Наши мертвые нас не оставят в беде

Празднование Дня Победы в Северной столице всегда носило особый характер. Слишком многих в этом городе затронули блокада, война. Слишком велики жертвы и чудовищны перенесенные страдания. Поэтому и по сей день 9 Мая в Петербурге – это не просто всенародный, но практически семейный праздник, очень личный и очень важный. Самый важный праздник, к которому люди готовятся на протяжении всего года.
В этом году по улицам Петербурга впервые прошел Бессмертный полк. Напомним, что еще в 2012 году в Томске в колонне полка прошли более 6000 сибиряков. В следующем году полк прошел маршем в 120 городах России, в их числе были и самые крупные – Новосибирск, Екатеринбург, Красноярск, Ростов-на-Дону, Краснодар, Пермь, Нижний Новгород.
9 мая 2014 года Бессмертный полк появился и в Петербурге. Корреспондент КМ.RU попросил участников шествия сказать несколько слов о своих родственниках – воинах Великой Победы.
Эдуард Новиков, внук Ивана Новикова:
– Мой дедушка всегда воевал вместе с Жуковым. Начиная с 1939 года, с Халкин-Гола. Мой дедушка всегда был очень мастеровым, хорошо разбирался в технике. Поэтому он ремонтировал оружие, любое – от автомата до танка. Его берегли, умельцев ценили, но приходилось и в атаку ходить, конечно. Был он и в Берлине, и в Сталинграде, и в Варшаве. В 1944 году награжден орденом Красного Знамени. Демобилизовался в 1946 году из Берлина. Вернулся на Родину – в Белорецк в Башкирии. Потом вместе с бабушкой жил на Дальнем Востоке и в Эстонии. В Эстонии я и родился, а потом решил вернуться в Россию...
Семья Хрусталевых:
– Родители мои – ленинградцы, пережили блокаду. Папа оборонял Пулковские высоты, мама работала на заводе, 14 лет ей было. Они были очень хорошими людьми. Иногда им хотелось рассказать нам о войне, но всякий раз это давалось так тяжело, что слезы выступали на глазах. Поэтому очень мало они об этом времени говорили. После войны мой папа стал конструктором межконтинентальных баллистических ракет, он работал с Королевым, Келдышем. Мама – домохозяйка. Мои родители очень тяжело переживали развал страны в 1991 году. Я очень жалею, что они не дожили до возвращения Крыма, потому что они очень радовались бы этому.
Светлана, дочь старшего сержанта Анатолия Тихонова:
– Мой отец дошел до Берлина и принимал участие в Параде Победы на Красной площади. Когда началась война, ему было всего 16 лет. Поэтому вначале он находился в блокадном Ленинграде. После наступления призывного возраста его забрали на Ленинградский фронт. Охранял Дорогу жизни. О войне не любил вспоминать. Говорил, что выжил в блокаду только потому, что забрали в армию. Своих родственников – бабушку, дедушку, маму – отвез на Пискаревское кладбище на саночках. После войны работал на Октябрьской железной дороге радистом, был бригадиром поезда. Он был очень позитивный человек, всегда верил, что ситуация в России изменится к лучшему. Радовался, что у него хорошая семья, что выжил он и две его родные сестры.
Вглядываюсь в лица участников Бессмертного полка и вижу на них улыбки и радость. А ведь иные умники в последние годы призывают отмечать День Победы в первую очередь как день скорби. Конечно же, это не так. Вспоминая строки Высоцкого «наши мертвые нас не оставят в беде, наши павшие как часовые...», думаю о том, что память об ушедших в бессмертие – это не только дань традиции. Вспоминая наших героев, мы учимся у них мудрости и оптимизму, которые помогали победить. И как бы ни были горьки утраты, 9 Мая всегда останется для нас Праздником Великой Победы Добра над злом. И мы, ныне живущие, обязаны внести свой вклад в эту бесконечную, не утихающую ни на минуту борьбу – как пелось в старой советской песне – ради жизни на Земле.
Текст и фото – Олег Ларионов
Комментарии читателей Оставить комментарий
Ну как же можно не любить ЭТОТ НАРОД???!!!
Зоя, Вы-УМНИЧКА!!!
Можно было бы написать всего лишь "На братских могилах не ставят крестов" и "Он не вернулся из боя" -чтобы остаться навсегда поэтом с большой буквы в памяти народа.. Что ни строчка-прямо в сердце...
а блохастый про баню. Уймись хотя бы на этой ветке, здесь про людей, погибавших за свою Родину, а не мяукавших надрывно за ненасытных абрамовичей. Умеют же примазаться некоторые.
..."
Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.
Мы пред нашим комбатом, как пред господом богом, чисты.
На живых порыжели от крови и глины шинели,
на могилах у мертвых расцвели голубые цветы.
Расцвели и опали... Проходит четвертая осень.
Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят.
Мы не знали любви, не изведали счастья ремесел,
нам досталась на долю нелегкая участь солдат.
У погодков моих ни стихов, ни любви, ни покоя -
только сила и зависть. А когда мы вернемся с войны,
все долюбим сполна и напишем, ровесник, такое,
что отцами-солдатами будут гордится сыны..."
Семён Гудзенко