных язв нашего социума.
Единый госэкзамен, как бы самонадеянно такое утверждение сейчас ни выглядело, готовится к серьезной реформе: из тестов будет удалена часть «А», в которой ученик отвечает на вопросы теста. Фактически это уже должно быть и не тестирование никакое, а более-менее полноценная письменная работа, разве что зафиксированная универсальными жесткими рамками.
Но – никакой вам больше угадайки, от которой сторонники ЕГЭ открестились уже давным-давно. Уже и часть «Б» они усложняли, и обширную письменную работу в рамках раздела «С» вводили, а народ на форумах все ностальгировать горазд по прежней системе.
Теперь же выходит, что «мечты сбываются» и ЕГЭ отныне даже в разговорной речи перестанут чуть пренебрежительно именовать «тестами»? Пока, правда, речь идет лишь о заявлении министра Ливанова; сама же концепция должна быть разработана до конца сего года.
Отпразднуем?
«Смелую» инициативу Минобра в пух и прах раскритиковал ведущий эксперт Всероссийского фонда «Образование» Олег Сергеев:
– Конечно же, для меня лично это никакая не победа. Еще два года тому назад, в мае 2012 года, президент поручил министру Ливанову до конца года провести коренные изменения в системе ЕГЭ с целью повышения его эффективности как инструмента выпускной и вступительной аттестации, а также устранить все установленные ошибки. Как показала последующая практика, ничего из этого выполнено, по сути, так и не было.
Главная беда ЕГЭ заключена даже не в самих тестах, которые в народе справедливо прозвали угадайками, а в первой букве этой аббревиатуры, в опасной букве «Е» – «Единый». Выпускник сдает экзамен за школьный курс, а вуз лишается возможности набирать студентов в соответствии со своими требованиями, что наносит, на самом деле, очень серьезный ущерб качеству образования как таковому, последствия чего мы уже сегодня можем наблюдать. Ведь у нас сегодня в вузах фактически отсеклись фундаментальные циклы, потому что в течение первого, а то и второго семестра преподаватели вынуждены иметь дело именно со школьниками и пытаются превратить их собственно в студентов, которым уже можно давать программу высшей школы.
И в этом отношении я больше всего беспокоюсь как раз за инженерные вузы, которые готовят для страны стратегически важные кадры. Ведь в данном случае уже, как ни крути, вопрос перестает быть «внутрицеховым»: он касается будущего всей страны. И вот первокурсники, которых в школе все выпускные классы именно что дрессировали на успешную сдачу экзамена, теперь, уже став формально студентами, фактически уже начинают нормально осваивать программу старшей школы, и де-юре остающийся в вузах цикл фундаментальных дисциплин усваивается уже как придется. Но если вы год обучения в институте потратите на укрепление школьных знаний, то, естественно, вы не усвоите должным образом обязательный фундаментальный цикл, без которого, в свою очередь, невозможно будет нормально и полноценно освоить сложную вузовскую программу по выбранной специальности.
Не зря ректор МИФИ в свое время обращался к Фурсенко и чуть ли не умолял хотя бы на месяц в порядке эксперимента вернуть им старую программу вуза, чтобы можно было хотя бы подготовить должным образом людей для работы в атомной промышленности. Но – ничуть не бывало!
Еще один немаловажный фактор – психологический. Контроль знаний отдается на откуп не человеку, а машине, с которой невозможно спорить, перед которой бесполезно отстаивать свою точку зрения, обосновывать свое решение. Но человек ведь так устроен, что он не может общаться с машиной, нужна обратная связь. Ее в данном случае нет, а это еще один, и немаленький повод для стресса. И вот Департамент образования Москвы разрабатывает методику психологической работы со школьниками и их родителями...
Следственный комитет на момент нашего разговора возбудил дела по 461 эпизоду подросткового суицида. Но это же, по сути, объявление войны! Люди в Минобразования, судя по всему, вообще не отдают себе отчета в том, что они делают.
– Но все же мы наблюдаем со стороны представителей Минобра некие попытки сгладить углы. Отказываются от заведомо непродуманных форм вроде тестов, а ведущие вузы получили право на свои собственные экзамены...
– Да тут, похоже, уже только свой «педагогический майдан» поможет (шутка). Дело не в бесконечных уступках и реверансах в адрес критиков, а в том, что, вообще-то, действует приказ Минобра от 14 января 2014 года, согласно которому органы исполнительной власти регионов используют в качестве критериев эффективности своей деятельности именно сводные результаты ЕГЭ. А это значит торжество принципа «высокий балл любой ценой», и управленцы от образования на местах, уверяю вас, будут делать все от них зависящее, чтобы добиться нужных цифр. Понятно, что само качество подготовки при этом будет отодвинуто на самый дальний план.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Полностью поддерживаю. Идёт планомерное оболванивание.Нововведения в образовании со ссылкой на американский , английский, марсианский опыт наносят непоправимый вред образованию и стране. Радетели за внедрение новых программ как правило имеют отношение к различным фондам которые контролируют и финансируют всю эту "благотворительность". Заметьте - любую несуразицу, бред, откровенно диверсионный закон,перед тем как протолкнуть, подкрепляют убийственным аргументом- ТАК ПРИНЯТО НА ЗАПАДЕ ИЛИ АНАЛОГИЧНЫЕ ПРОГРАММЫ СУЩЕСТВУЮТ В АМЕРИКЕ. Почему это должно быть определяющим. Наша педагогическая наука, что на столько плоха? Если нам нужны специалисты по разгадыванию кроссвордов и гуманитарии наизусть знающие "ВЛАСТЕЛИНА КОЛЕЦ", то существующая система как раз то , что нужно.
Инженерным ВУЗам, особенно ВУЗам первой - второй десятки, можно бы предоставить полную свободу в подборе кадров. Математику сдавать по блату - желающих мало, всё равно потом всё это проявится. Это же не болтология.
А само это решение поможет быстрее наладить выпуск начинающих инженеров приемлемого качества.
Хватит плодить халтуру по якобы американским рецептам.
В щколе неплохо бы ввести обязательные ежегодные олимпиады - по физике и математике,для начала.
А что система обучения? Диссертации-то защищать надо и рапортовать о нововведениях надо, и деньги, выделяемые на нововведения, "осваивать" надо. Они зачем в чиновники пошли, чтобы на одну зарплату жить?
Вот объясните, зачем в третьем классе мучают детей созданием гобеленов? Это самое необходимое для жизни и дальнейшей учебы? А можно на чем-нибудь более простом, но отработать навыки держания иголки в руках. Задания такие, что родители делать вынуждены, ребенок, в принципе, не может. Тут и вспоминаешь: "..папа у Васи силен в математике..". Только раньше над этим посмеивались, а теперь это правда школьной жизни...
С такой системой обучения 30% нашего общества, как и американцы, будут уверены, что Солнце крутиться вокруг Земли. А там уже и до кита и трёх слонов, на которых держится Земля, недалеко. Куда уж там до высоких технологий... Как бы разговаривать не разучиться и перейти на язык жестов с У-Уканьем.
Не знакомы с азами педагогического процесса.
В младших классах возможна только поурочная система. Иначе будут все забывать до следующего занятия по предмету.
Вообще, школа - это тренировка и развитие ума и способности учиться (так считали до ливановцев и, вот, в космос первыми слетали). Содержание предметов играет вторичную роль. Поэтому нужно много математики и физики - ум в порядок приводят.
Ну а для подготовки интеллектуальной элиты вполне годятся методы подготовки олимпийских чемпионов (кроме хоккея). Только нужно заменить физические тренировки на умственные.