]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Поколение мемасиков и глобальное расслоение

16:26 12.12.2018
, Святослав Князев

Гуманитарное невежество и сегрегация в образовании –   это путь во всеобщий концлагерь?

Мировое неравенство стремительно растет. Последние исследования международной организации Oxfam показали, что в 2017 году всего 1% населения земли получил 82% мировых доходов. Еще совсем недавно, в 2014-ом, расслоение было значительно скромнее. Пресловутый 1% снимал тогда 48% «сливок».

Беднейшая половина населения планеты – 3,7 млрд человек – в 2017-ом свое благосостояние никоим образом не улучшила.

© KM.RU

Почему так происходит?

Не хочется претендовать на истину в последней инстанции, но данный процесс удивительным образом коррелируется с глобальной сегрегацией в образовании и нежеланием «народных масс» изучать классические гуманитарные науки. Речь – не о набившем всем оскомину менеджменте. А об истории, филологии и других науках, предполагающих чтение «толстых» книг. В итоге люди становятся значительно более восприимчивы к простейшим манипуляциям.

Авторы крупного международного исследования, результаты которого обнародовала «Гардиан», недавно доказали в ходе опросов, проведенных в 31 стране мира, что интеллектуальное развитие человека напрямую зависит от условного количества книг в семье, в которой он взрослел. Согласно подсчетам ученых, бросивший школу старшеклассник из читающей семьи в среднем способнее выпускника университета, который рос в доме, где книги были не в почете.

На интернет-ресурсе «Люди роста» появилась недавно публикация профессора и заведующего кафедрой связей с общественностью МГИМО Валерия Соловья, в которой ученый констатировал существенное снижение уровня историко-культурной эрудиции молодых людей. Прогрессирующее невежество, по его мнению, связано в первую очередь с «закатом гуттенберговской эпохи» - исчезновением у новых поколений вкуса и привычки к чтению.

Причем тенденция – далеко не всеобъемлющая. «Большой нарратив не исчезает как вид, но превращается в удел избранных. Для подавляющего большинства молодежи характерно преимущественное (или почти исключительное) потребление информации из Интернета и социальных сетей и через мобильные гаджеты, что кардинально ограничивает возможности чтения» - утверждает Валерий Соловей.

Даже чтение электронных книг, по мнению профессора, «неспособно заменить чтение бумажных» - нейронные связи, выстраивающиеся при чтении с различных носителей, отличаются друг от друга.

В свое время к похожим выводам пришел и профессор Лейденского университета, специалист по изучения текста и цифровых медиа Адриаан ван дер Веел. Он утверждал, что прикосновение к книге (каждая из которых - индивидуальна) посылает определенные сигналы в мозг. Согласно его наблюдениям, студенты воспринимают информацию, полученную на бумаге, серьезнее, чем ту, которую «считывают» с экранов компьютеров.

Валерий Соловей прогнозирует радикальную сегрегацию высшего образования. По его мнению, в университетах выделится элитарное и массовое высшее образование. Если раньше ВУЗы боролись с общественным расслоением, то вскоре, по мнению профессора, все будет наоборот.

Возможно, ученый решил не сгущать краски и не пугать свою аудиторию. Но то, что он назвал «сегрегацией», уже не первый год видно невооруженным глазом. Не будем, как говорится, тыкать пальцами, но в любом крупном городе вам на улице легко расскажут, какие учебные заведения (причем, не только высшие, но и средние) считаются «элитными», а в каких аттестат или диплом можно просто «выходить».

Родители, которые не хотят «заморачиваться», правда, зачастую фыркают: «В гимназиях – одни понты». Но даже такой достаточно примитивный критерий среза знаний, как ЕГЭ, убедительно демонстрирует, что уже на этапе среднего образования уровень подготовки выпускников престижных гимназий и лицеев, как правило, значительно выше, чем в обычных «районных» общеобразовательных школах.

И, не желая никого обидеть, смею предположить, что если бы выпускной экзамен учитывал творческие и аналитические способности ребят, пропасть была бы еще больше.

