]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Спецпроекты
Главная → Спецпроекты → Без купюр
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
    • Без купюр
    • Совет всея Земли
    • Стратегии развития России
    • Инфовойны
    • Публицистика
    • Великая Победа
    • Дурдом
    • Баба Клава сказала
  • Книги
  • Telegram-канал

«Школьное изучение способно подготовить только «продвинутого потребителя»

03:58 28.07.2017
, Алексей Любжин
Карикатура с сайта nonirowe.edenvale.info

Мы продолжаем экспертные дискуссии о школьном образовании

Для людей, из личного опыта знакомых только с советской школой, ее опыт, предметный набор и жизненный уклад кажется естественным. Между тем это далеко не так. Это не общеобразовательная модель, а специальная, а именно естественнонаучная и математическая школа, с редуцированной гуманитарной частью, с уже осуществленным предметным выбором.

Детям сообщается о началах физики, химии, биологии, но ничего не сообщается о началах логики, лингвистики, психологии; дается как важный общеобразовательный элемент классификация химических элементов и элементарных частиц, но этот ранг не признается за классификацией индоевропейских языков. Оговоримся, что такова была советская модель; сейчас психология встречается в школах достаточно часто. Но как только мы захотим создать действительно общеобразовательную модель с гармоничным развитием всех способностей — наша постройка рухнет под бременем многопредметности. Якобы предупреждая раннюю специализацию, нам ее на самом деле навязывают, причем ничего иного сделать невозможно — это следствие естественных ограничителей.


Но предположим, что какая-то общеобразовательная программа возможна. Она противопоставляется специальному образованию, форсирующему ранний выбор. Что происходит на самом деле? Чем ярче и уже способности человека, чем больше вреда может принести ему ошибка в специализации, тем раньше весь этот комплекс дарований и отвращений становится доступен постороннему наблюдению. Дети, которые «еще не в состоянии сформулировать своего интереса», на самом деле ничем не интересуются в настолько большой степени, чтоб страдать без соответствующего предмета, и ни к чему не испытывают тако-го отвращения, чтоб, напротив, страдать от его наличия.

Как преподаватель латинского языка я сталкивался, разумеется, с не желавшими его учить; то, что многим он неинтересен, — закономерно. Но сопротивление он вызывает потому, что рядом есть места, где учить его не нужно. Химия бывает неинтересна еще чаще; но она привычна, деваться от нее некуда, и факту ее наличия не сопротивляются. 

Дети покорно примут любую программу, если она будет по-человечески преподаваться. Возмущающих факторов много — престиж той или иной профессии, семейные традиции, наличие хорошего учителя по конкретному предмету; но жизненную катастрофу может вызвать только грубое попрание явного интереса; система, отказывающаяся от химеры общего образования, скорее может пойти такому интересу навстречу.

Конечно же, все мы знаем, что остается в памяти ученика от предметов, которые он сам квалифицировал для себя как ненужные. В этом случае возражают известной формулой: образование — это то, что остается, когда забудется все выученное. Формула остроумна, но она на самом деле ставит вопрос, а не отвечает на него: а что же, собственно, остается?

Мне ни разу не приходилось сталкиваться с попытками на него ответить; придется проанализировать свой собственный скромный опыт. Во французской спецшколе я учился с 1974 по 1984 г. Интересовался гуманитарными науками и математикой; не интересовался естественными (кроме — отчасти — биологии). Для не интересующихся советская школа (думаю, как и любая другая) оставляла два пути: мимо и над. Я предпочитал второй, чтобы дурные оценки не тревожили безмятежность отличника; оперативная память позволяла вызубривать определения, а математическая культура — решать задачи (математика в физике и химии отставала от собственно математической программы).

В суть происходящего я не вдумывался, а результаты на поверхности были не хуже чем у прочих — педагогам нужно было еще зафиксировать ситуацию. Я рассказал это Александру Михайловичу Череднику, создателю одной из лучших средних школ России перестроечной и постперестроечной эпохи — Вологодского естественно-математического лицея. Он ответил, что такую проблему бы увидел, хотя от давления на ученика воздержался бы. Не сомневаюсь — но не все же обладают его выдающимися способностями и тактом!

