]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

«Роскосмос» отправили на переэкзаменовку

15:38 7.05.2016
, Андрей Полунин
Фото с официального сайта Роскосмоса

Чехарда, которая в России шла на протяжении последней четверти века, коснулась и сферы ракетостроения

История с переносом на сутки первого старта с космодрома Восточный получила неожиданное продолжение. Руководителям всех предприятий «Роскосмоса» велено готовиться к переаттестации. Об этом сообщает «Коммерсант».

В четверг, 5 мая, завершила работу комиссия по выяснению причин инцидента. Осмотрев привезенные с Восточного изделия, эксперты пришли к выводу: отмена пуска стала следствием несоответствия разъема одного из кабелей ракеты конструкторской документации.

По информации «Коммерсанта», речь идет о производственной ошибке, допущенной в екатеринбургском НПО автоматики. Объединение занимается разработкой систем управления не только для космических «Союзов», но и для целого ряда военных изделий: в частности, для морских стратегических ракет «Синева» и «Булава», а также для перспективной шахтной межконтинентальной ракеты «Сармат».

«После того как специалисты установили на „Союз-2.1а“ новую бортовую систему „Малахит-7“ вместо „Малахита-3“, была проведена доработка и перепайка всех кабелей, ведущих к ней. Но из-за ошибки один кабель старого образца остался», — пояснил изданию источник в экспертной комиссии.

Злополучный кабель не заметил никто: ни контролеры самого НПОА, ни работавшая там военная приемка (она якобы проверяла установку новых элементов изделий, а не доработанных), ни специалисты самарского ракетно-космического центра «Прогресс» (в него входит НПОА).

В тот же день, 5 мая, гендиректор НПОА Леонид Шалимов, получивший предупреждение о неполном служебном соответствии от президента РФ Владимира Путина, подал в отставку. Предприятие, заметим, он бессменно возглавлял с 1997 года.

Сотрудники НПОА в открытом письме пытались оправдать Шалимова тем, что «разработка новой системы управления, ее отработка и внедрение происходили в сжатые сроки». Но ни в правительстве, ни в «Роскосмосе» письмо во внимание не приняли.

И вот теперь всем руководителям других предприятий отрасли предстоит пройти переаттестацию, обеспечить формирование кадрового резерва, а также ввести на заводах и объединениях должности заместителей руководителей по качеству, которые будут нести персональную ответственность за готовность изделий.

Напомним: пуск «Союза» с тремя космическими аппаратами должен был состояться 27 апреля, но из-за возникшего сбоя старт был отменен за полторы минуты до назначенного времени и перенесен на день.

Хотя спустя сутки ракета благополучно улетела, присутствовавший на космодроме Путин объявил выговор вице-премьеру Дмитрию Рогозину, и строгий выговор — гендиректору «Роскосмоса» Игорю Комарову.

Помогут ли дисциплинарные меры космической отрасли?

— На Восточном не было ни срыва запуска, ни неудачи, ни катастрофы — был рабочий момент, когда автоматика обнаружила проблему, и штатно ее отработала, — отмечает советник президента РКК «Энергия» им. С.П. Королева, академик Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского Александр Железняков. — Автоматика отменила пуск, потому что неисправный кабель дал сигнал о неисправности топливного клапана, который на самом деле был в порядке. На следующий день ракета нормально взлетела в космос.

И дисциплинарные меры были приняты не за один конкретный инцидент. Неслучайно «Известия» со ссылкой на источник в «Роскосмосе» сообщили, что Путин вынес выговоры не только за перенос запуска, но «в целом по совокупности событий на Восточном», в том числе за срыв графика строительства космодрома.

Да, после взысканий президента пошли разговоры, что якобы необходимо всем руководителям предприятий отрасли пройти переаттестацию, и что нужно ввести на заводах и объединениях должности заместителей руководителей по качеству. Но пока все это — только слухи.

Замечу, кстати, что должность заместителя директора по качеству на предприятиях космической отрасли существует с незапамятных времен. Достаточно взглянуть в штатное расписание любого завода или объединения, чтобы в этом убедиться. Теперь что, еще одного заместителя надо вводить?!