Причем не стоит винить во всем только российские реалии. Такие обвинения будут совершенно несправедливыми. Известный социолог и теоретик науки Сергей Кара-Мурза в своей замечательной книге «Манипуляция сознанием» писал о «двухкоридорности» как об одной из основных характеристик как раз западного «капиталистического» образования.

После школы пропасть стремительно углубляется. Ребята из «простых» школ со сравнительно невысокими результатами ЕГЭ идут в ВУЗы попроще, а среди выпускников гимназий проходит конкурс за места в самых элитных университетах и академиях страны.

Понятно, что в этой системе есть исключения – самородки из провинциальных общеобразовательных школ, подобно Ломоносову, демонстрируют зашкаливающий уровень подготовки и прорываются порою в топовые ВУЗы, а «золотые дети», надрессированные на выпускные тесты, потом могут продемонстрировать в университете весьма посредственные способности. Однако в целом исключения все же только подтверждают правила.

Повторюсь, не стоит кидаться только на Россию. В тех же Штатах ситуация не лучше. Уровень школы напрямую зависит от местных налогов, в том числе – от налогов на недвижимость. Поэтому качество образования в дорогих кварталах и бедных районах отличается просто фантастически.

Гипотетически девочка из условного «гетто», как показывают в кино, может, работая официанткой и готовясь к экзаменам по ночам, прорваться в одно из заведений «Лиги плюща». Но, думаю, шансы у российского ребенка из отдаленного лесного района попасть в МГИМО – все-таки выше.

Происходящее – это всеобщая примета времени и капиталистических отношений. И это открывает широчайшие возможности для общественных манипуляций. Что бы не ходить далеко за примерами, достаточно упомянуть пресловутый Евромайдан на Украине.

На днях автору этих строк на глаза попалось видео интервью с одним из наиболее влиятельных украинских ученых-гуманитариев - доктором наук, профессором и почетным директором института археологии национальной академии наук Украины Петром Толочко. Как исследователь славянского средневековья Толочко известен и уважаем в академических кругах по всему миру.

В популярном интервью он не уходил в научные дебри и озвучил всего несколько банальных фактов. В частности, он подчеркнул то, что во времена Древнерусского государства никаких украинцев, русских и белорусов по отдельности не существовало, была единая народность. Заодно он отметил, что трипольцы никак не могли быть «украинцами».

Что тут началось в комментариях...

«Имперский холуй»... «Москальский прихвостень»... «Комуно-академик»... «Маразм»... «Сказочник»... «Агентура КГБ»...

Любой человек, имеющий хоть какую-то гуманитарную подготовку, прекрасно понимает, что Толочко – однозначно прав. И его правота подтверждена тысячами археологических, лингвистических, историографических и других научных источников.

Но невеждам этого объяснить невозможно! Невежды сначала получают «клипово-лозунговое» образование в украинских школах, направленное на оболванивание населения, а потом «совершенствуются» посредством мемасиков в соцсетях и увлекательных видео на Ютюбе. Которые выглядят очень ярко, привлекательно и убедительно... если ты, конечно, не читал «толстых книг» и не имеешь системного образования.

Уверен, что Петр Порошенко, Юлия Тимошенко, Арсений Яценюк и даже Олег Тягнибок прекрасно понимают, что они несут в массы полный бред. Но данный бред позволяет им этими массами управлять, и они будут нести его дальше. А массы, слушающие сказки об «украинском Триполье» и «украинском князе Владимире» превращаются в прекрасно управляемое стадо.

Нечто похожее, к сожалению, происходит и в планетарных масштабах. Пресловутому 1% очень выгодно, чтобы большая часть населения не развивала своей мозг, не читала «толстых книг», не держала дома собраний сочинений классиков.

Не хочется «параноить», но не для того ли популярные интернет-форумы забиты едкими шутками о «гуманитариях, которым светит максимум касса в Макдональдсе», чтобы направлять обычных детей получать сугубо утилитарное образование? Авторы саркастичных мемасиков, утверждая превосходство условных технарей, сравнивают решение задач по высшей математике с примитивными гуманитарными заданиями из средней школы.

