Опубликована часть расшифровки переговоров пилотов разбившегося Ан-148: «Куда ты вниз? Зачем вниз?!»
Разбившийся самолёт за 9 месяцев до катастрофы. Фото Papas Dos с сайта wikimedia.org
В средствах массовой информации появилась расшифровка переговоров пилотов в кабине Ан-148.
Напомним, Ан-148 авиакомпании «Саратовские авиалинии» потерпел крушение 11 февраля вблизи села Степановское Раменского района Московской области. Катастрофа произошла через пять минут после взлета.
На борту находилось 65 пассажиров и 6 членов экипажа, все они погибли. По предварительным данным, катастрофа произошла из-за обледенения датчиков скорости: пилоты были уверены, что лайнер двигается слишком медленно и, пытались разогнать его, направляя к земле. В итоге Ан-148 свалился в штопор и разбился.
Документ опубликовал питерский телеканал «78». Официально ни в Межгосударственном авиационном комитете, ни в Росавиации не комментируют появления этого документа. Впрочем, источники в этих ведомствах подтверждают: расшифровка подлинная.
КВС (Командир воздушного судна - ред): — Вверх! В-о-от.
ВП (Второй пилот - ред): — Сейчас-сейчас.
КВС: — А ты вни...
ВП: — Вообще фигня какая-то!
КВС: — Не, ну я так понял, ты хотел это... А ты наоборот — вниз.
ВП: — Ладно-ладно, потом разговаривать будешь. Я имею в виду всё остальное. Так, контролируем всё!
КВС: — Всё, всё хорошо.
ВП: — Всё, скорость нормализовалась.
АВТОИНФОРМАТОР: — Скорость сравнить, скорость сравнить.
ВП: — Оп-оп-оп… 390!
(Чтобы набрать скорость, второй пилот направляет самолет вниз — ред.)
КВС: — Куда вниз-то?! Куда ты вниз? Зачем вниз?! Куда?!
АВТОИНФОРМАТОР: — Скорость сравнить, скорость сравнить.
ВП: — Да потому что... что хорош (нецензурно), 200 скорость, (нецензурно)!
КВС: — Высота! Высота! Высота!
АВТОИНФОРМАТОР: — Terrain ahead! Terrain ahead! PULL UP! Terrain ahead! (Земля впереди, срочно набрать высоту! - ред)
КВС: — Вверх!
АВТОИНФОРМАТОР: — Terrain ahead! Terrain ahead! PULL UP! Terrain ahead!
КВС: — Всё, (нецензурно)
Конец записи.
Чтобы проанализировать расшифровку переговоров пилотов, «Комсомолка» обратилась к вице-президенту профсоюза летного состава России Олегу Приходько:
- По предварительным данным, причиной катастрофы стало обледенение датчиков скорости. Расшифровка подтверждает этот вывод?
- Да в этом, собственно, никто не сомневался. Естественно, расшифровка подтверждает то, что указатели скорости не работали. Но главный вопрос в том, почему возникли проблемы. Была ли техническая неполадка, или пилоты не включили обогрев датчиков... Ответа по-прежнему нет.
- А что значат предупреждения автоинформатора «Скорость сравнить»?
- Скорость в полете — это самое главное. И датчиков, ее измеряющих, три — два основных, один резервный. Как только показания расходятся, идет голосовое предупреждение.
- Так почему летчики не прислушались и не сравнили?
- Похоже, не с чем было сравнивать. Все три датчика вели себя как сумасшедшие. Непонятно было, на что ориентироваться.
- Вот второй пилот говорит: «оп-оп-оп... 390». Это много или мало?
- Дело не в этом, в разных ситуациях это может быть и много, и мало. В данном случае эта реплика показывает, что показания приборов скачут, а это самое ужасное. Понять, что происходит с самолетом в облаках без показаний этих приборов очень сложно. Когда они начинают прыгать то в ту, то в другую сторону, этого никому не пожелаешь.
- Какие действия летчиков были бы правильными?
- Прежде всего, нужно было разобраться в причинах происходящего. Если бы удалось понять, что проблема в указателе скорости, то для такой неисправности есть общая рекомендация: держать тангаж горизонтального полета. То есть вести лайнер прямо.
Есть таблицы и графики, которые позволяют это делать, не используя приборы скорости. Даже посадку так можно совершить: таблицы показывают, как при таком-то весе самолета выставить тягу двигателей, закрылки и так далее. Но прежде всего нужно было понять, что проблема в приборах, а не в скорости. Пилоты понять это не успели.