Повторюсь, ситуация с кабелем вполне штатная. Даже в советское время, при Сергее Павловиче Королеве случались огрехи сборки ракет, в том числе абсолютно маразматические. Бывало, рабочие и датчики «вверх ногами» ставили, и колодки паяли неправильно. Это человеческий фактор, от подобных ошибок застраховаться невозможно.

— После запуска, по данным «Коммерсанта», присутствовавший на космодроме Владимир Путин устроил «настоящий разнос» Рогозину, Комарову, Шалимову и председателю госкомиссии Александру Иванову. После такой взбучки, не исключено, переаттестацию все же устроят, и еще одного замдиректора по качеству включат в штат. Это пойдет отрасли на пользу?

— Не думаю. Повышение качества — проблема системная. В отрасли, замечу, вопросы повышения качества обсуждают регулярно, в течение пяти последних лет — после каждой нашей космической неудачи.

Началась эта работа в декабре 2010 года, когда мы потеряли сразу три навигационных спутника «Глонасс-М». Ракета «Протон-М», которая должна была вывести спутники на орбиту, взорвалась сразу после старта. Она стала раскачиваться примерно на десятой секунде полета, пока работали двигатели первой ступени, начала падать и взорвалась на территории космодрома Байконур.

Как потом выяснилось, ракета потерпела аварию из-за человеческой ошибки — заправщики перелили топливо. После этого случая на предприятиях «Роскосмоса», дополнительно к должностям замдиректоров по качеству, были созданы рабочие группы контроля за качеством на всех уровнях сборки.

— Что от этого изменилось?

— Что-то изменилось, например, появились новые должности контролеров. Но аварии продолжали происходить. Это значит, что одним увеличением числа людей, отвечающих за качество, проблемы не решить.

Нужно, действительно, что-то менять — и в отрасли, и на предприятиях. Но то, что сейчас предлагается — переаттестация, например, — наверняка выльется в кампанейщину.

— В СССР в ракетно-космической отрасли было меньше сбоев?

— Если сопоставить статистику происшествий в отрасли, сейчас их меньше, чем в советское время. Конечно, сегодня снизился уровень подготовки персонала — и это касается не только ракетно-космической отрасли. По сравнению с советским временем, ниже и уровень образования, и технической подготовки сотрудников.

Но, с другой стороны, и сама отрасль изменилась: сейчас очень много сборочных операций поручено автоматике. Именно это позволяет компенсировать недостаточный профессиональный уровень нынешних рабочих. Кроме того, сейчас самый незначительный сбой в процессе производства становится предметом разбирательства, что позволило свести к минимуму число мелких аварий.

Если сравнивать в цифрах, в 1970—1980-е годы, когда была наибольшая интенсивность пусков советских ракет, надежность пуска составляла примерно 95%. Сегодня этот показатель — 97%. Конечно, разница в 2% - не такая уж большая, но она есть. Поэтому нет оснований считать, что в российской ракетно-космической отрасли дела обстоят из рук вон плохо.

— Наша нынешняя отрасль сильно уступает советской?

— По числу предприятий и персонала ракетно-космическая отрасль значительно сократилась. Но надо понимать: перед советской космонавтикой стояли другие — более масштабные — задачи.

Плюс к тому, большую часть советской космонавтики занимал военный космос, а сейчас превалирует гражданская составляющая. В итоге, сегодня мы имеем ровно такую отрасль, как необходимо — ни больше, ни меньше.

Другое дело, что советская ракетно-космическая отрасль имела еще и очень жесткую систему управления. Сейчас отрасль объединяет предприятия различных форм собственности, разброд добавляют и постоянные реформы на верхних этажах управления.

Кроме того, значение имеют не только формы управления, но и личности. Тот же Сергей Королев был крупной личностью, он умел подчинить и своих сотрудников, и сотрудников других предприятий интересам общего дела. Сейчас такой личности в отрасли, к сожалению, нет…

— При Сергее Королеве была военная приемка, которая строго контролировала весь процесс изготовления и подготовки ракеты к старту, и отвечала за это головой, — напоминает президент Санкт-Петербургской федерации космонавтики Олег Мухин. — Да, на заре космонавтики было много неудач: и ракеты взрывались, и люди гибли. Но тогда это была совершенно новая техника, надежную работу которой никто не мог гарантировать. Можно сказать, аварии были неизбежностью.

