«Наше образование в кризисе не потому, что сохраняет советские черты, а наоборот»

Герман Греф раскритиковал современную систему российского образования за то, что она сохраняет советские черты.
Одновременно с этим он заявил, что самым страшным экспортом нашей страны является «экспорт мозгов».
Эти тезисы, высказанные на Гайдаровском форуме, вызвали широкий резонанс в медиасфере.
KM.RU тоже не мог пройти мимо столь знаковых заявлений и обратились за комментариями к Первому заместителю председателя комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям Дмитрию Новикову.
То лучшее, что было в советской школе, активно разрушалось все эти годы
- На Гайдаровском форуме Греф сделал сразу несколько громких политических и околополитических заявлений. Например, он сказал, что Россия в технологическом смысле превратилась в отстающую страну.
Однако Греф не говорит о том, как же сложились эти проблемы. Во многом это произошло из-за либеральных реформ, которые проводились у нас в 90-х годах. Их осуществлял целый ряд правительств, в том числе и тех, в состав которых сам Герман Греф и входил.
А то, что он сказал про образование и утечку мозгов, просто соткано из противоречий. Если у нас система образования полностью рухнула, то откуда же взялся экспорт мозгов? Если это мозги, которые были сформированы еще советским образованием, то с какой же стати его нужно менять и от него отказываться?
C третьей стороны, практически общепризнано, что российское образование находится в кризисе, но не потому, что сохраняет советские черты, а строго наоборот. То лучшее, что было в советской школе, активно разрушалось все эти годы.
Иногда нас спрашивают, а что вы, депутаты-коммунисты сделали для сохранения системы образования? А я отвечу, что у нас никогда не было большинства в Думе, в смысле 50% состава плюс один голос. Но у нас всегда были сильные специалисты, которые разбирались в образовательной сфере и сами из нее вышли.
Мы использовали те возможности, которые у нас были чтобы отбивать постоянные наскоки и нападки на российское образование. А сейчас готовим Закон «Образование для всех» и скоро его внесем на рассмотрение в Думе.
Хорошо, что хоть не реализовали идею уничтожения педагогических вузов
То, что и сегодня существует разветвленная система среднего и вузовского образования - это во многом заслуга нашей фракции. Кстати, всемирно известный ученый, Жорес Алферов, активно занимается педагогической деятельностью. У него есть образовательный центр, где ребят готовят со школьного возраста к профилизации в вузах.
Больше всего реформаторы преуспели на ниве уничтожения среднеспециального образования. Они это делали как по собственной воле, так и в силу условий, которые нам выдвигали международные институции.
Например, МВФ, предоставляя кредиты режиму Ельцина, активно оговаривал это рядом условий, связанных с «продвижением демократии», как это красиво называлось. Теперь от профтехобразования мало что осталось.
Хорошо, что хоть не реализовали идею уничтожения педагогических вузов, хотя уже было несколько заявлений на высоком уровне, о том, что педагогов могут готовить классические университеты, и незачем для этого держать специальные педагогические университеты. Это одна из самых странных идей, которые я когда-либо слышал.
Достоинства советского образования обеспечивались во многом именно тем, что еще в 30-е годы была создана сеть педагогических институтов. Это способствовало подъему высшего образования, а кроме того возникли кадры, поставившие среднюю школу в СССР на очень высокий уровень.
Взяли позитивное, что было до революции, и скорректировали массовую школу так, что исчезла разница между массовой и элитной школой. Это качество советского образования позволило в невероятно сложных условиях оставаться на гребне технологической волны, при всех тех испытаниях, через которые народ проходил.
интервью подготовил Дионис Каптарь
Комментарии читателей Оставить комментарий
Здесь обсуждают российские проблемы , но не европейские многих стран.
..Сменился строй - революция, не сменился - переворот..
* Да, с логикой явные проблемы.
Что революции, что перевороты(как военные так и "кулуарные") делаются за ради одного -перехвата Власти.., т.е. суть сих понятий Равнозначна.
А кто из нИх более Злобен..-вопрос Организации.. и требований текущего момента..
Рос.переворот (91-93)годов, по своим последствиям.., куда как более жесток и кровав, а главное Бесполезен -для подавляющего большинства рос.рядового обывателя, чем Рос.революция 17года и гражданская война, т.к. впереди было возможное Светлое завтра..-для себя, детей, внуков..
Язык для европейца или жителей многих стран это прежде всего средство комуникации на работе, в быту. Эта комуникация может быть очень эффективна даже если человек знает речь не очень хорошо или делает грамматические ошибки. У вас часто это о количестве запятых.
Я работал с многими европейцами разных народов и никто из них не владел английким в совершенстве но и вопреки этому мы умели сотрудничать и развивать фирму.
Иметь много грамматически грамотных людей неспособных делать дело - не очень убедительный выигрыш.
Invention, Invencie - в многих языках это синоним творчества.
А быть сожранным акулами - конечно успех ! Они это дело продолжают, платят налоги, дают возможность людям заработать, да и само пожирание для пожираемого очень часто ооочень выгодно.
Какие предметы были лишними в советской школе и каких не доставало для практичности.
Год выпуска 1974, в программе были:
Русский язык и литература,
алгебра, геометрия,
физика, химия, история, география, биология,
английский язык и автодело, со сдачей на права.
Очевидно мой оппонент считает достаточным арифметики немножко родного языка.
Наслушаются всяких недалеких граждан и начинают разносить глупости по миру.
А вот сейчас даже в младших классах дети перегружены,(конкретно 3-ий класс) по 5-6 уроков, толку - чуть.
о чем свидетельствует ЕГЭ, особенно по русскому языку.
В наше время, при "советском образовании" даже перебивающийся с тройки на четверку писал без ошибок, к тому же расставлял знаки препинания, двоеточие и даже точку с запятой.
Мог точно формулировать благодаря сочинениям, которое было обязательным на экзаменах.