Керосин кончается, а Россия – нет. Побег из талибского плена
Ил-76ТД борт RA-76842 за 4 месяца до захвата
Командиру экипажа Владимиру Шарпатову и второму пилоту Газинуру Хайруллину было присвоено звание «Героев России», а все остальные члены экипажа были награждены орденами Мужества.
3 августа 1995 года самолёт Ил-76ТД борт RA-76842 с 7 членами экипажа на борту, по заказу правительства в Кабуле в рамках межправительственного соглашения с Албанией, совершал коммерческий рейс по маршруту Тирана (Албания) - Кабул (Баграм, Афганистан) с грузом стрелковых боеприпасов.
Фактическим получателем груза был «Северный альянс», авиабаза Баграм контролировалась силами злейшего врага «Талибана» Ахмад Шах Масуда. Сходные рейсы в Баграм, в частности, из Шарджи экипаж выполнял неоднократно, перевозя самые разные грузы.
Рейс из Тираны с боеприпасами был третьим после двух таких же, вполне успешных. Над Афганистаном самолёт был перехвачен истребителем (или двумя) МиГ-21 движения «Талибан» и принужден совершить посадку в районе Кандагара под предлогом досмотра груза.
Экипаж состоял из семи человек под руководством командира воздушного судна Владимира Шарпатова
Среди формально разрешённых к перевозке стрелковых боеприпасов был обнаружен ящик с запрещёнными к перевозке снарядами. Более года (378 дней) члены экипажа самолёта находились в плену в очень тяжёлых условиях, мучаясь от жары, нехватки воды и плохой пищи.
Психологическое состояние экипажа тоже было очень тяжёлым: они всерьёз опасались за свою жизнь, так как были захвачены при перевозке оружия врагам «Талибана».
С другой стороны, они долго не замечали никаких существенных усилий со стороны российских властей по вызволению их из плена. Талибы предлагали им перейти в ислам с обещаниями облегчить участь.
Плененный экипаж. Слева направо: Газинур Хайруллин – второй пилот (в белом), Асхат Аббязов – бортинженер (за ним), Юрий Вшивцев – бортрадист, Сергей Бутузов – инженер, Виктор Рязанов – инженер (в синем), Владимир Шарпатов. На снимке нет Александра Здора, штурмана, он фотографировал
Дневник Владимира Шарпатова
Связь с Россией удавалось поддерживать, в частности, через Тимура Акулова, представителя Президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Попытка Акулова обменять пленников на запчасти к вертолётам не удалась.
С другой стороны, удалось добиться права на редкие личные встречи, в том числе с другими представителями российских властей в Афганистане и Пакистане, и передачу почты, что позволило обговорить детали возможного побега.
Экипаж смог убедить талибов в том, что весьма ценный самолёт требует периодического технического обслуживания.
План побега
За отсутствием собственных специалистов, экипажу было позволено, время от времени, под вооружённым конвоем, поддерживать самолёт в работоспособном состоянии.
16 августа 1996 года экипаж самолёта смог совершить побег на своём же самолёте - через Иран в Объединённые Арабские Эмираты.
При очередном техобслуживании (в частности, поводом к нему послужило повреждённое колесо шасси) экипаж запустил двигатели и взлетел, воспользовавшись ослаблением бдительности на аэродроме из-за пятницы и времени молитв. Аэродромные службы пытались воспрепятствовать взлёту, но безуспешно.
Самолёт-истребитель поднят в воздух не был. Конвоиров, которых было меньше, чем обычно, удалось обезоружить и связать. Топлива на полёт хватило, так как самолёт перед рейсом в Кабул был заправлен с расчётом на обратный рейс и топливо не было слито. Для большей скрытности самолёт уходил из Афганистана на запад, в Иран (а не на север, в Россию через Среднюю Азию), причём на предельно малых высотах.
Авиадиспетчеры Ирана, как это было оговорено заранее, пропустили самолёт в своё воздушное пространство, в дальнейшем самолёт беспрепятственно прилетел в Шарджу (ОАЭ).
В ночь с 18 на 19 августа российские лётчики вернулись в Казань.
22 августа 1996 года был подписан указ о награждении экипажа борта RA-76842. Командиру экипажа Владимиру Шарпатову и второму пилоту Газинуру Хайруллину было присвоено звание «Героев России», а все остальные члены экипажа были награждены орденами Мужества.
Воссоединение с семьей
Использованы фотографии из открытых источников и личного архива Владимира Шарпатова.
Комментарии читателей Оставить комментарий
тебя значит есть что. Поэтому ты и торгуешь Родиной.
Заплатили выкуп, и талибы позволили лететь. Но ельцинскому времени нужны были герои, хоть и такие.
Такой коммент может оставить либо малолетка либо недоумок.
Ты есть продукт либеральной системы, за бабло на все готов.
Воинам афганцам такое не ляпни.Такой тебе совет от старших товарищей
Ну флаг в руки, к мулле и в Афган. Будешь пасти коз .
Нужно было бежать в коммунистический Китай или социалистическую Белоруссию, но никак не в оккупированную троцкистами Эрефию. Теперь они сами троцкисты.