Но, ребята, давайте сравнивать равное с равным.

Многие ли специалисты по авиастроению смогут «с листа» прочитать и перевести текст на санскрите? Или, взглянув  в яму, определить, в каком именно веке на данном месте существовало древнее поселение? Как говорится – все профессии нужны, все профессии важны... Причем с учетом того, что авиаинженер как гражданин должен ходить на избирательные участки и делать там сугубо «гуманитарный выбор», ему минимальный набор качественных знаний в истории и политологии нужнее, чем специалисту в области литературоведения – специальная техническая информация.

Самая большая беда заключается в том, что невежество является замкнутым кругом. Не обладающие историко-культурной эрудицией и хотя бы основами логики люди, как правило, не способны понять, зачем им нужны эти знания и умения. Таким кажется, что им и без этого багажа проживется неплохо. Действительно, ну как может пригодиться в реальной жизни «Преступление и наказание»? Вопрос – сам по себе смешон.

Но те, кто являются объектами глобальных манипуляций и поэтому с радостью делятся своими «кровными» с 1% глобальной мировой элиты, контролирующей уже 82% доходов на планете, задают его совершенно серьезно...
 

Темы: Книги, Литература в России, Образование в России
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 18.12.2018, 05:47
    Гость: "One of each"--Уайнович.

    от прицепились с Войновичем,"нашим",едва его знаю,почти не читал,но пральна он сказал-Я уголь не ем,и нефть не пью,
    .про газ вот промолчал

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 17.12.2018, 15:44
    Гость: *

    Во-во, сперва "Баня"(с), потом босым за плуг!

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 17.12.2018, 10:55
    Гость: Не Америку - каким выражением?

    Я про Фигнер спросил, понять какой Войнович.
    -
    Едут студенты в лес (пикник...). Девченки взяли подружку - Вика какая-то.
    С собой - коптилка. По пути остановились на лесопилке набрать щепы. Но надо выбирать, она лиственная и хвойная вперемешку, горками.
    Вика сидела на корточках, устала - "А зачем мы эту щепу собираем?" - Ну, как, коптить, для еды.
    Помолчала и говорит: "Не буду я эту щепу есть, собирайте сами!"
    -
    Так и Войнович ваш.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 17.12.2018, 05:03
    Гость: Ияговорю.-именно!

    Опальный режиссер Параджанов--после просмотра "Прест.и наказ"-
    Послал автору телеграму-"смотрел твое преступление,как наказание".

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 16.12.2018, 12:25
    Гость: вот именно

    Действительно, ну как может пригодиться в реальной жизни «Преступление и наказание»?
    Преступления на каждом шагу, а наказания ворогам нет - где справедливость?

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (142)
]]>
]]>
Выбор читателей
Штрафы за VPN и поиск экстремистских материалов: разбор закона и мнения экспертов
80 лет с начала работы Потсдамской конференции: зачем рушат итоги Потсдама?
Мединский: Путин разбирается в истории лучше многих специалистов
© МЧС Республики Казахстан
Азербайджан подаст в суд на Россию из-за крушения самолета AZAL
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
Иван Грозный. Краткая биография. Важные вехи жизни
Итоги II Международной премии «Чистый звук», 3 сентября, «Школа современной пьесы»
«Поход Запада на Москву вызван намерением за счёт трофеев от победы над Россией решить свою ресурсную проблему»
«Били и девочек, и даже малышей»: как реабилитируют детей в приюте «Радуга»
Аборт мозга «Live in Тверь 27.03.2009» (компакт-кассета)
Nightmare «Aeternam»
Король и Шут «Официальный саундрек. Часть 1» (интернет-релиз)
«АукцЫон», 9 декабря, «ГлавКлуб»
ДМЦ «Придумай» (ЕР)
Андрей Кудин «Ты больше не придешь»
«Сила взаимной ненависти такова, что Нагорный Карабах может быть либо армянским, либо азербайджанским, но абсолютно точно он не будет общим домом для обоих народов»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.