Поколение мемасиков и глобальное расслоение
Мировое неравенство стремительно растет. Последние исследования международной организации Oxfam показали, что в 2017 году всего 1% населения земли получил 82% мировых доходов. Еще совсем недавно, в 2014-ом, расслоение было значительно скромнее. Пресловутый 1% снимал тогда 48% «сливок».
Беднейшая половина населения планеты – 3,7 млрд человек – в 2017-ом свое благосостояние никоим образом не улучшила.
© KM.RU
Почему так происходит?
Не хочется претендовать на истину в последней инстанции, но данный процесс удивительным образом коррелируется с глобальной сегрегацией в образовании и нежеланием «народных масс» изучать классические гуманитарные науки. Речь – не о набившем всем оскомину менеджменте. А об истории, филологии и других науках, предполагающих чтение «толстых» книг. В итоге люди становятся значительно более восприимчивы к простейшим манипуляциям.
Авторы крупного международного исследования, результаты которого обнародовала «Гардиан», недавно доказали в ходе опросов, проведенных в 31 стране мира, что интеллектуальное развитие человека напрямую зависит от условного количества книг в семье, в которой он взрослел. Согласно подсчетам ученых, бросивший школу старшеклассник из читающей семьи в среднем способнее выпускника университета, который рос в доме, где книги были не в почете.
На интернет-ресурсе «Люди роста» появилась недавно публикация профессора и заведующего кафедрой связей с общественностью МГИМО Валерия Соловья, в которой ученый констатировал существенное снижение уровня историко-культурной эрудиции молодых людей. Прогрессирующее невежество, по его мнению, связано в первую очередь с «закатом гуттенберговской эпохи» - исчезновением у новых поколений вкуса и привычки к чтению.
Причем тенденция – далеко не всеобъемлющая. «Большой нарратив не исчезает как вид, но превращается в удел избранных. Для подавляющего большинства молодежи характерно преимущественное (или почти исключительное) потребление информации из Интернета и социальных сетей и через мобильные гаджеты, что кардинально ограничивает возможности чтения» - утверждает Валерий Соловей.
Даже чтение электронных книг, по мнению профессора, «неспособно заменить чтение бумажных» - нейронные связи, выстраивающиеся при чтении с различных носителей, отличаются друг от друга.
В свое время к похожим выводам пришел и профессор Лейденского университета, специалист по изучения текста и цифровых медиа Адриаан ван дер Веел. Он утверждал, что прикосновение к книге (каждая из которых - индивидуальна) посылает определенные сигналы в мозг. Согласно его наблюдениям, студенты воспринимают информацию, полученную на бумаге, серьезнее, чем ту, которую «считывают» с экранов компьютеров.
Валерий Соловей прогнозирует радикальную сегрегацию высшего образования. По его мнению, в университетах выделится элитарное и массовое высшее образование. Если раньше ВУЗы боролись с общественным расслоением, то вскоре, по мнению профессора, все будет наоборот.
Возможно, ученый решил не сгущать краски и не пугать свою аудиторию. Но то, что он назвал «сегрегацией», уже не первый год видно невооруженным глазом. Не будем, как говорится, тыкать пальцами, но в любом крупном городе вам на улице легко расскажут, какие учебные заведения (причем, не только высшие, но и средние) считаются «элитными», а в каких аттестат или диплом можно просто «выходить».
Родители, которые не хотят «заморачиваться», правда, зачастую фыркают: «В гимназиях – одни понты». Но даже такой достаточно примитивный критерий среза знаний, как ЕГЭ, убедительно демонстрирует, что уже на этапе среднего образования уровень подготовки выпускников престижных гимназий и лицеев, как правило, значительно выше, чем в обычных «районных» общеобразовательных школах.
И, не желая никого обидеть, смею предположить, что если бы выпускной экзамен учитывал творческие и аналитические способности ребят, пропасть была бы еще больше.
Причем не стоит винить во всем только российские реалии. Такие обвинения будут совершенно несправедливыми. Известный социолог и теоретик науки Сергей Кара-Мурза в своей замечательной книге «Манипуляция сознанием» писал о «двухкоридорности» как об одной из основных характеристик как раз западного «капиталистического» образования.
После школы пропасть стремительно углубляется. Ребята из «простых» школ со сравнительно невысокими результатами ЕГЭ идут в ВУЗы попроще, а среди выпускников гимназий проходит конкурс за места в самых элитных университетах и академиях страны.
Понятно, что в этой системе есть исключения – самородки из провинциальных общеобразовательных школ, подобно Ломоносову, демонстрируют зашкаливающий уровень подготовки и прорываются порою в топовые ВУЗы, а «золотые дети», надрессированные на выпускные тесты, потом могут продемонстрировать в университете весьма посредственные способности. Однако в целом исключения все же только подтверждают правила.
Повторюсь, не стоит кидаться только на Россию. В тех же Штатах ситуация не лучше. Уровень школы напрямую зависит от местных налогов, в том числе – от налогов на недвижимость. Поэтому качество образования в дорогих кварталах и бедных районах отличается просто фантастически.