- Неужели нет способа выяснить, что с самолетом все в порядке? С помощью стакана воды на панели приборов или еще как-то...
- Пилотирование таких самолетов по стакану воды — это ерунда, миф. В таком лайнере нет гравитации, ее заменяет центробежная сила. Самолет может идти вверх, а вы будете думать, что падаете. Летчику постоянно приходится решать, что правильно - его ощущения или показания приборов.
- После чтения расшифровки складывается впечатление, что КВС Валерий Губанов не контролировал процесс. Сергей Гамбарян, второй пилот, игнорировал слова командира, отмахивался и делал, как сам считает нужным...
- Во время полета всегда один пилот пилотирующий, другой — контролирующий. О том, кто какую роль будет выполнять, пилоты договариваются перед взлетом. В данном случае, судя по всему, пилотирующим был второй пилот. Исходя из этого, происходящее в кабине нормально.
Автор: Владимир Демченко
Комментарии читателей Оставить комментарий
«экипаж видимо ее нарушил или не выполнил»- Давайте остановимся на данной фразе, отбоосив все следующие за ней домыслы и предположения.
1. Естественно, весьма некорректно делать какие-то выводы по короткому речевому фрагменту в отрыве от параметрических записей и хронометража. А, Вы не допускаете, что экипаж основную часть времени общается по поводу восстановления обогрева ПВД (сейчас ППД)? Довольно спокойно общается, словно речь не о пилотировании. Перед глазами, как минимум два авиагоризонта, которые прекрасно отслеживают эволюции самолета в пространстве. И что мешает командиру взять управление на себя? Нет, похоже, машина переведена на автоматическое управление, а их внимание сосредоточено на тумблере включения обогрева ПВД. Смею утверждать, что перед полетом он был включен. На самом деле это АЗС (автомат защиты сети). Защищает бортовую сеть при возникновении КЗ от пожара. На влете при вибрации могло возникнуть «плавающее» КЗ, от которого «вырубило» АЗС. Чтобы его повторно включить после срабатывания, нужно рычаг перевести вниз, а потом – вверх(см. расшифровку). Пока лед растает на ПВД, пройдет значительное время. Тем временем, датчики и индикаторы, подключенные к системам статики и динамики, врут. К статике подключены высотомер с вариометром… Автоматика тоже в недоумении: каким данным верить? Судя по фрагменту переговоров, так могли развиватьсяь события. Не спешите осуждать. В прошлый раз тоже: не затянутые ШРы, на грудь накатили…
человек, отупев, полностью будет зависеть от техники, он станет персонажем Кин-дза-дза( понятно теперь почему там пустая планета с несколькими жителями, потому что человек разучился изобретать, создавать, строить себе дома и даже говорить и плодиться.
любой психолог именно так и скажет, второй пилот камикадзе, и таких в стране в последние годы появилось очень много. но они имеют отношение не к террористам, а к секте, которая сейчас рулит в Украине, и уже с большим аппетитом жрет российский менталитет. этой секте для сатанинских ритуалов нужны невинные жертвы, которыми всегда можно сделать пассажиров разных транспортных средств, мирных жителей в горячих точках и т.д., что и устраивается с помощью сектантов-камикадзе.
Взлетный режим турбины около 95% от максимальной мощности и лимитирован 5 мин, применяется кратковременно только для разбега и взлета. Более длительная работа не допустима, это приведет к перегреву и разрушению. При нормальном течении полета этот лимит не превышается. После взлета уборки шасси и закрылков двигатели переводится в крейсерский режим около 75% на котором он может работать долговременно весь полет. Максимальный 100% допустим только в течении 1 мин только в экстренных ситуациях, для быстрого подъема во избежание столкновения. А система подогрева ППД должна включатся до взлета обязательно вместе со всеми остальными системами, и ее контроль входит в обязательную предполетную инструкцию. Тупо включаются все тумблеры на панели подряд, чтобы ничего не забыть, так-как их много. А погибший экипаж видимо ее нарушил или не выполнил вообще. А в российских авиакомпаниях после развала союза и дурацких реформ царит бардак во всем, в погоне за прибылью они грубо нарушают все инструкции и требования. А контроля со стороны государственных органов нет. И опять самолет упал в Сирии. На борту был генерал, как и у польского самолета, тоже наверно не усидел укачало и зашел «порулить» и покомандовать. Потому что очень похоже на ошибку экипажа, преждевременный заход на посадку.
КВС: Куда ты вниз? Зачем вниз?!
ВП: Досрочно проголосовать за проводимый курс!