]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Россия, несмотря ни на что, остаётся страной светской

10:53 23.05.2019
, Игорь Бойков

Сила и крепость веры подтверждаются совершенно иными поступками. Гораздо чаще – просто устройством собственной жизни согласно предписаниям религиозных канонов 

Российская общественность, втянутая в эмоциональное обсуждение произошедших в Екатеринбурге событий, как мне кажется, не совсем на том фокусирует внимание. Волнения в Екатеринбурге ещё раз подтвердили, что клерикализация России насаждается искусственно и «сверху».

Градостроительный план застройки сквера. Фото: Фонд Святой Екатерины

Увлёкшись полемикой вокруг того, следует ли считать екатеринбургское выступление местным “майданом” (или, как вариант, следует ли восстанавливать все разрушенные при советской власти храмы), многие комментаторы и эксперты поневоле стали уводить внимание людей в сторону от гораздо более важного и социально значимого факта.

Выступления в Екатеринбурге дали очередное и зримое подтверждение тезису, давно, кстати говоря, сформулированному теми, кто изучал вопрос: клерикализация и “воцерковлённость” насаждаются в России искусственно, усилиями, прежде всего, определённых властных групп.

Нет серьёзных оснований рассматривать их в качестве некой естественной реакции власти на сформулированный обществом социальный запрос. Запрос этот, если он и впрямь возникал на закате перестройки, давно уже сошёл на нет, однако политика клерикализации, особенно в последние годы, продолжает проводиться настырно, но крайне топорными методами – и, как следует из данных разнообразных социологических исследований, малоэффективно.

Численность реально воцерковлённых людей среди “этнических православных” в России стабильно низка и, опять-таки согласно данным исследований, не превышает реально 3,5 - 4%. Религиозный и церковный факторы не оказывают практически никакого влияния на жизни подавляющего большинства населения страны. Оно просто вне их.

Так, к примеру, произошедший осенью прошлого года церковный разрыв с Константинополем, являющийся вообще-то для верующего человека событием колоссальным по степени драматизма, прошел для общества практически безболезненно. Он был им просто не замечен. Подавляющая часть людей в России, в сущности, даже толком не поняла, что же именно произошло. Страсти бурлили лишь на политических ток-шоу (и то по причинам сугубо политического характера), но никак не в офисах, студенческих аудиториях или семьях.

Складывается устойчивое впечатление, что русское общество в основе своей является сегодня даже более светским, нежели в конце перестройки и в 90-е годы, когда интерес к религии пробудился во многих людях стихийно, как реакция на коллапс прежней идеологии и картины мира.

Показательно, что даже в самые крупные христианские праздники наподобие Пасхи и Рождества, подавляющее большинство церквей остаются полупустыми – и это ещё в лучшем случае! Если праздники и отмечают, то в домашнем и семейном кругу, абсолютно по-светски, как продолжение Нового года. Степень “поражённости” религией представителей государствообразующего народа страны на порядки ниже, чем, к примеру, среди весьма заметных в крупных городах среднеазиатов и кавказцев. Те религией “больны” едва ли не в буквальном смысле слова, она формулирует жизненные и поведенческие установки едва ли не каждого второго из них. Среди же русских картина наблюдается принципиально иная.

Недавно опубликованные данные социологического исследования, проведённого в молодёжной среде, снова подтвердили все прежние выкладки обществоведов - русской молодёжи совершенно не свойственен религиозный взгляд на мир (хотя не менее половины её и не возражает против самоидентификации себя в качестве православных). В иерархии жизненных ценностей (таких, как семья, дружба, интересная работа и т.д.) она безоговорочно отвела вере последнее (!) место.

Причём, что характерно, социологи проводили своё исследование среди учащихся техникумов и колледжей – то есть среди не самой, мягко говоря, просвещённой и “креативной” части молодого поколения. Казалось бы, этот контингент должен был быть весьма консервативным в своих ценностных предпочтениях и даже косным (именно таким изображает его либеральная пропаганда).

Ан-нет. Пресловутые “ватники” из средних специальных оказались носителями гораздо более плюралистических и толерантных взглядов, чем представлялось многим. Настолько толерантных, что, как выявило это же исследование, даже однополые браки уже не встречают в их среде прежнего дружного отторжения.

В общем, зафиксируем ещё раз: общество России – невоцерковлённое и светское (но при этом, однако, не обладающее и сколько-нибудь цельной и непротиворечивой картиной мира, увы). Более того, судя по всем признакам, ни к какой воцерковлённости общество не стремится. Религиозная картина мира русскому народу, в отличие от, скажем, большинства северокавказских народов, сегодня абсолютно не присуща.

И если на том же Кавказе исламизация исходила и продолжает исходить снизу, под давлением местного общества, переживающего тяжёлый кризис вследствие быстрой урбанизации как своего рода защитная реакция, то в русской части страны дело обстоит принципиально иначе. Клерикализация продавливается сверху в качестве определённого идейно-политического проекта, за который либо в силу узости кругозора, либо просто по причине очевидного банкротства прежнего, либерально-космополитического, стала цепляться верховная власть.

