]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Спецпроекты
Главная → Спецпроекты → Без купюр
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
    • Без купюр
    • Совет всея Земли
    • Стратегии развития России
    • Инфовойны
    • Публицистика
    • Великая Победа
    • Дурдом
    • Баба Клава сказала
  • Книги
  • Telegram-канал

«Настойчивое навязывание конституционного закрепления существования бога снизит и так малое уважение и к богу, и к Конституции»

11:11 10.02.2020
, Сергей Черняховский

Символ нового прорыва: бог в Конституции, Ксения Собчак в прайм–тайм на 1-ом канале. Это не противоречие - это символ имитационности

К существующей в России Конституции вообще много вопросов. Связанных с порядком и обстоятельствами ее принятия. И еще с особенностями признания ее принятой. Но это – отдельная тема.

Сергей Черняховский. Фото с сайта jpgazeta.ru

Как только что-то начинает меняться в Конституции и выноситься на обсуждение, так тут же появляется соблазн у тех или иных групп предложить изменить еще что-нибудь.

И предложения начинают сыпаться в самом широком диапазоне: от просто экзотических до вполне шизофренических.

Одна из самых ярких инициатив – введение в преамбулу Конституции признание роли бога. Не уточняется, какого именно, из почитаемых той или иной концессией, но представители т.н. «традиционных религий» поддержку стремительно выразили. Не менее стремительно о поддержке заявили стройной командой чуть ли не все до сих пор казавшиеся вполне здравыми, наиболее популярные и авторитетные телевизионные ведущие.

Введение в Конституцию категории бога, при наличии конституционно-неприкосновенной статьи о светском характере государства, уже, конечно, делает основной закон взаимопротиворечащим самому себе. Это самое очевидное соображение, на которое тут же оглашается не менее постмодернистский довод: это общество будет почитающим бога – т.е. религиозным, а государство так и останется светским.

Правда, Конституция на то и является основным законом, из которого вытекают все остальные законы – что она и определяет характер государства. А преамбула Конституции на то и является ее преамбулой, что она закладывает некие неоспоримые общие начала данного документа и данного государства.

Если общество закладывает в Конституцию подобные моменты, оно либо констатирует, что достигло по ним пресловутого «консенсуса», либо узаконивает волю одной своей части, предполагая, что другая будет обязана этой воле подчиниться. То есть, в случае неподчинения, будет к нему принуждена. Очевидно – силами и средствами государства. Которое при этом останется светским.

Если говорить о последнем, то это лишь предполагает, что Конституция вместо исполнения некой объединяющей интеграционной функции приобретает разъединяюще-конфликтный характер. Насколько острым окажется этот конфликт – отдельный вопрос. Но и при отсутствии особой остроты это будет предполагать лишь падение уважения к Конституции, провозглашающей то, что либо заведомо неисполнимо, либо то, что государство не имеет сил исполнить.

Консенсуса, то есть охватывающего согласия по отношению к вере в бога, в российском обществе нет. Когда некий вполне экзотический гиперпатриотический и гиперправославный эпатирующий персонаж в эфире 1-го телеканала заявляет, что в России всего 4% атеистов, он либо откровенно лукавит, либо откровенно лжет, либо просто не отдает себе отчет в реальном положении дел. Явно перепутав слова «четыре процента» и «четвертая часть».

По данным ФОМ апреля 2019 года, формально к православным относят себя 64% граждан страны, а 21% - к неверующим. Однако Великий пост соблюдают лишь 10% - то есть соблюдает один из основных обрядов православия лишь каждый десятый.

По данным ВЦИОМа за август 2019 года, к православным относят себя 63% граждан, причем по этим же данным, доля неверующих (в сумме с примыкающей к ним меньшей группой колеблющихся между верой и неверием) в возрастных группах старше 60 лет и от 45 до 59 лет составляет 19%, в группе 35-44 года снижается до 15%, затем вновь несколько возрастает до 22% в группе от 25 до 34 лет и скачкообразно, до 53%, увеличивается в группе от 18 до 24 лет.

На 2019 год 47% граждан отмечают положительное влияние РПЦ на культуру и искусство, но четырьмя годами раньше, в 2015 году, их было 56%. При этом 41% полагает, что РПЦ вмешивается в те сферы общественной жизни, в которые вмешиваться не должна, и лишь 27% говорит, что такого не бывает. И одновременно 63% граждан против того, чтобы влияние церкви на политику в России увеличивалось, тогда как за увеличение ее роли выступают лишь 16%.