Но сейчас речь идет о вполне отработанной технике, которая должна функционировать безотказно. Поэтому, я считаю, нынешние решения о переаттестации руководителей предприятий «Роскосмоса», и об усилении контроля в отрасли, — абсолютно верные.

К сожалению, чехарда, которая в России шла на протяжении последней четверти века, коснулась и сферы ракетостроения. И сейчас в ней нужно наводить порядок: искоренять халатность, активнее решать проблему импортозамещения. Причем, подход должен быть самым серьезным, а меры воздействия — жесткими. Нужно снова приучить людей к тому, что они несут персональную ответственность за сделанные ошибки.

На мой взгляд, даже хорошо, что произошел перенос старта на Восточном. Эта ситуация наглядно показала, как важен контроль при работе с ракетной техникой. Заметьте: через сутки ракета нормально взлетела. Это говорит о том, что неисправность была действительно пустяковой, и ее — это очевидно — можно было выявить и устранить загодя.

Повторюсь, халатности в ракетно-космической отрасли слишком много. Инженеры и служащие предприятий, видимо, привыкли, что ракеты летают много лет, и вроде бы летают нормально… Думаю, нынешняя волна дисциплинарных взысканий пойдет им на пользу.

Темы: Дмитрий Рогозин, Космонавтика в России, Роскосмос, Владимир Путин
Источник: Свободная Пресса
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 13.05.2016, 13:48
    Гость: Остап

    Ну что ты несешь? Как можно предохранитель- "включить" ??? Господи, что с нами?

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 09.05.2016, 12:06
    Гость: Один такой парнишка,

    закончивший МАИ, пошел торговать ОСАГО. Я очень удивился этому - купил бы диплом за деньги или учился бы в МАТИ им. Циолковского - не один хрен...

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 09.05.2016, 12:02
    Гость: ракеты летают много лет

    Отрасль оседлали менагеры - инженеры к такому неквалифицированному руководству не привыкли. То. что у Роскосмоса столько неудачных пусков (и запусков), подтверждает это. Кому надо? За этих олухов горбатиться?

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 09.05.2016, 11:37
    Гость: При таком руководстве

    Екатеринбург еще за Ельцина не отмылся - вот позор так позор!

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 09.05.2016, 11:29
    Гость: в гробу в белых тапках

    Жизнь была несладкая, но интересная. А сейчас у тебя широкий выбор: в охрану! на раздачу рекламы! в автосервис (если есть, кому рекомендовать)! в страховую компанию! А сейчас-то семью кормишь? Спрашиваю чиста из интереса...

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (87)
]]>
]]>
Выбор читателей
80 лет с начала работы Потсдамской конференции: зачем рушат итоги Потсдама?
Фотобанк Росконгресса/Сергей Михайличенко
Захарова: РФ имеет право применять оружие против помогающих Украине стран
Мединский: Путин разбирается в истории лучше многих специалистов
Путин: Россия утратит суверенитет, если будет все покупать за нефть и газ
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
КАДЫШЕВ «Ты у меня одна»
Эпидемия feat. Андрей Князев и Ростислав Колпаков «Наваждение» (интернет-сингл)
«Монгол Шуудан», 5 апреля. «Урбан»
«Громыка», 1 мая, «Мумий Тролль Music Bar»
Monsters of rock USSR-1991. Тушинское побоище под AC/DC
Масштабные хищения с помощью судей и разгром ИТ-холдинга «Эр-Стайл» рейдерами. Заявление Вячеслава Рудникова
Песня из «Кабачка 13 стульев» впервые за 40 лет прозвучала целиком на концерте Оркестра Мазаева
По миру покатилась волна государственных дефолтов
F.P.G, 8 марта, Base
Михаил Бугаев («Гран-КуражЪ»): «Редко кому удается выпустить свой условный «Герой асфальта», когда группе уже больше 15-ти лет»
Uratsakidogi «Семки зла» (интернет-ЕР)
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.