Гипотетически девочка из условного «гетто», как показывают в кино, может, работая официанткой и готовясь к экзаменам по ночам, прорваться в одно из заведений «Лиги плюща». Но, думаю, шансы у российского ребенка из отдаленного лесного района попасть в МГИМО – все-таки выше.
Происходящее – это всеобщая примета времени и капиталистических отношений. И это открывает широчайшие возможности для общественных манипуляций. Что бы не ходить далеко за примерами, достаточно упомянуть пресловутый Евромайдан на Украине.
На днях автору этих строк на глаза попалось видео интервью с одним из наиболее влиятельных украинских ученых-гуманитариев - доктором наук, профессором и почетным директором института археологии национальной академии наук Украины Петром Толочко. Как исследователь славянского средневековья Толочко известен и уважаем в академических кругах по всему миру.
В популярном интервью он не уходил в научные дебри и озвучил всего несколько банальных фактов. В частности, он подчеркнул то, что во времена Древнерусского государства никаких украинцев, русских и белорусов по отдельности не существовало, была единая народность. Заодно он отметил, что трипольцы никак не могли быть «украинцами».
Что тут началось в комментариях...
«Имперский холуй»... «Москальский прихвостень»... «Комуно-академик»... «Маразм»... «Сказочник»... «Агентура КГБ»...
Любой человек, имеющий хоть какую-то гуманитарную подготовку, прекрасно понимает, что Толочко – однозначно прав. И его правота подтверждена тысячами археологических, лингвистических, историографических и других научных источников.
Но невеждам этого объяснить невозможно! Невежды сначала получают «клипово-лозунговое» образование в украинских школах, направленное на оболванивание населения, а потом «совершенствуются» посредством мемасиков в соцсетях и увлекательных видео на Ютюбе. Которые выглядят очень ярко, привлекательно и убедительно... если ты, конечно, не читал «толстых книг» и не имеешь системного образования.
Уверен, что Петр Порошенко, Юлия Тимошенко, Арсений Яценюк и даже Олег Тягнибок прекрасно понимают, что они несут в массы полный бред. Но данный бред позволяет им этими массами управлять, и они будут нести его дальше. А массы, слушающие сказки об «украинском Триполье» и «украинском князе Владимире» превращаются в прекрасно управляемое стадо.
Нечто похожее, к сожалению, происходит и в планетарных масштабах. Пресловутому 1% очень выгодно, чтобы большая часть населения не развивала своей мозг, не читала «толстых книг», не держала дома собраний сочинений классиков.
Не хочется «параноить», но не для того ли популярные интернет-форумы забиты едкими шутками о «гуманитариях, которым светит максимум касса в Макдональдсе», чтобы направлять обычных детей получать сугубо утилитарное образование? Авторы саркастичных мемасиков, утверждая превосходство условных технарей, сравнивают решение задач по высшей математике с примитивными гуманитарными заданиями из средней школы.
Но, ребята, давайте сравнивать равное с равным.
Многие ли специалисты по авиастроению смогут «с листа» прочитать и перевести текст на санскрите? Или, взглянув в яму, определить, в каком именно веке на данном месте существовало древнее поселение? Как говорится – все профессии нужны, все профессии важны... Причем с учетом того, что авиаинженер как гражданин должен ходить на избирательные участки и делать там сугубо «гуманитарный выбор», ему минимальный набор качественных знаний в истории и политологии нужнее, чем специалисту в области литературоведения – специальная техническая информация.
Самая большая беда заключается в том, что невежество является замкнутым кругом. Не обладающие историко-культурной эрудицией и хотя бы основами логики люди, как правило, не способны понять, зачем им нужны эти знания и умения. Таким кажется, что им и без этого багажа проживется неплохо. Действительно, ну как может пригодиться в реальной жизни «Преступление и наказание»? Вопрос – сам по себе смешон.
Но те, кто являются объектами глобальных манипуляций и поэтому с радостью делятся своими «кровными» с 1% глобальной мировой элиты, контролирующей уже 82% доходов на планете, задают его совершенно серьезно...
Комментарии читателей Оставить комментарий
от прицепились с Войновичем,"нашим",едва его знаю,почти не читал,но пральна он сказал-Я уголь не ем,и нефть не пью,
.про газ вот промолчал
Во-во, сперва "Баня"(с), потом босым за плуг!
Я про Фигнер спросил, понять какой Войнович.
-
Едут студенты в лес (пикник...). Девченки взяли подружку - Вика какая-то.
С собой - коптилка. По пути остановились на лесопилке набрать щепы. Но надо выбирать, она лиственная и хвойная вперемешку, горками.
Вика сидела на корточках, устала - "А зачем мы эту щепу собираем?" - Ну, как, коптить, для еды.
Помолчала и говорит: "Не буду я эту щепу есть, собирайте сами!"
-
Так и Войнович ваш.
Опальный режиссер Параджанов--после просмотра "Прест.и наказ"-
Послал автору телеграму-"смотрел твое преступление,как наказание".
Действительно, ну как может пригодиться в реальной жизни «Преступление и наказание»?
Преступления на каждом шагу, а наказания ворогам нет - где справедливость?