Интересные данные годом ранее давал Левда-центр. За период с 2008 по 2017 год в России улучшилось отношение к атеистам: если в 2008 году оно составляло 46% ответов, то к декабрю 2017 положительные ответы выросли до 54%.

При этом гонения на церковь, которые были в отечественной истории 20-го века, вызывают чувство стыда и сожаления лишь у 16% граждан.

Данных подобного рода, свидетельствующих о непростом отношении общественного сознания к религии, очень много. В частности, уже не один год известно, что среди тех, кто называет себя православными, лишь 2% могут перечислить все десять заповедей, не больше – знает содержание Нагорной проповеди, и если 63-65% граждан (десять лет назад таких было 75%) к православным себя и относят, то к причастию чаще одного раза в год ходит не более 15%. Неверующие (или атеисты) в целом насчитывают от одной пятой до более чем половины в разных возрастных группах, и, по сути, являются второй по численности «конфессиональной» группой в России.

На сегодня все многообразие российской поликонфессиональности имеет возможность мирного сосуществования, и каждая из конфессиональных групп в большинстве своем доброжелательно воспринимает каждую из остальных. Введение в Конституцию категории «бога» проведет очерченную границу между теми, кто его существование признает, и теми, кто его не признает, а внутри верующих – между тем большинством в среде верующих, кто против расширения участия церкви в делах общества, и теми, кто его поддерживает.

Однако дело даже и не в этом. Введение в преамбулу упоминания о боге, которое очевидно будет носить характер конституционного признания его существования, проблемно не только с точки зрения обострения отношений между верующими и неверующими. Оно проблемно именно с точки зрения отношения между верующими и самой Верой.

По смыслу оно будет синонимично слогану «Мы верим в Бога!», произнесенному от имени всего российского общества, и будет означать конституционное закрепление обязанности каждого гражданина признавать себя верующим. Такое толкование появится не сразу, но будет заложено в закрепленную формулу.

И, с одной стороны, придет в противоречие со статьей 27-й Конституции РФ: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними», с другой, как положение преамбулы будет трактоваться, как имеющее перед ней приоритет.

И поскольку признание существования Бога будет превращено в конституционное требование, любое отрицание его существования, тем более провозглашенное публично, сможет расцениваться как антиконституционное действие. И даже признавая положения 27-й статьи – станут возможны ограничения на профессиональную деятельность публичного рода, деятельность в государственных СМИ, высшей школе, образовании в целом и культуре. Что будет логично: граждане окажутся разделены на признающих конституционное требование «Веры в Бога» - и на не признающих его существование.

При этом вполне логично, что если некое действие и позиционирование будет признано антиконституционным, то оно должно будет подпадать и под юридическую оценку, и предполагать ту или иную квалификацию в уголовном кодексе страны.

Но все это будет иметь и иные последствия – уже для самой Веры как таковой, и окажется разрушающим ее началом. Став официально или даже неофициально обязательным для каждого человека, это каждого поставит перед выбором: сказать честно, что он не верит в существование бога, или, для сохранения служебного положения, возможностей роста и профессии – признать себя верующим.

То, что человек вынужден будет признавать себя верующим и сознавать, что на каждом шагу вынужден лгать, это будет проблемами этого человека. Только окажется, что уже искренняя вера каждого будет поставлена под сомнение и над каждым верящим нависнет вопрос: он действительно верит или он лжет и лицемерит.

А тогда и Вера утратит свое значение, вытесняемая лицемерием и ложью.

А главное – такое внесение упоминания о Боге в реальной политической и нравственной жизни не будет иметь никакого значения, потому что вопросы морали юридическими нормами не создаются. Компартия страны с 1917 до 1977 года шесть десятилетий осуществляла в России и СССР свою руководящую и направляющую роль - без какого-либо конституционного закрепления своего статуса. Но когда зачем-то закрепила в 1977 году – утратила его практически через одно десятилетие.

Можно признать право тех, кто этого желает, находить утешение в вере в бога, и тех, кто этого желает, утешаться почитанием Ксюши Собчак. Но это не означает права одних записывать первого в Конституцию страны, или права другой на главный телеэкран страны. А тем более - делать это одновременно.

