]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Керосин кончается, а Россия – нет. Побег из талибского плена

12:46 16.08.2018

Ровно 22 года назад российский экипаж грузового самолета Ил-76 совершил почти невероятное


Ил-76ТД борт RA-76842 за 4 месяца до захвата

 

Командиру экипажа Владимиру Шарпатову и второму пилоту Газинуру Хайруллину было присвоено звание «Героев России», а все остальные члены экипажа были награждены орденами Мужества.

3 августа 1995 года самолёт Ил-76ТД борт RA-76842 с 7 членами экипажа на борту, по заказу правительства в Кабуле в рамках межправительственного соглашения с Албанией, совершал коммерческий рейс по маршруту Тирана (Албания) - Кабул (Баграм, Афганистан) с грузом стрелковых боеприпасов.

Фактическим получателем груза был «Северный альянс», авиабаза Баграм контролировалась силами злейшего врага «Талибана» Ахмад Шах Масуда. Сходные рейсы в Баграм, в частности, из Шарджи экипаж выполнял неоднократно, перевозя самые разные грузы.

Рейс из Тираны с боеприпасами был третьим после двух таких же, вполне успешных. Над Афганистаном самолёт был перехвачен истребителем (или двумя) МиГ-21 движения «Талибан» и принужден совершить посадку в районе Кандагара под предлогом досмотра груза.


Экипаж состоял из семи человек под руководством командира воздушного судна Владимира Шарпатова

Среди формально разрешённых к перевозке стрелковых боеприпасов был обнаружен ящик с запрещёнными к перевозке снарядами. Более года (378 дней) члены экипажа самолёта находились в плену в очень тяжёлых условиях, мучаясь от жары, нехватки воды и плохой пищи.

Психологическое состояние экипажа тоже было очень тяжёлым: они всерьёз опасались за свою жизнь, так как были захвачены при перевозке оружия врагам «Талибана».

С другой стороны, они долго не замечали никаких существенных усилий со стороны российских властей по вызволению их из плена. Талибы предлагали им перейти в ислам с обещаниями облегчить участь.


Плененный экипаж. Слева направо: Газинур Хайруллин – второй пилот (в белом), Асхат Аббязов – бортинженер (за ним), Юрий Вшивцев – бортрадист, Сергей Бутузов – инженер, Виктор Рязанов – инженер (в синем), Владимир Шарпатов. На снимке нет Александра Здора, штурмана, он фотографировал


Дневник Владимира Шарпатова

Связь с Россией удавалось поддерживать, в частности, через Тимура Акулова, представителя Президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Попытка Акулова обменять пленников на запчасти к вертолётам не удалась.

С другой стороны, удалось добиться права на редкие личные встречи, в том числе с другими представителями российских властей в Афганистане и Пакистане, и передачу почты, что позволило обговорить детали возможного побега.

Экипаж смог убедить талибов в том, что весьма ценный самолёт требует периодического технического обслуживания.


План побега

За отсутствием собственных специалистов, экипажу было позволено, время от времени, под вооружённым конвоем, поддерживать самолёт в работоспособном состоянии.

16 августа 1996 года экипаж самолёта смог совершить побег на своём же самолёте - через Иран в Объединённые Арабские Эмираты.

При очередном техобслуживании (в частности, поводом к нему послужило повреждённое колесо шасси) экипаж запустил двигатели и взлетел, воспользовавшись ослаблением бдительности на аэродроме из-за пятницы и времени молитв. Аэродромные службы пытались воспрепятствовать взлёту, но безуспешно.

Самолёт-истребитель поднят в воздух не был. Конвоиров, которых было меньше, чем обычно, удалось обезоружить и связать. Топлива на полёт хватило, так как самолёт перед рейсом в Кабул был заправлен с расчётом на обратный рейс и топливо не было слито. Для большей скрытности самолёт уходил из Афганистана на запад, в Иран (а не на север, в Россию через Среднюю Азию), причём на предельно малых высотах.

Авиадиспетчеры Ирана, как это было оговорено заранее, пропустили самолёт в своё воздушное пространство, в дальнейшем самолёт беспрепятственно прилетел в Шарджу (ОАЭ).

В ночь с 18 на 19 августа российские лётчики вернулись в Казань.

22 августа 1996 года был подписан указ о награждении экипажа борта RA-76842. Командиру экипажа Владимиру Шарпатову и второму пилоту Газинуру Хайруллину было присвоено звание «Героев России», а все остальные члены экипажа были награждены орденами Мужества.


Воссоединение с семьей

Использованы фотографии из открытых источников и личного архива Владимира Шарпатова.

Темы: Праздничные дни и памятные даты в России
Источник: «Потерянная Эпоха»
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 17.08.2018, 14:04
    Гость: У

    тебя значит есть что. Поэтому ты и торгуешь Родиной.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 16.08.2018, 21:52
    Гость: Брехня это всё.

    Заплатили выкуп, и талибы позволили лететь. Но ельцинскому времени нужны были герои, хоть и такие.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 16.08.2018, 20:59
    Гость: Ты когда паспорт получишь?

    Такой коммент может оставить либо малолетка либо недоумок.
    Ты есть продукт либеральной системы, за бабло на все готов.
    Воинам афганцам такое не ляпни.Такой тебе совет от старших товарищей

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 16.08.2018, 19:59
    Гость: B-)

    Ну флаг в руки, к мулле и в Афган. Будешь пасти коз .

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 16.08.2018, 19:40
    Гость: член КПСС

    Нужно было бежать в коммунистический Китай или социалистическую Белоруссию, но никак не в оккупированную троцкистами Эрефию. Теперь они сами троцкисты.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (16)
]]>
]]>
Выбор читателей
Мятеж Пригожина или «Марш справедливости»?
Путин подписал закон о защите русского языка
Война на Ближнем Востоке сменилась то ли миром, то ли паузой
Дмитрий Песков © KM.RU, Алексей Белкин
Песков: украинский и ирано-израильский конфликты несопоставимы
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
Могла ли Россия пойти по китайскому пути? И спасло бы ее это?
Признание ДНР и ЛНР: быть или не быть?
Армейская школа воспитывает мужчину
Хуго-Уго «Мне так страшно»
Дельфин «ПРОЩАЙ ОРУЖИЕ» (CD + компакт-кассета)
«Зенит» провел свой лучший матч в Лиге чемпионов, считает Василий Уткин
Кризалис «Колодцы» (интернет-релиз)
Шубарев Максим Валерьевич: вклад в развитие Санкт-Петербурга
КузмиЧ «Веселое лето» (интернет-сингл)
Джанни Родари «Game Over»
«Мельница». Рождество, 25 января, 1930 Moscow
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.