Итак, что же я вынес? Знания, которые можно уместить на нескольких страницах и для восстановления которых мне потребуется от силы час с четвертью; интеллектуальные схемы — та же математика, только попроще. Много ли в этом корысти? Гуманитарными предметами я интересовался. Но метод их преподавания был таков, что интересоваться пришлось независимо от школы. Что же касается информации, то ее было мало даже и для самой примитивной канвы: я либо знаю об эпохе и ее словесности гораздо больше скудной школьной информации, и то, что изучалось в школе, не может послужить даже основой для последующей работы, либо забыл выученное в школе.

Большую пользу (и незаменимую ничем иным) принесли два предмета — иностранный язык и математика. 30—40 % учебного времени. Неплохой коэффициент полезного действия, у многих хуже, но можно было не один язык выучить, а три-четыре, да и кое-какие познания в истории и литературе приобрести (впрочем, тут мешала прежде всего идеология). С точки зрения той школы, где я учился, я был вполне успешным учеником (предвижу возражение о нетипичности моего опыта); думаю, что многие вынесли меньше.

Французскую спецшколу я выбрал в 7 лет, правда, с подачи родителей, в выборе не ошибся — она дала много лишнего (точнее, пыталась дать — не взял, только сделал вид), не дала много необходимого, но все вокруг было еще намного хуже. Боюсь, что школьное изучение в результате способно подготовить только продвинутого потребителя — легкую добычу рекламных кампаний: он будет знать, что витамины полезны, а жирное вредно, ему можно будет продать азотные удобрения без нитратов, и, читая для отдохновения Донцову и смотря футбол, он будет знать, что Пушкин — круче и вообще — «наше все».

Я, кстати, не считаю, что это плохо. В отличие от Белинского, жизнь среднестатистического обывателя для меня не есть средоточие пошлости — прекрасно знаю, сколько в ней может быть поэтической и человеческой красоты. Моя задача в том, чтобы предостеречь от излишней патетики (в связи с одной только литературой ее в сети было — полными ушатами) и помочь — если получится — взглянуть на школьную проблематику более трезво.

Главный довод в пользу концепции общего образования — страх. И мне тоже было бы страшно росчерком пера выбросить то, что я считаю балластом, — а вдруг? Вот и колдуют министерские мудрецы над программами профильной школы. Там якобы углубленно изучаются некоторые предметы. Чтобы расчистить поле, приходится другие изучать — скажем так — «поверхностно». Но если норма — два часа в неделю, что остается при таком подходе? Что дает изучение предмета в течение часа в неделю?

Правильно, и я это знаю, и вы знаете, и в министерстве не глупее нас сидят — тоже знают. Отчего ж не выбрасывают? Боятся — с одной стороны, уже упомянутое «а вдруг?», с другой — найдется достаточно охотников обвинить их в интеллектуальной кастрации молодого поколения — как же, один час физики оставался в юридическом профиле, да и тот ликвидировали! А как мы теперь в космос летать будем!

Кстати, и профильная школа — не выход. Она была испробована в XIX в. под названием бифуркационной и показала весьма жалкие результаты сравнительно с чистыми типами. Почему? Не знаю; может, тогда тоже всего боялись. Но, лепя новую комбинацию, не мешает оглянуться назад и ознакомиться с уже существующим опытом ее работоспособности.

Резюмируя написанное, хотел бы сказать: по моему глубокому убеждению, никакая образовательная система в России сегодня и завтра не будет работоспособна, если у нее не будет нескольких полноценных типов-ядер, разных по уровню сложности и конкретной направленности; и в этом отношении погрузившаяся на дно Империя гораздо перспективнее и интереснее в качестве примера и образца, чем выдыхающийся советский всеобуч.  

Автор статьи: доктор филологических наук, автор четырехтомного исследования «История русской школы»

Темы: Школьное образование в России
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 19.12.2017, 12:28
    Гость: Как четко и зздорово!

    "Чтобы нарушитель знал, что нарушение не останется безнаказанным. А налоги платить надо. И трудовое законодательство соблюдать тоже надо. За этим следят Налоговая инспекция и Трудовая инспекция. И они постепенно наводят порядок" - каждый предприниматель знает сколько, когда и кому занести!
    \
    Вот же фантазер попался!