Можно согласиться с людьми, у которых бог в душе и в сердце, но не с вталкиванием его в Конституцию. Настойчивое навязывание конституционного закрепления существования бога снизит и так малое уважение и к богу, и к Конституции. Против бога в душе можно не возражать. Но в душе и в сердце, а не в Конституции.
Да и более чем спорно выглядит упоминание бога в человеческом законе.

Если на то пошло: если в бога верить, то он выше Конституции и не нуждается в том, чтобы его в нее вписывали. Если его в неё вписывать, значит, в него не верить. И тогда Конституция не поможет.
 

Темы: Внутриполитическая ситуация в России
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 18.02.2020, 16:32
    Гость: Сапёр

    В последние годы жизни Есенин превратился в совершенно непотребного алкаша, существовавшего на грани умопомешательства. Читайте воспоминание его друга Мариенгофа.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 18.02.2020, 03:02
    Гость: Мальчик

    Было сказано: "Богу - богово, Кесарю - кесарево. Подвёрствовать преходящие тексты под божественное откровение есть унижение и опошление того и другого. Это могут позволить себе лишь тёмные люди, лишённые истинной веры, ума, вкуса и стиля. Не государство должно быть отделено от веры, а вера должна быть отделена от государства. Именно это имел в виду Иисус Христос, произнося вышеуказанную заповедь.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 17.02.2020, 11:51
    Гость: прихожание

    Автор безусловно прав: не место Богу в Конституции светского государства!Истинно верующим это и не нужно!Хлопочут попы,которым всё мало,а уж и так поперёк себя шире, в нормальные двери и не пройдут, только в храмовые врата...
    А если учесть, что они вкупе с неким скандально известным попом Сергеевым, назвавшим замужних женщин бесплатными проститутками,то есть состоящими в Законном(Государственном)браке,наводит на мысль что этому попу в принципе плевать на Государство как таковое!И при этом он и ему подобные желают узаконить Бога в Конституции этого государства!..Ну не нонсенс ли?И о каком доверии прихожан к этому попу, а через него к Церкви, кстати,от которой Иисус отрёкся, о чём большинство их и не подозревает, можно говорить?!
    Предложение ввести Бога в Конституцию есть наглое глумление над оной!

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 16.02.2020, 22:15
    Гость: Поэты зрят в корень

    *Пустая забава. Одни разговоры. Ну что же, ну что же вы взяли взамен? Пришли те же жулики, те же воры И законом революции всех взяли в плен.*
    Какого? После публикации такого даже удивительно, что Есенину дали прожить еще целый год! И далее: *Ваше равенство - обман и ложь. Старая гнусавая шарманка. Этот мир идейных дел и слов Для глупцов - хорошая приманка, Подлецам - порядочный улов.*

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 16.02.2020, 12:33
    Гость: Зри в корень

    Отсутствие культуры мышления-характерная черта нынешнего поколения. Это природа обывателей. Но они были и будут гирей на ногах прогресса мысли.
    К примеру, приводят Цветаеву. А вы не пробовали сослаться на Тарапуньку и Штепселя, или крокодила Гену? Это не значит, что я не уважаю Цветаеву. Она гениальный поэт. Но поэт далеко не политик и не прыгун с шестом.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (262)
]]>
]]>
Выбор читателей
Израиль хочет построить гигантский лагерь для 600 тысяч палестинцев
Трамп заявил о планах устроить России «маленький сюрприз»
В Россию планируется привлечь 1 млн трудовых мигрантов из Индии
Кадры из видеотрансляции на официальном сайте президента Франции
Макрон заявил о готовности отправить до 50 тысяч военных на Украину
]]>
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
«Пикник» приблизил светлое будущее в Оренбурге
Бородатые кавказские «опричники» блюдут порядок в Троицке
«Моральный кодекс», 23 сентября, Корабль по Москве-реке
Рассказ от Минэнерго про бензин, или Почему Путин тянет с Посланием
«Приключения Электроников», 23 февраля, Lюstra Bar
Фильм «Девятаев»: используя имя героя, нас заставляют «понять и простить» нацистских пособников?
Мистер Гро... «Вернись» (интернет-сингл)
Наконечный «После меня» (ЕР)
Алина Делисс бросила жизни вызов в своем романе о музыкальном мире «86 400 секунд счастья»
Будет ли применен Севастопольский способ прекращения эпидемий?
Артиллерия ВСУ: с рвением соглашаясь на преступления!
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.