Но этот проект, как свидетельствуют данные социологов и - что не менее важно! – реакция общественности на антицерковные выступления в Екатеринбурге современной России, давно прошедшей через урбанизацию, раскрестьянивание и ломку традиционного образа жизни, объективно чужд.

Ношение крестиков на шеях, поедание на Пасху куличей и крашеных яиц ошибочно отождествлять со свидетельствами приверженности православию. Всё это – не более чем известные выражения лояльности властным кругам, насаждающим в обществе представление о том, что заявлять себя на словах в качестве верующего человека – правило хорошего тона.

Сила и крепость веры подтверждаются совершенно иными поступками. Иногда, кстати, крайне жестокими, как у тех же радикальных мусульман. Но гораздо чаще – просто устройством собственной жизни согласно предписаниям религиозных канонов. Люди в России в массе своей от такого бесконечно далеки.

Либеральные активисты, ставшие организаторами выступлений в Екатеринбурге, разумеется, имеют социальную базу не более внушительную, нежели участники движения “Сорок сороков” (вот ведь гримаса истории – из тесных союзников на рубеже 90-х либералы и клерикалы превратились сегодня в откровенных врагов!). Но – важнейший вывод! – когда либералы выходят протестовать не с откровенно антироссийскими и заукраинскими лозунгами, а с антицерковными, встать на их пути, за исключением полиции, Росгвардии и горстки таких же, в сущности, маргиналов, оказывается некому.

И это – важнейший вывод!

События в Екатеринбурге продемонстрировали, что в церковном вопросе либералы и прочие недруги нашей страны сумели-таки нащупать ту болевую точку власти, по которой можно успешно бить без серьёзного риска нарваться на противодействие патриотической части общества.

За Россию, за Новороссию, за Крым и уж тем более на Бессмертный полк эта общественность выходит легко и всякий раз легко подавляет либералов-русофобов напором и массой. Но вот ради строительства новой церкви она, как показывают события в Екатеринбурге, выходить не готова. Идеи клерикального реваншизма не владеют душами патриотов. Клерикальный реваншизм, густо замешанный на махровом антисоветизме, отталкивает людей не менее, чем майданоподобные скачки “сквернашистов”.

Противостояние в Екатеринбурге продемонстрировало, что показная религиозность, антисоветизм и монархический реваншизм не только не укрепляют антилиберальный патриотический фронт, но напротив – ослабляют его и дробят.

Россия, несмотря ни на что, остаётся страной светской.
 

Темы: Екатеринбург, Взаимоотношения церкви и государства в России
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 27.05.2019, 18:09
    Гость: *

    Опять начнут завывать "Цвет нации суууубиииили!"(тм)

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 27.05.2019, 17:53
    Гость: *

    "Тебя послушать, так людей в церкви под дулом автоматов загоняют" - у людей из карманов под дулом автоматов бабло вынимают и ЗАО РПЦ отдают.
    И в армии - да, загоняют строем, в приказном порядке.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 27.05.2019, 17:15
    Гость: *

    "Зато "Эхо" на твоей стороне" - это подневольные ребятки, что им прикажет их хозяин Миллер и его босс ВВП - то и выдадут!

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 27.05.2019, 15:56
    Гость: Ну ты и жестокий!

    Снять с госдотации! Попы ж с голоду сдохнут.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 27.05.2019, 15:39
    Гость: Да зато самое и запретить!

    За слишком искусное переобувание в воздухе. Пользы от перевертышей ноль, и нужно сделать, как Ленин - посадить церковь на хозрасчёт и снять её с госдотации, на которую их Сталин посадил ещё, а сейчас эта госдотация увеличилась просто до неприличных размеров.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (233)
]]>
]]>
Выбор читателей
Мятеж Пригожина или «Марш справедливости»?
Война на Ближнем Востоке сменилась то ли миром, то ли паузой
Почти половина мигрантов в России ставит шариат выше светских законов
Путин об экономике Запада: «сами скоро сдохнут»
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
Свойства и применение окопника. А вы знали?
«На Украине может быть расположено свыше девятисот предприятий, где наши "денежные мешки" находятся в той или иной доле собственности»
Фандом Фест ВКонтакте, 10-12 ноября Main Stage
Песня «Пританцовывай» спасла жизнь лидеру «Северного Флота»
Умные маски и кибердезинфекторы: что ждет индустрию COVID Tech
Сергей «Чиж» Чиграков (творческий вечер), 29 июля, «16 Тонн»
The Matrixx: День Рождения Глеба Самойлова, 4 августа, Теплоход «РИО-1»
Одиночество окон «Лезвие» (интернет-сингл)
Российские власти хотят иметь возможность отключать интернет и связь при любых ЧС
Avatarium «Death, Where Is Your Sting»
Аборт мозга «Концерт в Санкт-Петербурге» (компакт-кассета)
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.