Никакого оскорбления чувств. Просто бюрократия

Спор вокруг предназначения Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге интересен уже тем, что в его фабуле не имеется чего-то такого, что можно было бы назвать антирелигиозными нападками. Напротив, оппоненты РПЦ всячески подчеркивают свою религиозность.
И это отрадное обстоятельство привносит в конфликт, уже, однако, получивший официальное решение, дополнительный градус накала.
Смольный в своем постановлении не забыл похвалить Санкт-Петербургскую епархию за многолетнее плодотворное сотрудничество с «музеем Исаакиевский Собор». А раз оно плодотворно и нконфликтно, то и зачем огороды городить, придумывая что-то новое.
Такова простая бюрократическая логика, далекая от сантиментов - не усложнять, если можно не усложнять. Тем более, что в условиях стесненного городского бюджета апелляция к нему должна выглядеть убедительной. Конечно, чиновники Смольного додумались не сказать об этом открыто, но в их аргументации этот довод сквозил отчетливо: возьмем на себя Исаакий - в карман пенсионерам залезем. И вот уже РПЦ должно от этого стать ужасно неловко.
А неловко становится всем нам, считающим Санкт-Петербург культурной столицей России. Потому что один из ключевых вопросов, если угодно мировоззренческих, решается в бюрократической логике. Бороться с которой действительно, наверное, уместнее в судах, а не на дискуссионных площадках.
В беседе с обозревателем KM.RU известный православный публицист, главный редактор радиостанции «Радонеж» Евгений Никифоров выразил надежду, что Исаакиевский собор все же станет местом молитвы, а не экспозицией:
- В целом это, конечно, досадное и разочаровывающее решение. Обосновано оно было, очевидно, тем, что Собор находился в ведении Императорского двора и тем самым изначально представлял собой государственную собственность.
На самом деле, это смешной довод, поскольку Русская православная церковь до революции была, как известно, государственным институтом - наподобие Греческой православной церкви в наши дни.
В Петербурге на Сенатской площади расположены два исторических здания - Сената и Священного синода - совершенно одинаковой архитектуры и объединенные вместе - это были два государственных учреждения. И сами храмы в России исстари строило именно государство.
Но, увы, приходится раз за разом повторять простую истину: любые здания, предназначенные для религиозных нужд, должны лишь им в первую очередь и служить. Это же ненормальная ситуация, когда Церковь вынуждена унизительно испрашивать разрешение у музея на проведение богослужений в исторически предназначенном для этого помещении, музей же в свою очередь параллельно с ними устраивает там экскурсии. Это какая-то отрыжка далекого большевистского прошлого, когда государство не считалось с религиозными нуждами граждан.
Более того, уже есть в России удачные примеры церковно-музейного сотрудничества, когда соблюдается предельная деликатность, когда верующие приходят молиться не в музей, а в храм. Можно привести пример Троице-Сергиевой Лавры, которая является в первую очередь именно лаврой, а уже во вторую историческим памятником и музеем.
Можно вспомнить и пример с храмом Святителя Николая при Третьяковской галерее, который входит в ее комплекс, но является именно храмом. А чтимая Владимирская икона выставлена именно в храме, но находится под ответственным хранением музея.
Что же мешает и Исаакиевский Собор объявить в первую очередь именно собором для верующих, а уже во вторую историческим памятником и музеем? Мне хотелось бы верить, что мы столкнулись именно с некоторым недоразумением, недопониманием, а не следствием некоей злой воли, что было бы особенно обидно, учитывая, что происходит этот спор в Санкт-Петербурге, являющейся подлинной культурной столицей нашей страны.
Напоследок, хочу напомнить, что на фасаде Исаакиевского собора выбиты слова: «Храм мой храмом молитвы наречется». Не храмом мамоны и не храмом искусства, прошу заметить. И эти слова пережили даже десятилетия антирелигиозных гонений, у вандалов рука не поднялась их уничтожить. Неужели зря?
Комментарии читателей Оставить комментарий
Храм Христа Спасителя построен в том числе и на государственные деньги из бюджета . Здан в аренду РПЦ. У нашей Церкви нет полного права на владение этим объектом. Все права на эту недвижимость принадлежат государству. А раньше , до революции и до того , как сволочь Каганович инициировал снос - взрывом этого Храма , этот величественный собор с росписями самых известных русских художников принадлежал Церкви русской и на строительство оного собирал по копеечке деньги весь народ.
Теперь же , чтобы платить в казну государства , Русская Православная Церковь вынуждена сама сдавать часть подсобных помещений под бизнес, чтобы расплатиться с городом Москвой.
Времена изменились, изменилась и финансовая часть приходов.
Главное, чтобы не менялась православная вера нашего народа ни на какие религии - ни на иудаизм, ни на ислам , ни на индуизм и пр и пр и пр.
"А есть ли у Церкви деньги-то на содержание Дома Божия?" - нет, конечно же, деньги у РПЦ есть только на содержание шикарных яхт, лимузинов, могучих джипарей и прочих суперкаров.
Фуко предать анафеме, за то что в Исаакиевском повесил свой маятник!
"Простенькая райкомовская Волга" в 80 годы вовсе не была никакой "простенькой", после расстрела Парламента превратилась в простенький депутатский Мерседес Е-класса. А народ вместо картошки с мясными субпродуктами или рыбой стал хавать макароны с маргарином.
"В то время как в советский период властный класс партийной и государственной номенклатуры имел всей семьей совершенно другую жизнь, о чем широким массам знать и не полагалось(спецполиклиники и больницы, спецмагазины, спецпайки и партийно-государственные санатории, специализированные ателье для номенклатуры, дома и бесплатные квартиры , в которых никаких "несвоих" никогда не проживало" - зато на рублевке трехэтажные дворцы простой народ после победы демократии в 1993 начал строить по страшной силе! А победившие демократы свои личные домишки на Рублевке строили так, что государственные "партийно-государственные санатории" из фильма "Очень важная персона" выглядели убогими лачугами.
"Вам пора бы уже знать, что храмы построенные с помощью государства сдаются РПЦ в пользование", в этом легко убедиться, набрав в поисковике "Храм Христа Спасителя аренда".