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 19.12.2017, 12:26
    Гость: Ви таки передергивайт!

    Вот ежели в Швейцарий есть обувной фирма работающий несколько век при один и тот же (семья) хоззяин и развивайт - это есть одно.
    А ежели сегойдня в Россия некто получил на халяву предприятий, ну например нефтегазодобывающего комплекс, и который не вкладывай прибыль, а пускай ее на Куршавель - это как?
    И как договаривайтся работник с главой в Москва, когда в его городке ((поселке) это йединственный работьодатель?
    \
    Можете пусть и нечеканно отвечайт?

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 27.10.2017, 08:23
    Гость: Это вы несуразности нагородили.

    Таких потребителей если по всему земному шарику пошукать может полдюжины и нароете. И то вряд ли. Ибо только "весь комплекс инженерных... наук" настолько в сегодняшний день необъятен, что у любого энциклопедиста будет не дырка на дырке, а сеть с небольшими вкраплениями заполненными знаниями.
    В сельском хозяйстве не меньше.
    А уж психологов например психиатры считают шарлатанами и мошенниками.
    -
    И в понимании всяких "архитекторов перестроек и майданов", "властителей

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 03.08.2017, 10:27
    Гость: Зануда

    А президент США У.Д. Клинтон сказал: у меня с Моникой Левински ничего не было.

    Между тем, Билл Клинтон хотя бы был знаком с Левински. В отличие от Кеннеди, который ни в советской школе, ни в советском ВУЗе не проучился ни одного дня.

    "На слово — верят одни дурачки." В.И. Ленин. Об авантюризме.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 01.08.2017, 10:27
    Гость: Роман

    "Я был в шоке когда пытался одногрупнице объяснить что такое градиент! Уже смешно, да? Так и не поняла!"
    Не смешно.
    Я бы удивился, если бы поняла.
    Объяснить что-такое градиент обычному человеку без перехода на физическую сущность градиента и приведения примера из обыденной жизни - невозможно, поймут несколько человек на тысячу.
    А вот на природе, стоя на пригорке и наблюдая за течением воды, когда моросит дождик - вполне можно объяснить смысл градиента любому....
    Я почему и утверждаю, что математика проста и понятна каждому - потому, что я человек абсолютно нематематического склада ума и в состоянии понять математику только через призму окружающего мира, НО!!! поняв суть математических процессов через окружающий мир человек становиться способен через этот уже понятый процесс совсем по-другому смотреть на окружающий мир - понимая и улавливая то, что ранее было недоступно и непонятно...
    Видимо по-этому математики настолько слепы - им нет необходимости понимать математику через окружающий мир, и соответственно - нет навыка видеть окружающий мир через математику...

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (139)
]]>
]]>
Выбор читателей
Mstyslav Chernov - Own work, CC BY-SA 4.0, Wikimedia"/>
Десять лет назад в Европе начался миграционный кризис. Старый Свет гибнет на глазах
Стоп-кадр из видеотрансляции
Шойгу: РФ готова содействовать талибам в стабилизации обстановки в стране
Во Львове убили экс-спикера Верховной рады Андрея Парубия
Дмитрий Песков © KM.RU, Филипп Киреев
Песков: европейцы мешают усилиям Трампа по украинскому урегулированию
]]>
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
«Действия Турции показывают, что она перестает быть не только партнером, но даже попутчиком России»
«Это, безусловно, геноцид» Планы немцев на Ленинград и ленинградцев во время блокады
У Ливии мог быть свой автопром. Но помешала «арабская весна»
Theodor Bastard, 27 декабря, «16 Тонн»
Цифрократия – не медиакратия
Алиса «Гойда» (2 CD)
Blue Origin решила создать в космосе «бизнес-парк»
Хлебница-помощник по дому, который действительно окупается
«Происходящее в России наталкивает на теорию про народ-раба, генетически предрасположенного к вечному унижению и покорности»
Asenblut «Die wilde Jagd»
Занимайтесь местными разборками у себя на родине, а не в Москве
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.